UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ассорти из ПВО: чем и как Украина защищает свое небо – The Economist

Проблема не столько в количестве ЗРК, а в их интеграции в единую систему и в бесперебойном поступлении ракет в них.

Только за последний месяц российские ракеты и беспилотники Шахед-136 иранского производства убили два десятка человек и повредили 40% энергетической инфраструктуры Украины. Страна становится все лучше сбивать их. 10 октября менее половины ракет и беспилотников, запущенных Россией против Украины, уклонились от обороны. В Киеве впервые за несколько месяцев прогремели взрывы. Менее чем через месяц Украина сбила более 80% беспилотников и ракет. Но существует реальный риск того, что если украинские запасы зенитных боеприпасов закончатся, российские ракеты пройдут в большом количестве, и российские военные самолеты, держащиеся с весны на страхе, могут вернуться в силу. Об этом говорится в статье американского издания The Economist.

История одного пилота

Пилот истребителя должен быть готов к вылету в любое время и при любых условиях, говорит украинский летчик Джус. Когда раздается сигнал тревоги, у Джуса есть всего несколько минут, чтобы схватить свое снаряжение, заскочить в кабину, раскрутить свой МиГ-29 и взлететь. Поскольку россияне часто атакуют ночью, он одевает свой летный костюм спать. Но самое трудное другое.

«После приземления вы открываете свой смартфон и видите взрывы в Киеве или взрывы в других городах, и вы не смогли спасти эти жизни. Или вы садитесь на свою базу, а там нет электричества, потому что российская крылатая ракета уничтожила электростанцию», – рассказывает Джус.

Читайте также: Италия готовится предоставить Украине системы ПВО, в частности SAMP/T и Aspide – Reuters

31 октября, когда Россия нанесла очередной ракетный удар по Украине, Джус снова был в воздухе. Пролетая возле большого города (не может сказать, какого), он неоднократно целился на российскую крылатую ракету. Но была проблема – ракеты советских времен Р-27, которые несет его самолет, не могут самостоятельно отслеживать цель. Они требуют, чтобы самолет держал его на радиолокационной блокировке до столкновения. Если замок выходит из строя, Р-27 рискует искать другие цели, включая здания.

"Вот почему над городом слишком опасно", - говорит Джус.

У него было несколько хороших моментов, но он так и не пробил. Джус передал свою цель наземной противовоздушной обороне поблизости, посадил свой самолет и надеялся на лучшее.

Украинская ПВО крепнет

Новое оружие от западных союзников помогает. В начале октября Украина получила от Германии передовую систему IRIS-T, еще три в пути. Развернутая сбила все цели на своем пути. Батарея С-300, доставленная в начале этого года из Словакии, также оказалась очень эффективной. 7 ноября министр обороны Украины подтвердил, что страна получила две системы NASAMS, разработанные норвежской аэрокосмической компанией Kongsberg и американской Raytheon. США пытаются ускорить доставку еще шести.

Читайте также: Украина стала чаще сбивать ракеты и дроны РФ, ожидаем еще больше систем ПВО – Зеленский

Охота на ракеты

Украинские офицеры научились предсказывать, откуда ведутся пуски беспилотников и ракет и как они могут двигаться. Россияне пытаются запутать украинцев, запуская ракеты с разных точек или программируя их на полет по кругу, говорит Юрий Игнат, спикер ВВС ВСУ.

«И мы пытаемся сдвинуть наше ПВО, чтобы ввести их в заблуждение, – добавляет он. – Это тоже искусство быть в нужном месте в нужное время».

Жизнь всякий раз под угрозой. Возле кафе в Виннице, где продолжалось интервью, были видны обломки офисного здания и концертного зала, где летом попали три российских крылатых ракеты, убив 28 человек.

Читайте также: Сигнал Путину: американскую субмарину с ядерными ракетами заметили в Средиземном море

Недавно полученное оружие повлияло, но его слишком мало, говорят украинские чиновники. Техника советских времен составляет основную часть обороны Украины.

«Мы боремся оружием прошлого тысячелетия против оружия, которое было произведено два года назад, – говорит Игнат. – Все эти сотни старых индикаторов, кнопок и экранов очень сложны в эксплуатации. Риск человеческой ошибки очень высок».

Новые системы – другое дело. Как работает NASAMS, можно понять всего через несколько минут, проведённых за пультом управления, говорит офицер ПВО, обучавшийся в Норвегии. По его словам, на обучение украинских операторов ушло удивительно мало – всего несколько недель. Но наибольшее преимущество нового оружия – это возможность создать единую систему, охватывающую целые регионы страны.

Сейчас вместо нее в Украине работает ассорти из ЗРК, которые не могут обмениваться данными. Например, системы NASAMS и IRIS-T работают как одно целое: воздушная цель, обнаруженная одной из них, может уничтожить другая. Но их, к сожалению, пока не хватает.

Иранские баллистические ракеты

Появляются новые угрозы – украинская разведка сообщила о планах России приобрести у Ирана баллистические ракеты Fateh 110 и Zolfaghar и переправить их по воздуху в Крым и морем в российские порты на Каспии. У Украины нет эффективной защиты от баллистических ракет, в частности «Искандер», которые Россия уже использовала.

Представитель ГУР Минобороны Украины Вадим Скибицкий говорит, что в октябре Россия запустила по Украине 25 Искандеров. Украинским ПВО удалось перехватить всего три. Нет защиты и от гиперзвуковых ракет «Кинжал», которые Россия установила на самолеты.

Читайте также: Испания передает Украине четыре системы ПВО Hawk, ЗРК Aspide, пушки и снаряды

Использование Россией таких ракет ограничено их дефицитом. По оценкам Вадима Скибицкого, в России осталось всего 120 «Искандеров». «Кинжал» есть где-то из 40 единиц, говорят другие источники.

Пополнив свои запасы с помощью иранцев, Россия может снова атаковать. Сегодня как никогда, говорят официальные лица в Киеве, Украине нужны ЗРК такого типа, как американская система Patriot, способная сбивать баллистические ракеты. Также нужны ракеты большей дальности, в том числе американские ракеты ATACMS, которыми можно наносить удары по командным центрам, расположенным далеко за линией фронта.

«Лучшая защита от таких ракет – уничтожать их на пусковых площадках», – говорит Юрий Игнат.