UA / RU
Поддержать ZN.ua

Большинство учителей не осилили тесты ВНО — результаты эксперимента

Результаты эксперимента, в котором участвовали почти 1 тысяча учителей, шокируют: большинство педагогов смогли выполнить только 50–75% заданий.

В одном из регионов Украины был проведен интересный эксперимент. Учителям предложили сдать тесты, укомплектованные заданиями, которые использовались в 2008–2012 ггода для проведения внешнего независимого оценивания (ВНО) их выпускников.

Как сообщил ZN.UA директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Игорь Ликарчук, правильно выполнили все включенные в тесты задания лишь 37 педагогов из 973, принявших участие в эксперименте (подавляющее большинство работающих педагогов области, в некоторых районах - от 70 до 100% учителей).

По словам Ликарчука, ни один из представителей педагогического сообщества 14 сельских районов и городов этой области не смог правильно выполнить все задания теста. Менее 25% заданий выполнили 11 учителей математики из 752 участников эксперимента, 33 преподавателя английского языка из 577, 26 - из 410 учителей физики... Большинство педагогов смогли выполнить только 50–75% заданий.

Как отмечает директор УЦОКО, среди сдававших тесты были и молодые, и опытные наставники. Все они (и не раз) прошли государственную аттестацию, отмечены различными наградами и званиями. У всех высшее педагогическое образование (а то и два) и не одно удостоверение о повышении квалификации в областных институтах последипломного педагогического образования.

Приведенные факты дают основания, по меньшей мере, для четырех выводов, говорит Ликарчук.

Первый. В Украине усиленными темпами происходят процессы профессиональной деформации учителя. Ее причины - социальное, морально-этическое, профессиональное старение педагогов. Второй. В Украине разрушена система подготовки квалифицированных педагогических кадров. Третий. В общеобразовательных учебных заведениях отсутствует адекватная система аттестации и оценки педагогических кадров. Существующая ― не что иное, как бесплодная бюрократическая заорганизованная процедура с откровенным коррупционным привкусом. Подтверждением этого является тот факт, что аттестацию УСПЕШНО проходят практически ВСЕ педагоги. Статистики тех, кто аттестацию не прошел, в Украине НЕТ. Четвертый. Уже не первый год сообщество работников образования и учителя взывают о необходимости существенно пересмотреть учебные планы в общеобразовательных учебных заведениях, сократив количество предметов для инвариантивного изучения.

Как вариант решения проблемы с кадрами в школах Ликарчук называет внедрение лицензирования педагогической деятельности. "Т.е. каждый, у кого есть высшее педагогическое образование и желание работать в любом учебном заведении, должен получить лицензию", - поясняет он.

Эксперимент по сдаче тестов ВНО педагогами-практиками был проведен в октябре 2013 года.

В УЦОКО сознательно не называют область, где проводился эксперимент, отмечая, что это и не имеет особого значения. "Ведь беда в том, что гипотетически подобные результаты можем получить и в других регионах страны", - говорит Ликарчук.

Подробнее читайте в статье Игоря Ликарчука "Учителeй много, а учить некому. Почему?" в ближайшем номере "Зеркала недели. Украина". !zn