UA / RU
Поддержать ZN.ua

Bloomberg: Три проблемы будут мешать Украине выполнить договор об экспорте зерна

И одна из этих проблем – это доверие к Путину, который продолжает вести кровавую войну против соседней страны.

Украина наконец подписала соглашение о разблокировании экспорта зерна через Черное море, чему до сих пор мешало вторжение России. Но возобновить процесс будет не так-то просто.

Об этом пишет Bloomberg, напоминая, что сегодня представители Киева и Москвы подписали параллельные соглашения с Турцией и ООН во время встречи в Стамбуле. Эти соглашения призваны возобновить движение торговых судов в порты Украины, ставшей одним из главных поставщиков пшеницы, кукурузы и подсолнечного масла в мире. Это хорошие новости для напряженного рынка продовольствия, а также экономики Украины, истощенной российской войной.

Но даже после подписания соглашений нужно еще найти трейдеров, чтобы запустить поток продовольствия. Украина должна расчистить морские пути от мин, найти суда для транспортировки зерна, а также направить поезда и грузовики на юг, ведь сейчас они перевозят товары по другим направлениям. Еще один вызов – найти страхователя. Успех плана также зависит от гарантий безопасности со стороны Москвы и готовности Владимира Путина выполнить свою часть договоренностей во времена, когда он готовится аннексировать еще часть Украины и продолжает наступление на востоке страны. Аналитики и западные чиновники скептически относятся к предположению, что Украина сможет быстро вернуться к роли глобального аграрного центра.

«Пока продолжаются активные военные операции на территории Украины, находиться в украинских водах будет чрезвычайно опасно», - сказал аналитик компании APK-Inform Андрей Купченко.

Напряженность ситуации хорошо иллюстрирует то, что Украина подписала соглашение с Турцией и ООН, а не с Россией напрямую. Москва подписала аналогичный документ с Анкарой и международной организацией. Многие суда для транспортировки зерна застряли в Украине из-за начала российского вторжения. Киев был вынужден наладить экспорт по железной дороге, грузовиками и речным маршрутам. Когда порты в Черном море будут разблокированы, найти необходимые суда и страхователей, готовых поручиться за грузы, будет тяжело и дорого. Председатель по авиации и морскому транспорту компании Lloyd's Market Association Нил Робертс считает, что специализированные страховые фирмы могут согласиться работать с грузами из Украины, учитывая их гуманитарную природу. Но придется решить логистические вопросы, чтобы было достаточно работников для погрузки и перевозки зерна.

Читайте также: США поддержат «зерновое соглашение» между РФ и Украиной — Госдеп

«Открытие портов будет фантастикой. По меньшей мере 80 или 90 застрявших там судов теперь смогут выйти. Но следующие шаги будут несколько сложнее», – сказал глава глобальных операций трейдинговой компании Viterra Лукас Доррестейн.

У Украины есть примерно 25 миллионов тонн заблокированного зерна. И фермеры уже начали убирать новый урожай. Некоторые элеваторы недалеко от портов. Но фермерам и трейдерам потребуются безопасные маршруты, чтобы поставки продолжались. Южные регионы Украины остаются опасными, инфраструктура была повреждена, что может ограничить прогресс, считает Купченко. Кроме того, многие железнодорожные вагоны и грузовики стоят в очередях, пытаясь перевезти зерно в соседние страны ЕС. Их нужно вернуть на традиционные ориентированные на порты маршруты.

Поддержка экспорта также зависит от гарантий того, что Россия не будет атаковать инфраструктуру. За время войны Москву неоднократно обвиняли в воровстве украинского зерна и уничтожении элеваторов с помощью ракетных ударов. Некоторые чиновники убеждены, что Кремль собирается использовать угрозу дефицита продовольствия и глобального голода как инструмент для политических торгов.