Ученые из Нидерландов и США с помощью компьютерного анализа изучили миллионы книг, изданных с 1850 по 2019 год, и пришли к выводу, что «эпоха постправды» началась задолго до расцвета соцсетей. В своей статье, опубликованной в журнале PNAS, они отмечают, что появление аргументации, основанной не на фактах, необходимо рассматривать как часть более глубоких изменений в обществе.
«Эпоха постправды», когда «чувства берут верх над фактами», многих застала врасплох. Хотя термин post-truth появился еще в 1992 году, в контексте новостей о Войне в Персидском заливе, многие связывают это явление именно с бумом соцсетей, который наблюдается примерно с 2007 года и до сих пор.
В ходе исследования ученые проанализировали книги, которые были написаны на английском и испанском языках и содержатся в данных Google nGram. По словам исследователей, анализ тенденций относительной частоты использования слов может пролить свет на культурные изменения.
Авторы работы признают, что популярность определенных слов и фраз может меняться по разным причинам, включая технологический контекст (например, транспорт или компьютер). Кроме того, значение некоторых слов может сильно меняться со временем. Но закономерности изменений, которые прослеживаются в большом количестве слов, могут отражать то, как люди чувствуют и воспринимают мир.
Как отмечают ученые, компьютерный анализ показал, что с 1850 года частота использования в книгах выражений, относящихся к человеческому восприятию («чувствовать», «верить»), снижалась. Слова же, основанные на рациональности («определять», «заключать»), наоборот, использовались чаще. Но в 1980-х годах тенденция изменилась, а к 2007 году частота использования слов, связанных с фактами, резко снизилась, а язык переходит от коллективистского к индивидуалистическому. Последнее выражалось в соотношении местоимений единственного и множественного числа.
Что интересно, ученые отмечают, что такой переход наблюдался как в художественной, так и научной литературе. Более того, такое же соотношение между эмоциональными и рациональными выражениями можно проследить и в статьях New York Times, написанных с 1850 года. То есть, замеченный тренд не присущ исключительно книгам. Ученые также выяснили, что «книжный тренд» соответствует поисковым запросам в Google, что подтверждает, что изменения языка в книгах отражает изменение в интересах.
«В целом, наше исследование показывает, что за последние десятилетия в общественных интересах произошел существенный сдвиг от коллективного к индивидуальному и от рациональности к эмоциональности», - пишут ученые.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.
«Один из возможных вариантов, если говорить о тенденциях с 1850 по 1980 год, заключается в том, что быстрое развитие науки и техники и их социально-экономические преимущества привели к повышению статуса научного подхода: он постепенно проникал в культуру, общество и его институты — от образования до политики. Как ранее утверждал Макс Вебер, это могло спровоцировать «разочарование», поскольку роль спиритизма в обществах снизилась», — заявил ведущий автор работы Мартен Схеффер.
Что же вызвало разворот в 1980 году, понять сложнее. Вероятно, изменения связаны с политической и экономической напряженностью того времени.