Украинское законодательство предоставляет вполне достаточное количество легальных способов не попасть под мобилизацию. И украинское общество охотно их поддерживает. Однако, все это было бы более или менее логично, если бы не создавало широкое поле для махинаций, пишет Леся Литвинова в статье «Уклонисты, коррупционеры… Это — не я».
В рамках соцопроса, проведенного Центром Разумкова по просьбе ZN.UA, у респондентов спросили: «По вашему мнению, должны ли во время действия военного положения подлежать призыву по мобилизации в Силы обороны Украины представители каждой из таких групg?». В результате респонденты обоих полов «одобрили» все категории, которые на сегодня не подлежат мобилизации:
- лица с инвалидностью – 92,3% (91,6% – мужчин, 92,8% – женщин);
- студенты, получающие первое высшее образование – 87,5% (86% и 88,8% соответственно);
- опекуны лиц с инвалидностью – 86,8% (85,7% и 87,9%);
- женщины без их согласия – 85,9 % (85,2% и 86,5%);
- лица, старше 60 лет – 84,7% (84,5% и 85%);
- лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей – 82,9% (по 82,9%);
- опекуны людей пожилого возраста – 78, 4% (77,9% и 78,8%);
- студенты, получающие второе высшее образование – 53,3% (52,2% и 54,1%).
Правда, легитимизация почти всех этих категорий выше на западе и в центре Украины. За исключением двух. С тем, что лица, являющиеся опекунами людей пожилого возраста, не должны подлежать мобилизации, больше всего согласны на юге Украины – 82,1% (на западе – 80,1%, в центре – 78,5%, на востоке – 73,8%). К женщинам наименее лоялен восток страны – 77,7% (на западе их «поддерживают» – 87%, на юге – 88,4%, в центре – 88,2%).
[see_also ids="567078"]
«В целом все это выглядело бы более или менее логично, если б не предоставляло такое широкое поле для махинаций. Из списка легальных способов миновать мобилизацию невозможно манипулировать только возрастом и полом. Впрочем, зная находчивость наших сограждан, я не удивлюсь, если и тут найдутся варианты. Все остальное – просто праздник для предприимчивых уклонистов», – пишет Литвинова.
Автор отметила, что липовые справки об инвалидности сейчас сотнями оформляются. В свою очередь мужчины, которые раньше кричали о том, что «кому она с прицепом нужна», совершенно внезапно начинают интересоваться одинокими многодетными мамочками. Внезапная тяга к знаниям проявляется в любом возрасте. Тезис о том, что любви все возрасты покорны, подкрепляются браками между двадцатилетними юношами и семидесятилетними женщинами, требующими опеки со стороны мужа.
«И все это, конечно, никак не коррупция. И уж точно не попытки уклониться от воинского долга. Просто вот так в жизни случилось. Внезапная любовь, внезапная болезнь родителей, внезапная тяга к знаниям. Что ж за это – наказывать что ли?», – пишет Литвинова.
По словам автора, она не предлагает грести на улицах всех без разбору, с истериками запихивать в машины и вывозить на полигон «без права переписки». Мало того, Литвинова считает, что нужно открыть границы и дать возможность определиться всем желающим. Хочешь тут остаться — прими как факт то, что рано или поздно придется воевать. Хочешь найти на земном шарике место поспокойнее — твое право, счастливого пути. Автор отметила, что нужно прекратить использовать армию как карательный инструмент для провинившихся. По ее словам, выдавать повестки нужно планово, а не по принципу «в селе мобилизовывать проще, чем в Киеве».
«Пройти наконец-то тест на степень взрослости. Никто не сделает этого за нас. И спихнуть вину исключительно на коррупцию, корявое правительство, продажных военкомов и прочих «они» не выйдет. Брать ответственность на себя придется всем. Ну, или сдаваться на милость победителя. Впрочем, Буча наглядно показала, какой именно «милости» нам ждать», – добавила автор.
Опрос по заказу ZN.UA проводился соцслужбой Центра Разумкова с 28 сентября по 4 октября 2023 методом face-to-face в 22 областях Украины и г.Киеве. Опрошены 2019 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.
Отметим, что наибольшим преступлением во время войны большинство украинцев считают коррупцию, а вот к уклонению от мобилизации так относятся достаточно мало граждан. Хотя и разворовывание средств, и уклонение – это уменьшение ресурса, который можно использовать против агрессора. Леся Литвинова объяснила, почему между отношением к этим двум проблемам большая такая разница.