Чешские антропологи воссоздали внешность двух женщин бронзового века. Как сообщает N+1, исследователям удалось создать комплексные трехмерные портреты женщин. Кроме того, они высказали предположение, что их эксплуатировали на кремневых каменоломнях.
В 2002 году на каменных месторождениях в лесном массиве в окрестностях Моравски-Крумлов археологи обнаружили в одной из шахт останки двух женщин. Первый скелет нашли на глубине шести метров, он принадлежал женщине возрастом 30-35 лет, ростом 149 сантиметров. Скелет второй женщины находился на глубине семи метров. Ее возраст ученые оценили в 35-40 лет, она была ниже, около 146 сантиметров ростом. Старшая женщина лежала на спине с закинутыми за голову руками, на ее груди покоились останки новорожденного ребенка.
Ученые датировали находки примерно 4210 годом до нашей эры.
Теперь же сотрудники Моравского музея провели комплексное генетическое, палеопатологическое, стоматологическое и изотопное исследование костных останков. В результате они смогли сделать выводы о физическом состоянии, наследственности, а также внешности этих женщин.
Состояние костей старшей женщины имеет признаки недоразвития, вызванного анемией, некоторые позвонки сохранили следы деформации от перегрузок. На зубах и большеберцовой кости младшей женщины также нашли следы недоразвития. Ученые считают, что это было связано с недоеданием и стрессом во время роста. Вместе с тем, исследователи выяснили, что в конце жизни обе женщины хорошо питались, их рацион содержал большое количество белковой и растительной пищи без дефицита минералов и витаминов.
Анализ ДНК старшей женщины показал, что с 90% вероятностью у нее были голубые глаза и светлые волосы. У второй волосы были более темными, а глаза – карими или зелеными. Несмотря на различия во внешности, женщины были близкими родственницами: мать и дочь или сестры. А вот родственная связь с младенцем не установлена.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.
Напомним, ранее ученые воссоздали 3D-реконструкцию лица великого итальянского живописца эпохи Возрождения Рафаэля Санти для того, чтобы подтвердить место его захоронения.