UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аналитики рассказали, как оккупанты превратили Telegram-каналы в инструмент агитации за псевдореферендумы

Для имитации агитационного процесса захватчики использовали хорошо знакомые нарративы.

В российских псевдореферендумах в четырех областях Украины главную роль получили пропагандисты. В материале «Как Россия пыталась легитимизировать псевдореферендумы через Telegram» ОПОРА разобралась, как Telegram стал инструментом для оправдания россиянами аннексии украинских территорий. В частности, аналитики рассказали, как захватчики агитировали за проведение псевдореферендумов, используя соцсети.

В ходе регулярного мониторинга социальных сетей ОПОРА обнаружила 127 пророссийских Telegram-каналов, созданных после 20 февраля 2022 года, которые позиционируют себя как местные каналы территорий, временно оккупированных Россией или тех, которые она имела амбиции оккупировать (например, Сумы UAОдесса Za Россию! или ИрпеньUA). Большинство этих каналов, остающихся активными до сих пор, позиционируют себя как новостные каналы для ВОТ или каналы так называемых органов власти или правоохранительных органов (например, Администрация города Мелитополя или ВГА Скадовска).

В общей сложности эти каналы опубликовали более 1600 сообщений о подготовке, проведении и агитации за псевдореферендумы в течение марта-сентября 2022 года. Из выявленных аналитиками страниц в пропагандистской деятельности приняли участие 118 каналов.

Отмечается, что самые ранние сообщения с упоминаниями о псевдореферендумах датируются 3 марта, и в них пропагандисты лишь намекают, что «подумают» над этой идеей.

С точки зрения контента, большинство публикаций — сообщения с дословным цитированием спикеров российского режима или оккупационной «власти».

А для имитации агитационного процесса перед так называемым волеизъявлением захватчики использовали хорошо знакомые нарративы. В частности, для легитимации псевдореферендумов оккупанты использовали такие обоснования, как «успешный» пример аннексии Крыма (россияне рассказывали, как изменилась жизнь на полуострове после аннексии) и информирование об устройстве медицинской, административной, образовательной и других систем РФ, создавая иллюзию «информированного выбора» жителей временно оккупированных территорий российской системы социальных услуг.

Также захватчики использовали параллели с референдумами по самоопределению других народов — например, шотландские нарративы о выходе из состава Соединенного Королевства, упоминания о псевдореферендуме за присоединение самопровозглашенной «республики» Южной Осетии в состав РФ.

Кроме того, на пропагандистских каналах оккупанты рассказывали об имитированном процессе подготовки к псевдореферендумам. Захватчики приводили примеры и цитаты, которые подтверждают почти единодушное стремление жителей временно оккупированных территорий присоединиться к РФ.

«Отдельно стоит обратить внимание на то, как россияне адаптируют дезинформационный нарратив обвинения ВСУ в обстрелах гражданского населения, проживающего на временно оккупированных территориях. По версии пропагандистов, любые обстрелы временно оккупированных территорий — акт запугивания Украиной своих жителей с целью отговорить их от участия в так называемых референдумах», - отмечают аналитики.

Читайте также: The Economist: Путину нечего праздновать после «референдумов» на оккупированной части Украины

Напомним, российские захватчики заявили о проведении псевдореферендумов на временно оккупированных территориях Украины. Заявления российских оккупационных администраций по поводу фиктивных референдумов о присоединении к РФ украинских территорий нарушают законодательство Украины, ряд норм международного права и права человека

Президент России Владимир Путин подписал «документы» о «присоединении» оккупированных территорий Украины. Ожидаемо, попытка, аннексии украинских территорий столкнулась с жесткой критикой и непризнанием в мире.