Тарифы на медицинские услуги будут покрывать только медицинский компонент, как образовательная субвенция рассчитывается лишь на обеспечение образовательного процесса. Остальное - коммунальные услуги, ремонт помещений, содержание хозяйственного персонала - за счет местных налогов и сборов и закрепленного общегосударственного налога на доходы физических лиц, пишет в своей статье для ZN.UA Юрий Ганущак.
Причем сейчас эти больницы содержатся за счет бюджетов городов областного значения, районных бюджетов, областных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад, которые взяли на себя эту ношу. И в этом смысле областные больницы ничем не отличаются от районных и городских, - содержание помещений мало зависит от сложности медицинских услуг.
По мнению эксперта, есть три варианта. Первый - передать содержание больниц на областной уровень. Это самое простое решение, которое, однако, включает в себя тот недостаток, что в этом случае областная рада будет иметь дело с сотнями больниц, и его приоритеты будут далеко не однозначными. В конце концов, по тому же принципу субсидиарности, если услуга может предоставляться на более низком уровне, то стоит ее передавать именно туда.
Второй вариант - районный уровень, для чего создается представительный орган местного самоуправления - районная рада, который и принимает решение о перераспределении средств районного бюджета.
И, наконец, третий - содержание из бюджетов базового уровня. Этот вариант якобы самый естественный, ведь априори такие больницы находятся в собственности именно территориальных громад. А районные и областные рады в соответствии с Конституцией только управляют этой собственностью. Проблема заключается в том, что больницы обслуживают жителей нескольких громад, поэтому логично, чтобы средства на их содержание формировались за счет бюджетов таких громад.
Технически это заключается в передаче средств в бюджет той громады, на территории которой располагается больница.
"Все три варианта предусматривают перераспределение финансовых ресурсов, закрепленных за местными бюджетами. Сейчас согласно Бюджетному кодексу за районными бюджетами, бюджетами городов областного значения и объединенными территориальными громадами предусмотрено закрепление доли НДФЛ, которую в ходефискальной реформы 2014 года определили, исходя из общего объема делегированных полномочий. После формирования громад, планируемого до проведения местных выборов, все они получат одинаковые полномочия и одинаковый набор источников дохода", - пишет автор.
То есть в районных бюджетах не остается доходов. И если формировать районный уровень самоуправления хотя бы для финансирования содержания больниц, то деньги нужно забирать прежде всего у громад. И часть - из областного уровня, которая сейчас направляется на содержание областных больниц. Это не очень понравится мэрам городов и ОТГ, а также областным лидерам. Альтернативой может быть перераспределение НДФЛ в пользу областного или базового уровня в зависимости от того, какой вариант будет принят. Можно оставить статус-кво для областных больниц, которые продолжат содержать пока из областного бюджета, что снимет необходимость принятия политически деликатного решения о перераспределении доли НДФЛ между уровнями.
"И, опять-таки, жертвой становится субрегиональный уровень, - на нем не остается ни полномочий, ни, соответственно, денежных средств. То есть, потребности в формировании районных рад объективно нет. По крайней мере до тех пор, пока практика применения межбюджетных трансфертов между громадами, реформирование образовательной сферы, дорожного хозяйства не актуализируют вопрос целесообразности формирования полноценного самоуправления на субрегиональном уровне", - резюмирует он.
Подробно о тенденциях в вопросах децентрализации читайте в статье Юрия Ганущака "Почему не нужны районные рады? Ответы для уполномоченных" для ZN.UA.