UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жизнь в аду

Террор на оккупированной Херсонщине

Автор: Ева Юрченко

Сегодня медиа сообщают о ситуации в Херсоне, но мало рассказывают о реалиях жизни на левом берегу области. Речь об оккупированных территориях, которые россияне сами же ежедневно жестоко обстреливают.

После того, как 11 ноября ВСУ освободили правобережную Херсонщину, жители левобережья в приподнятом настроении ждали свою деоккупацию. Сейчас они понимают, что деоккупация не может произойти так быстро, поэтому состояние гражданских очень подавленое. Еще и оккупанты усилили свой террор. Ежедневно рашисты обстреливают больницы, рынки, школы, здания, отнимают у украинцев дома, машины, личные вещи и просто угрожают местным: дескать, ваших городов скоро не будет.

Читайте также: Как горел Херсон этой ночью: город обстреляли зажигательными снарядами

«Неудобных» — в СИЗО

[gallery]

В освобожденном Херсоне нашли еще одну пыточную россиян

[/gallery]

Левый берег Херсонщины враг «асвабадил» в первые дни полномасштабного вторжения, но свою новую «власть» в оккупированных городах устанавливал постепенно. Поэтому мэры городов Новая Каховка, Олешки, Голая Пристань оставались на посту до последнего. За это некоторые из них поплатились своим здоровьем, а кто-то — и свободой.

Так, 21 марта россияне забрали старосту села Старая Збурьевка, которое входит в Голопристанскую областную территориальную громаду (ОТГ), Виктора Маруняка. Рашисты отпустили его только через три недели.

Над мужчиной жестоко издевались: пытали током и сломали девять ребер. Затем оккупанты взяли в плен и главу города Голая Пристань Александра Бабича. Тот больше месяца с начала войны исполнял свои обязанности: организовывал гуманитарные поставки, проверял патрульные группы, выходил на митинги против войны со всей семьей. И из-за своей активной гражданской позиции в конце марта был похищен рашистами.

Читайте также: В освобожденном Херсоне нашли еще одну пыточную россиян

Александр Бабич уже девять месяцев находится в плену, без связи, адвоката к нему не пускают. Сейчас известно, что его удерживают в СИЗО оккупированного Крыма, и, как говорит его товарищ и коллега, мэр города Олешки Евгений Рыщук, он держится и даже заставляет сокамерников делать утром зарядку.

Городской голова Олешков Евгений Рыщук тоже получал постоянные угрозы от российских военных, поэтому через месяц после оккупации выехал и продолжает исполнять свои обязанности дистанционно.

Он призывает гражданских не забывать фиксировать случаи террора россиян: разрушение домов, заселение оккупантов в их дома, похищение близких. На его Телеграм-канале и Фейсбуке есть почта олешковской прокуратуры, куда люди могут заносить факты террора со стороны оккупантов.

Читайте также: «Это был ад на Земле»: жители Херсона рассказали WP, где оккупанты пытали людей

Окопы во дворе

После освобождения части Херсонщины рашисты определили для себя несколько основных городов-мишеней на левобережье, по которым круглые сутки лупят: Новая Каховка, Голая Пристань, Олешки. Скадовск и Геническ россияне не трогают, ведь там размещены их административные центры, куда они привезли из Херсона всю «элиту».

Из-за ежедневных обстрелов в оккупированных городах нет стабильной связи, отопления и электроснабжения. Чтобы позвонить близким, жители вылезают на крышу, где может быть хоть какая-то связь. Люди стараются выходить из домов только по крайней нужде и только за продуктами, ведь покупать больше ничего.

А орки ежедневно роют окопы вокруг и внутри городов и сел, минируют территории. Они уже заминировали все побережье Днепра.

В Голой Пристани оккупанты уничтожили станцию экстренной медпомощи. Вследствие этого сгорело две машины «скорой» и повреждено здание. Это катастрофа не только для города, но и для всей Голопристанской ОТГ, куда входят 14 сел, ведь все они остались без «скорых».

Одна из немногих больниц, которые продолжают работать, находится в Олешках. Еще до войны местная власть закупила много медикаментов, и именно эти запасы дают врачам возможность оказывать помощь. В дефиците остаются препараты для гражданских с хроническими заболеваниями.

Однако не все имеют возможность добраться до больницы из-за отсутствия транспорта и регулярных обстрелов. В аптеках есть часть необходимых людям препаратов, но все они из Крыма и по завышенной в несколько раз цене.

Читайте также: В Херсоне сейчас живет лишь 20% довоенного населения – комендантура

Куда прилетит, неважно

Кроме инфраструктуры, оккупанты уничтожают дома местных жителей. Тем остается только верить, что ракета не попадет в их дом. Ведь сами орки обстреливают города наугад, и понятия не имеют, куда оно прилетит.

Getty Images

«Рашисты заселились возле моего дома, в доме соседей, и я часто вижу, как они во время перекура делают несколько залпов из минометов, а куда оно долетит, их не интересует», — делится житель города Голая Пристань.

В городе Голая Пристань с каждым днем остается все меньше целых домов. Часть — полностью разрушена, другие стоят без крыши или окон. Стекол, пленки, фанеры и любых других материалов, которыми можно хоть как-то заделать окна, больше нет. Люди часто пишут сообщения в группы в Фейсбуке или Телеграме с просьбой помочь закрыть дом хотя бы чем-то.

Оккупанты обстреливают города с разных позиций. Обычно они выбирают безлюдные локации или же стреляют прямо из своих временных жилищ.

Часто россияне приезжают на одну точку, делают несколько выстрелов и сбегают на машинах с украинскими номерами. Они изо всех сил стараются доказать местным, что это ВСУ, говоря: «Вот видите, как ВСУ вас любят. Это они по вам лупят».

Но гражданские все понимают, ведь с момента вылетов до прилетов проходит несколько секунд. Евгений Рыщук делится: «Когда оккупанты пустили ракету в центральный рынок города Олешки, уже через три минуты там стоял российский репортер и «вещал» для своих пропагандистских новостей, обвиняя ВСУ».

А еще оккупанты практикуют выгонять жителей оккупированных населенных пунктов из их домов и заселяются туда сами.

«Я жил в центре города, но в один «прекрасный» день оккупанты пришли ко мне и сказали, чтобы я выселялся. Поскольку они вооружены, мне было страшно спорить. Хорошо, что рядом со мной живут родители, и я пошел к ним», — рассказывает житель Голой Пристани.

Многие из тех, кто выехал за рубеж или же на подконтрольную территорию Украины, просят своих друзей или родственников периодически наведываться или даже заселиться в их жилье, чтобы создать видимость.

«Мы так несколько раз выпроваживали орков из дома наших детей, наведывались днем и вечером, но, к сожалению, их дома больше нет. Оккупанты уничтожили его ракетой», — вспоминает пенсионерка из Голой Пристани.

Читайте также: Несмотря на заявленное «перемирие», Россия утром обстреляла Херсон и Берислав

Эвакуация в... плен

Из-за посеянной паники часть людей с левобережной Херсонщины согласилась на депортацию в Краснодарский край. Сначала гражданские, которые прибыли в Анапу, радовались, что там у них есть и горячая вода, и свет. Но уже через неделю стали звонить родственникам и рассказывать, что их не отпускают домой. Уже зафиксированы случаи, когда у людей, которые временно «эвакуировались» в Россию, отобрали украинские паспорта и вручили им мурманскую прописку.

Сегодня много гражданских, до последнего остававшихся на оккупированных территориях, решают эвакуироваться. Но дошло до того, что единственный путь на подконтрольную Украину через Васильевку полностью заблокирован. А дорога через Крым в Европу стоит 500 долларов и длится около недели. Не все могут позволить себе заплатить и выдержать такой длинный путь.

Но ВСУ уже близко. Об этом свидетельствует, в том числе, поведение местных коллаборантов. После освобождения Херсонщины в Новой Каховке, Голой Пристани и Олешках их почти не осталось. Большинство выехало вместе с семьями в новообразованные административные центры — Геническ, Скадовск или же в Россию. Что деоккупация неминуема, понимает и сама империя зла, поэтому ее представители даже успели ликвидировать часть коллаборантов.

Жители же левобережья очень ожидают мира, но только под украинским флагом. И, как бы тяжело ни было им в аду оккупации, они верят в ВСУ и свое близкое освобождение.

Больше статей Евы Юрченко читайте по ссылке.