Если вы читаете этот текст сидя в 3 и вы "на нервах", то не паникуйте, но температура внутри реактивных двигателей вашего самолета может прямо сейчас превышать температуру плавления металлов, из которых они сделаны.
И то, что они не превращаются в расплавленную массу - это большое достижение современной инженерии. Решение включает сложное сочетание прочных сплавов и производственных техник, таких как 3D-печать, которые позволяют построить детали с маленькими каналами для циркуляции воздуха. Кроме того, детали, которые подвергаются высоким температурам до 1300 градусов по Цельсию, обработаны дополнительным керамическим покрытием, которое защищает от перегрева.
Новые реактивные двигатели так сильно нагреваются из-за высокой эффективности, объясняет The Economist. Сгорание топлива происходит полностью, что позволяет сократить его расход и вредные выбросы в атмосферу.
Но столь горячие двигатели требуют ухода. Сегодня три крупнейших производителя авиационных двигателей: General Electric, Rolls-Royce и Pratt & Whitney - включают обслуживание в стоимость продукции. Кроме того, много двигателей сдаются в лизинг по "почасовым" контрактам. Это означает, что проверки и техническое обслуживание происходят очень часто, потому что это в интересах как авиалинии, так и производителя.
Сложность только в том, что осмотр двигателя нельзя провести, не разобрав его. А это требует снятия самолета с рейса. В случаях с "почасовым" контрактом, когда самолет стоит в гараже на осмотре, деньги теряет не только авиакомпания, но и производитель двигателей тоже.
Главный ученый General Electric Global Research Дон Липкин и его коллеги Тодд Данко и Кори Макдоналд считают, что нашли способ, как избежать таких потерь. Они разрабатывают маленьких роботов, которые смогут проникнуть внутрь двигателя для оценки внутренних частей и проведения необходимого ремонта. Более того, эти роботы смогут работать тогда, когда самолет стоит в аэропорту между рейсами.
Роботы доктора Липкина испытываются в лаборатории. Но разработчик говорит, что рабочие прототипы начнут работать на самолетах уже к концу этого года. Для начала они будут проводить техосмотры. Позже, после улучшения технологии, они начнут проводить ремонты. Такие роботы будут использоваться и для обслуживания газовых турбин, которые используются на электростанциях.
Ранее издание The Guardian сообщало, что в ООН боятся безработицы и войн из-за роботов. Ведь машины могут заменить людей на рабочем месте. Или же автономное оружие могут использовать криминальные организации или агрессивные страны. Поэтому в ООН создали специальный отдел, который будет мониторить развитие робототехники и искусственного интеллекта.