UA / RU
Поддержать ZN.ua

Большинство украинцев очень обеспокоены активизацией мобилизации и боятся погибнуть на фронте или получить тяжелое ранение – исследование ZN.UA

Также многие граждане боятся попасть в зону боевых действий без должной подготовки.

В Украине из-за начатой Россией войны продолжается всеобщая мобилизация. Как многие украинцы переживают из-за ее активизации, чего боятся и от кого ждут справедливости в этом процессе, рассказала Леся Литвинова в статье «Мобилизация: почему украинцы не спешат служить и можно ли это изменить? Результаты социсследования».

В рамках социологического исследования, проведенного по заказу ZN.UA Центром Разумкова, украинцев спросили: «Испытываете ли вы обеспокоенность за себя или своих родных в связи с происходящей сейчас активизацией мобилизации?». В ответ 55,5% отметили, что испытывают очень сильную озабоченность. Еще 22,4% отметили, что озабочены, но не сильно. И только 17% ответили, что их активизация мобилизации не волнует.

«Страх – одна из сильнейших эмоций. И как ни странно — движущая сила многих процессов. Страх за родных или за себя может конвертироваться в активные действия, в частности, во вступление в ряды войск. Но тот же страх может парализовать или тормозить принятие решений», – добавляет автор.

Именно поэтому, по ее словам, больше всего украинцев на вопрос «По вашему мнению, чем чаще всего обусловлено нежелание служить в Силах обороны Украины тех уклоняющихся от мобилизации военнообязанных Украины?» ответили, что это «неспособность преодолеть страх гибели, страх получить тяжелое ранение». Такой ответ дали 61,6% респондентов.

В то же время Литвинова отметила, что, пожалуй, нет ни одного человека на фронте, который не боялся бы, ведь инстинкт самосохранения является одним из базовых. Правда, по словам автора, страх на фронте и в тылу – это разные страхи.

«На фронте ты можешь управлять ситуацией. Нет, не глобально. Но локально – да. Именно от тебя во многом зависит, останешься ли ты живым. От твоей изворотливости, от умения оказать себе и товарищу первую помощь, от реакции на изменение обстоятельств, от навыков и подготовки», – добавляет Литвинова.

Читайте также: Всеобщая мобилизация: что ждет лицо, которое не явилось по повестке из-за болезни

Вторым среди самых больших страхов оказался «риск быть направленным в зону боевых действий без должной военной подготовки и оснащения». Его указали 53% опрошенных.

«И это, с одной стороны, понятно, а с другой — именно то, что можно обеспечить себе самостоятельно. Разнообразных курсов и полигонов сейчас достаточно. Ни один учебный центр не способен сделать из новичка боевого Рекса в короткий срок. Но можно не ждать, пока с тобой произойдет мобилизация и готовиться к ней уже сегодня. На самом деле это стоило сделать еще вчера, но как есть. То же касается оснащения. Базовый набор получат все. А если есть желание подобрать что-то более удобное, то время до сих пор есть», – пишет Литвинова

В то же время 53% украинцам, которые боятся попасть в зону боевых действий без должной военной подготовки и оснащения, задали вопрос «Кто именно или какое именно государственное учреждение способно обеспечить справедливость проведения мобилизации?».

В ответ 31,2% назвали главнокомандующего ВСУ. Еще 28,5% указали, что это президент Украины – Верховный главнокомандующий, а 26,6% – Минобороны.

Литвинова отмечает, что эти три ответа являются лидерами по вопросу обеспечения справедливости проведения мобилизации и среди других групп — 29,4%, 28,7% и 27% соответственно.

По рейтингу сразу после них следует не Верховная Рада, не ТЦК, даже не полиция, а «граждане Украины». Так ответили 19,1% респондентов.

Читайте также: Минобороны: Свои данные обновили 4,6 млн украинцев, активизировалась мобилизация по рекрутингу, а те, кто сомневался, наконец стали в защиту Родины

«И что-то мне подсказывает, что здесь речь не о том, кто должен служить, а о том, как сделать, чтобы они не шли. Именно народ Украины «справедливо» перекрывает дороги, сносит посты ТЦК и нападает на их представителей. Ибо в воображении большого количества людей это и есть справедливость. Нет, тех, кто хотел бы потерять страну, среди них почти нет, если не учитывать ждунов и пророссийски настроенных соотечественников. Таких, согласно опросу, 1,7%. То есть настолько незначительное количество, что можно не обращать на нее внимания», – отмечает автор.

В то же время Литвинова добавляет, что запрос на справедливость у большинства людей достаточно специфичен. Она напомнила, что в недавней публикации ZN.UA, наделавшей немало шума, очень четко прослеживается одна тенденция – украинцы выступают против потери территорий и мира на условиях агрессора, но не готовы принимать в этом участие непосредственно или отправлять на войну близких.

В частности, 46,1% респондентов на вопрос «Стыдно ли во время войны быть уклоняющимся» ответили «нет». И только 29,1% — да.

Что касается других причин, по которым некоторые украинцы не хотят служить, то 36,1% назвали страх оставить детей или других родственников без кормильца. По словам Литвиновой, наверное, это прежде всего связано с тем, что выплаты за ранение или гибель до сих пор полностью не урегулированы.

Читайте также: Из-за нехватки личного состава мобилизовать стоит уже с 22 лет – офицер отделения разведки бригады «Рубеж» Литвин

«Думаю, ни для кого не секрет, что иногда их нужно ждать достаточно долго или даже добиваться через суд. Если бы эти вопросы решались оперативно и без очередных громких скандалов, от этого страха точно можно было бы избавиться. Озвученные суммы выплат более чем приличные, но уровень доверия к обещаниям и пониманию реальных дел с бюджетом страны выводит эти страхи на достаточно высокий уровень», – добавляет автор.

Еще 32,8% ответили, что не готовы мобилизоваться в армию из-за уведомлений о злоупотреблениях со стороны военных командиров и начальников. При этом справедливости эта группа и дальше ищет у президента (30,1%), главкома (30,5%) и Минобороны (26,3%).

«То есть у того же военного руководства, только самого высокого ранга. Абсолютно в тех же пропорциях, что и другие группы опрашиваемых. Объяснений этого у меня нет. Возможно, это – традиционная вера в то, что «старшие» не в курсе действий своих подчиненных, и если узнают, то обязательно накажут непосредственного командира», – подытожила Литвинова.

Опрос проводился социологической службой Центра Разумкова по заказу ZN.UA с 20 по 28 июня 2024 года. Опрошены 2027 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.

Читайте также: В Минобороны рассказали, от каких факторов зависит демобилизация военных

В последнее время в Украине звучит много разговоров об уклонистах, Тисе, расценках на пересечение границы и мирных переговорах с агрессором. Однако результаты социологического исследования на эту тему оказались не столь страшны. В частности, только 8,8% опрошенных сказали, что у них есть военнообязанные знакомые, которые пытаются найти способ избежать мобилизации. Еще 17,5% отметили, что у них нет таких знакомых или почти нет.