Тысячи человек подозреваются украинскими правоохранителями в совершении преступлений в условиях вооруженного конфликта. Только в Крыму присяге изменили десятки тысяч правоохранителей и больше половины сотрудников органов прокуратуры, рассказал ZN.UA заместитель генерального прокурора Гюндуз Мамедов.
«Только в Крыму на момент начала оккупации работало около 22 тысяч правоохранителей и 1400 человек в органах прокуратуры. Знаете, сколько из них не изменили присяге? Чуть больше тысячи правоохранителей и 570 прокуроров! Остальные остались и начали сотрудничать с оккупационной администрацией», - делится он в разговоре с редактором отдела международной политики Татьяной Силиной.
В Офисе генерального прокурора опасаются, что все эти люди уйдут от уголовной ответственности. Но не потому, что могут сбежать в Россию (страна-агрессор не выдает владельцев своих паспортов – ред.), а потому что к ним неправильно применена норма закона.
«Необходима правильная квалификация. Только чуть больше 1% среди тысяч дел по фактам военных преступлений в Украине квалифицированы должным образом. Еще пару лет и лица, сотрудничавшие с оккупационными властями, смогут безнаказанно перемещаться на подконтрольную Украине территорию. Потому что у нас есть так называемая «поправка Лозового» (внесена экс-депутатом Андреем Лозовым – ред.), которая ограничивает сроки досудебного расследования, скажем, по особо тяжким преступлениям (а военное преступление таковым и является) 18 месяцами», - отмечает Мамедов.
Осложняют привлечение к ответственности несовершенный процесс заочного досудебного расследования и судебного рассмотрения – правоохранители не могут направить в суд обвинительные акты в отношении обвиняемых должностных лиц Вооруженных сил РФ и НВФ, поскольку они либо за пределами Украины, либо на оккупированных территориях.
«И это только часть проблем с законодательством, которое не дает возможности нам эффективно работать в этом направлении. Все это мы неоднократно озвучивали парламентариям и обсуждали с ними все эти вопросы. Очень надеюсь, что нас все-таки услышат», - добавляет он.
На сегодняшний день в Криминальном кодексе Украины есть только одна статья 438 (нарушение законов и обычаев войны - ред.), согласно которой можно квалифицировать действия оккупанта и его пособников как военное преступление.
По словам заместителя генерального прокурора, на седьмом году вооруженного конфликта у нас нет в законодательстве такого понятия как преступление против человечности. А действующая статья бланкетная, ссылочная, и для того, чтобы следователь СБУ, Национальной полиции и ГБР, а это органы, с которыми прокуроры работают по категории военных преступлений, могли правильно квалифицировать события, необходимо знать около 30 международных договоров.
«Чтобы вы понимали, это документы, начиная с конца XIX века. И нужно их не только знать, но и понимать, под какую норму Конвенции подпадает то или иное преступление. Это большой пласт работы, и наши прокуроры научились это делать», - подчеркивает Гюндуз Мамедов.
Если мы хотим, чтобы все виновные в военных преступлениях были привлечены к уголовной ответственности, а жертвы войны – восстановлены в своих правах, нужны изменения, считает он.
«Мы уже несколько лет пытаемся имплементировать нормы международного гуманитарного и уголовного права в национальное законодательство. Проделана колоссальная работа – экспертами, учеными, правозащитниками, международными организациями. Но еще с прошлого созыва парламента это, увы, никак не удается», - рассказывает заместитель генпрокурора.
Соответствующий законопроект уже дважды принимался в первом чтении народными депутатами двух созывов, но до логического завершения парламент это дело пока не довел.
Кроме того, прокуроры настаивают на необходимости ратифицировать Римский статут, который даст Украине больше прав в международных инстанциях.
«Хотел бы развеять опасения тех, кто думает, что из-за этого начнутся массовые преследования. Это несвязанные между собой процессы. Юрисдикцию расследовать военные преступления Верховная Рада предоставила МУС еще в 2015 году, а право собирать необходимые материалы и доказательную базу – Кабмину и органам прокуратуры», - объясняет собеседник ZN.UA.
Отвечая на вопрос ZN.UA о том, почему все так затягивается, в чем причина, Гюндуз Мамедов отметил: «Вокруг этого вопроса очень много спекуляций и достаточно большое количество скептиков, которые трактуют его совершенно односторонне».
Но законопроект №2689 об имплементации норм международного уголовного и гуманитарного права даст возможность квалифицированно оценивать события, происходящие на оккупированных территориях, называя вещи своими именами, это – военное преступление, а это – преступление против человечности, считает он.
Проект закона также дает возможность конкретизировать все эти правонарушения, предоставляет более комфортные правовые условия для работы правоохранителей и органов прокуратуры
«Дайте нам возможность делать свою работу на основе международных норм, усильте институциональную способность, внесите свой вклад в привлечение к ответственности военных преступников, ведь мы единственная страна на европейском континенте, которая и с оружием в руках, и в правовом поле борется с агрессором», - резюмирует Мамедов.
Как наказать агрессора? Кто будет судить высшее руководство РФ за нарушения международного гуманитарного и уголовного права? Будут ли наказаны те, кто встал на сторону агрессора и оккупанта? Что делает Украина для того, чтобы наказание стало неотвратимым? Читайте в интервью, которое взяла Татьяна Силина у заместителя генерального прокурора Украины Гюндуза Мамедова.