UA / RU
Поддержать ZN.ua

Панацея от рака оказалась для многих онкобольных смертельной

Ученые работают над тем, чтобы так называемые ингибиторы иммунных контрольных точек убивали только раковые клетки, а не больных. 

Прогрессирующая меланома у одного пациента Массачусетской больницы была полностью нейтрализована с помощью так называемых ингибиторов иммунных контрольных точек, пишет автор журнала Science Дженнифер Кузен-Франкель.

Читайте также: Ученые рассказали о неожиданной причине развития рака кожи

Эти препараты побуждают иммунную систему искать и уничтожать раковые клетки, и в этом случае они прекрасно сработали, говорит Керри Рейнольдс, онколог Массачусетской больницы общего профиля (MGH), которая помогала ухаживать за мужчиной.

Но примерно через месяц после инфузии, когда в его теле не было обнаружено клеток меланомы, 64-летний мужчина был госпитализирован в тяжелом состоянии. Лекарства слишком нагружали его иммунную систему, нанося ущерб толстой кишке и нервной системе. Врачи боролись за его спасение более 3 недель, но он умер от сильной интоксикации.

Перед смертью мужчина умолял Рейнольдс извлечь уроки из его опыта, и она пообещала, что сделает это. Вскоре после этого, в 2017 году, Рейнольдс основала Службу тяжелых осложнений иммунотерапии в MGH, где иммунолог и геномист Александра-Хлоя Виллани провела параллельные исследования.

Вместе они стремятся лечить и изучать людей с иммунными осложнениями от этих революционных лекарств от рака. Кстати, мать Виллани была спасена ингибиторами контрольных точек, но в результате у нее развился артрит.

Около 10% тех, кто получает ингибиторы контрольных точек, госпитализируют с иммунотоксичностью. Около 1% умирают. Исследование 2021 года показало, что, как и у матери Виллани, примерно у 40% тех, кто принимает препараты контрольной точки, развиваются хронические осложнения, часто, артрит или эндокринная дисфункция. 

“Когда людям осталось жить 4 месяца, риск оправдан”, — говорит Рейнольдс. — Для менее запущенных форм рака профиль риска меняется.

Сегодня это противоречие между рисками и преимуществами лекарств особенно стоит остро, потому что через 11 лет после того, как первый ингибитор контрольных точек был одобрен в Соединенных Штатах для лечения метастатической меланомы, они спасают людей при более ранних стадиях нескольких видов рака, включая меланому, рак легких и рак молочной железы.

Более 40% больных раком в Соединенных Штатах могут принимать лекарства, и они составляют 30-миллиардный и растущий рынок.

Осложнения же внешне напоминают известные аутоиммунные заболевания, такие как гепатит или колит, но развиваются внезапно. Некоторые побочные эффекты становятся хроническими, но управляемыми. 

В частности, дисфункция надпочечников или щитовидной железы, например, может контролироваться приемом лекарств один раз в день.

Другие осложнения более разрушительны. Например, лекарства могут вызвать миокардит, при котором иммунная система уничтожает сердечную мышцу. Хотя это случается гораздо реже, чем многие другие иммунные осложнения, оно приводит к летальному исходу от четверти до половины случаев.

Большинство пациентов с иммунными осложнениями в настоящее время получают стероиды. Но это грубый инструмент, и он рискует помешать направленной на рак атаке, которую должны стимулировать ингибиторы контрольных точек. Поэтому исследователи ищут лучшие контрмеры. 

В Париже кардиолог Сорбоннского университета Жан-Эли Салем исследовал лекарство от артрита под названием абатацепт, которое подавляет активность Т-клеток, для лечения миокардита, вызванного контрольными точками. Исследователи все еще пытаются определить, мешает ли абатацепт преимуществам терапии контрольных точек, но в 2019 году Салем и его коллеги сообщили в Медицинском журнале Новой Англии, что женщину с раком легких и миокардитом успешно излечили с помощью препарата от артрита без прогрессирования опухоли. 

Вскоре после этого Салем стал соавтором другой статьи, в которой описывался успех абатацепта в мышиной модели миокардита, вызванного контрольными точками (старшим автором этой статьи, опубликованной в Cancer Discovery , был Джеймс Эллисон из Онкологического центра Андерсона, один из двух ученых, удостоенных Нобелевской премии в 2018 году за иммунотерапию рака, включая ингибиторы контрольных точек.)

Салем начал клинические испытания абатацепта на большем количестве пациентов. Предварительные результаты вселяют надежду.

Ранее сообщалось, что для  лечения некоторых видов рака перепрограммируют методом генной инженерии Т-клетки, ориентируя их на распознание и уничтожение раковых клеток.

Важно! Эта публикация основана на последних и актуальных научных исследованиях в сфере медицины и носит исключительно общеинформационный характер. Публикация не может быть основанием для постановки каких-либо диагнозов. Если вы заболели или нуждаетесь в диагнозе, обратитесь к врачу!