UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цукербергу придется спасать репутацию Facebook - The Economist

Но изменения нужны во всей технологической сфере.

В прошлом году появилась идея о том, что Марк Цукерберг сможет баллотироваться в президенты США в 2020 году и возглавить самую могущественную страну мира. Но сегодня основатель 3 изо всех сил пытается доказать, что он достоин того, чтобы руководить восьмой крупнейшей компанией в мире и что каждый из 2,1 миллиардов пользователей может доверять его социальной сети.

Об этом пишет The Economist. Новости о том, что компания Cambridge Analytica, связанная с избирательной командой Дональда Трампа, собрала данные 50 миллионов пользователей Facebook сомнительным и может даже незаконным способом, вызвали бурю. Цукербергу понадобилось 5 дней, чтобы отреагировать. И когда он наконец это сделал, он признал, что Facebook действительно подвел пользователей в прошлом. Но Цукерберг, похоже, не понял, что его компания имеет дело с более широким кризисом доверия. После месяцев разговоров о пропаганде и фейковых новостях, политики в Европе и США смотрят на Facebook как на нечто, что вышло из-под контроля и отрицает это. Конгресс хочет, чтобы Цукерберг дал показания, а следовательно будет не сладко.

Из-за новости о сборе данных пользователей напуганые инвесторы обвалили акции Facebook на 9%. Пользователи с опозданием начали осознавать, что они передают личные данные техгигантам, которые непонятно как функционируют. Согласно исследованию Pew Research Centre, большинство американцев уже не доверяют компаниям-социальным сетям. Так что Цукербергу и его индустрии нужно как можно скорее измениться.

Бизнес Facebook основывается на трех элементах: на "прикованности" пользователей к их экранам, на сборе информации об их поведении и на том, что рекламодатели платят миллиарды долларов на таргетинговую рекламу. Компания поощряет продвижение материалов, которые привлекают внимание, и продает рекламу всем. Ее культура сочетает безжалостный поиск прибыли с самоуверенной и нарцисичною верой в собственную добродетель. Цукерберг контролирует право голоса в своей компании. Очевидно, он не часто слышит критику.

Недавнее фиаско Facebook связано с тем, что в 2013 году британский ученый составил приложение-анкету для пользователей соцсети, которым воспользовались 270 тысяч человек. У них было 50 миллионов друзей. Данные всех этих пользователей в результате оказались в руках Cambridge Analytica. В Facebook заявили, что это больше не повторится, а ученые британской фирмы нарушили правила соцсети. Впрочем, обе стороны отрицают, что сделали что-то не так. Регуляторы в Европе и Америке начали расследование. Facebook знал о проблеме с 2015 года, но ничего не сообщил отдельным пользователям. Никто не может сказать, насколько работа Cambridge Analytica пошла на пользу кампании Дональда Трампа, но скандал усиливает неверие в то, что он победил честно на выборах.

Этот эпизод соответствует закономерности, которая состоит из небрежного отношения к приватности, толерантности к неточности и нежелания признать ошибки. В 2017 году Цукерберг отрицал, что фейковые новости могли повлиять на выборы, назвав такое предположение "довольно сумасшедшим". В сентябре Facebook сообщил, что связанные с Кремлем компании потратили 100 тысяч долларов на три тысячи рекламных сообщений в соцсети, но умолчал, что 150 миллионов пользователей видели бесплатные сообщения с дезинформацией от российских агентов.

Facebook не запретят и не вытолкнут с рынка. Но вероятность того, что регуляторы могут жестко отреагировать, растут. Европа вводит ряд карательных уплат: от электронных налогов до нарушения антикоррупционных дел. А разочарованные пользователи отключаются. Ядро Facebook, сформированное американскими клиентами, с июня 2017 года переживает стагнацию. Доля соцсети на рынке цифровой рекламы, согласно прогнозам, в этом году, начнет сокращаться. Стоимость Facebook - 493 миллиарда долларов, но его физические активы составляют лишь 14 миллиардов. Поэтому его ценность нематериальная и, вероятно, эфемерная.

Если Цукерберг хочет правильно поступить с общественностью и своей компанией, ему нужно восстановить доверие. Он уже пообещал провести аудит приложений, ограничить доступ разработчиков к данным и помочь людям контролировать то, какие приложения имеют доступ к их данным. Но этого не достаточно. Facebook нужна широкая, независимая оценка подхода к контенту, приватности и данных, в том числе с ролью соцсети в избирательной кампании в США и на референдуме в Британии о Brexit. Этот процесс должен быть публичным. Каждого года Facebook должен публиковать отчет о своей работе, в частности в сфере противодействия фейковым новостям и нарушению приватности.

Также в Facebook и другим техническим фирмам нужно стать открытыми для аутсайдеров, но сделать это следует осторожно и методично. Им понадобится омбудсмен, который будет специализироваться на сфере информационных технологий. Можно назвать такой орган - "совет по защите прав на данные". Частью его работы будет создание и имплементация правил, по которым бы независимые исследователи могли бы проводить оценку платформ без ущерба для приватности пользователей. Программное обеспечение будет разрабатываться с оглядкой на эти правила.

Как сообщалось, основатель Facebook Марк Цукерберг признал, что компания Cambridge Analytica, которая работала над кампанией президента США Дональда Трампа, обнаружила уязвимость в защите соцсети и некорректно воспользовалась личными данными пользователей

Подробнее о разразившемся вокруг Facebook скандале, который стал причиной крупных финансовых и репутационных потерь принадлежащей Марку Цукербергу компании, читайте в материале ZN.UA "Скандал вокруг Facebook: что известно на данный момент".