Среди внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которых в Украине сотни тысяч, есть категория в несколько десятков тысяч (согласно официальным данным). Ряд особых характеристик довольно заметно выделяет ее из общего количества.
Речь о вынужденных переселенцах из Крыма. Именно они были первыми и оставляли свои дома не из-за боевых действий, а потому что это была их гражданская позиция. Последнее, конечно, не означает, что ВПЛ из Донбасса выехали оттуда, исключительно спасаясь от войны.
Это понимает и украинское общество. Согласно данным Института социологии НАН Украины, который провел исследование в самый разгар боевых действий на Востоке страны и, соответственно, массового переселения оттуда людей (в июле-августе 2015 г.), отношение граждан к ВПЛ из Крыма и Донбасса фактически не отличалось - колебание составляло лишь несколько процентов. Это касается как готовности допустить обе категории в свое ближнее окружение, так и противоположного полюса оценок - нежелания вообще допускать этих людей в свою жизнь в любой роли.
Однако в этой статье для нас важнее именно гражданская позиция ВПЛ из Крыма - принимая во внимание проблемы, постигшие их на материке. Поэтому наш разговор - именно о проблемах этих людей и о том, изменилось ли что-то в их жизни к лучшему.
Для этого пригодятся данные Исследовательского центра SPHERA, который на протяжении 2015–2016 гг. провел серию фокус-групповых исследований в городах с наибольшей концентрацией ВПЛ с полуострова. Темой этих качественных исследований были основные проблемы, с которыми сталкивались ВПЛ с полуострова за последний год. Это, в свою очередь, позволило проследить изменения в оценках ВПЛ из Крыма уровня помощи со стороны государства и конкретизировать, как она изменилась - стала заметнее, осталась без перемен или уменьшилась по сравнению с 2014–2015 гг..
Государство устало
Главный вывод, который, согласно исследованию, можно сделать из текущих оценок ВПЛ из Крыма помощи им со стороны государства, - ощущение людей, что внимание государственных учреждений, чиновников к их проблемам существенно уменьшилось. По мнению ВПЛ, это объясняется прежде всего тем, что основные усилия госорганы сегодня направляют на огромное количество переселенцев с Востока страны, и тем, что переселенцы из Крыма включены теперь в эту более многочисленную категорию украинских граждан. Кроме того, после более чем двух лет с момента аннексии полуострова к проблемам ВПЛ из Крыма, по мнению опрошенных, чиновники уже привыкли, и, соответственно, их отношение изменилось: они ожидают от ВПЛ большей самостоятельности в решении своих проблем. Тогда как в начале аннексии Крыма, когда пошли первые волны переселенцев, по словам респондентов, они видели реальные старания многих чиновников помочь им, поскольку проблема была новой и очень острой.
Те же постепенные изменения ощущают перемещенные лица и в отношении местного населения городов и сел, куда они были вынуждены переехать. Вместе с тем респонденты сходятся во мнении, что в первую очередь понимание и разностороннюю помощь они получают не от государства, а от обычных людей, неправительственных организаций и отдельных чиновников, проникающихся возникающими у ВПЛ трудностями. На этом фоне на вопрос, произошли ли изменения в отношении к ним государства и чиновников, большинство опрошенных отвечали, что изменений (по крайней мере к лучшему) нет. Если оценивать включенность государства в решение проблем ВПЛ с полуострова, то, скорее, можно констатировать отсутствие каких-либо изменений.
Таким образом, по мнению абсолютного большинства опрошенных, за эти два года так и не выработана целостная государственная политика и в целом стратегия возвращения полуострова. Последнее коррелируется с результатами экспертного исследования относительно наличия стратегии деоккупации Крыма, проведенного ИЦ SPHERA летом 2015 г. Тогда опрошенные эксперты сошлись во мнении, что никакой целостной стратегии у нашего государства нет.
Проблема жилья - базовая проблема
Окончательное осознание ВПЛ из Крыма того, что у государства нет такой стратегии, и что проблема оккупации полуострова будет продолжаться не один год, привело к ощутимым изменениям в их настроениях.
Первое исследование, проведенное год назад, показало, что подавляющее большинство опрошенных переселенцев не обращались в госорганы с просьбой помочь с жильем. Люди не верили, что смогут его получить, и вообще скептически оценивают способность государственных органов решить проблему. А респонденты, которые обращались за помощью к государству, заявили, что жилье им предоставили временно - в санаториях, домах отдыха и т.п. Большей частью это организовывала местная власть, что было, скорее, проявлением ее доброй воли и желанием помочь, чем результатом централизованной государственной политики.
По словам опрошенных, временное жилье, именно из-за своей временности, помогло им лишь частично. Переселенцам первой волны, т.е. тем, кто выехал во время или сразу же после т.н. референдума в марте 2014 г., временно предоставленное жилье действительно помогло: большинство этих людей позже нашли другое временное жилье.
Последний же опрос показал другую важную тенденцию: люди осознали, что аннексия полуострова - это надолго, а значит, что речь идет уже не только о временном решении вопроса с жильем. Понимание ВПЛ этой проблемы стало более конкретным и структурированным. Мало того, они начали больше возлагать надежд на государство: говорят о необходимости иметь государственную программу социального жилья для ВПЛ. По словам респондентов, они надеются на любую помощь со стороны государства - и это не только выделение бесплатного жилья, но и существенная скидка на его покупку или возможность приобрести в рассрочку, льготную ипотеку.
Одним из немногих известных им примеров такой помощи опрошенные ВПЛ из Крыма называли решение местной власти г. Жидачова Львовской области выделить помещения для 10 крымскотатарских семей переселенцев. Но и в этом конкретном случае респонденты подчеркивали, что речь идет об отдельной инициативе конкретной местной власти, а не о проявлении общегосударственной политики относительно ВПЛ.
Преимущественно положительный опыт решения жилищного вопроса имеют молодые переселенцы из Крыма, которые перевелись в вузы на материковой части страны и получили там место в общежитии.
Работа - преимущественно неквалифицированная и малооплачиваемая
Абсолютное большинство опрошенных во всех трех исследованиях за последний год указывают на отсутствие реальной помощи государства в поисках работы. Очень часто люди не обращалась в службы занятости из-за того, что разочаровались в ней, или потому, что привыкли рассчитывать на себя. Значительная часть переселенцев - это представители экономически активного населения, которые уже давно перестали полагаться на государство.
Предыдущее исследование, проведенное в конце 2015-го, продемонстрировало разочарованность респондентов, обратившихся в госцентры занятости. Они указывали либо на непредоставление какого-либо ответа, либо на то, что предлагают неквалифицированную и низкооплачиваемую работу. При этом подчеркивали именно последнее. Небольшая зарплата для них объективно неприемлема - из-за дополнительных затрат на вынужденную аренду жилья.
Принципиальное отличие в отношениях ВПЛ и госцентров занятости зафиксировано в последнем исследовании: сегодня ВПЛ вынуждены становиться на учет в центрах, чтобы получать ежемесячную денежную помощь от государства. По словам большинства респондентов, такая помощь хоть и не удовлетворяет полностью их финансовых нужд в новых условиях, все же важна для них, учитывая обстоятельства. Именно поэтому значительная часть опрошенных подали документы на социальную помощь и продолжают это делать каждые полгода, несмотря на то, что это требует много усилий и времени.
Справка вынужденного переселенца - это дискриминация
Вынужденно перемещенных лиц из Крыма, которые в большинстве выехали с полуострова из-за своей четкой проукраинской позиции (часть респондентов-студентов демонстрировала и довольно прагматичный мотив - получить международно признанный диплом), государство встретило на материке рядом шагов, которые они иначе как оскорблением и дискриминацией не называют. Прежде всего, это необходимость иметь справку ВПЛ и статус нерезидента для банков.
Как и год назад, большинство респондентов высказывали недовольство тем, что без этой справки они не могут осуществить многие формальные операции. Фактически ВПЛ из Крыма сталкиваются с ситуацией, когда, имея паспорт гражданина Украины, они могут им пользоваться в полной мере лишь при наличии справки ВПЛ. Опрошенные характеризуют это как дискриминацию и нарушение их конституционных прав. Этот вопрос для них имеет и символическое значение: ведь они выехали с полуострова из-за своей проукраинской позиции. Теперь же вынуждены получить справку и сталкиваться с трудностями из-за крымской прописки. Не меняет оценки ВПЛ и то, что сейчас справку выдают бессрочно, и уже не нужно каждые полгода тратить время и усилия на ее возобновление, как это было раньше.
Еще одним обидным шагом со стороны государства респонденты назвали предоставление им статуса нерезидента. Как и год назад, частота упоминания этого статуса, который добавил ВПЛ из Крыма серьезных проблем с осуществлением банковских операций, была очень высокой.
Справка ВПЛ и статус нерезидента, по мнению респондентов, удобны прежде всего для госаппарата. Зато самим ВПЛ из Крыма, особенно в первые месяцы миграции, они нанесли и сейчас создают (хотя и в меньшей степени) много трудностей.
Высокая адаптация, низкая самоорганизация
На вопрос об адаптации на новом местожительстве ВПЛ отвечают преимущественно положительно, поскольку основная масса выехала с полуострова на протяжении 2014-го - в начале 2015 г. и находится на новом месте уже довольно продолжительное время.
Этнические украинцы и русские из числа ВПЛ не испытывают трудностей с удовлетворением культурных потребностей. Из-за использования русского языка или плохого знания украинского на материковой части страны они не имели никаких проблем. Наибольшей проблемой для адаптации и, соответственно, интеграции для ВПЛ было и остается отсутствие собственного жилья. Из-за этого люди не до конца уверены, останутся ли они жить именно в этом населенном пункте или будут вынуждены переехать в другой.
Заметно отличаются из общей массы ответов ВПЛ из Крыма мнения респондентов - крымских татар. Они демонстрируют больший оптимизм относительно деоккупации полуострова и уверенность, что рано или поздно смогут вернуться в Крым. Поэтому заявляют об отсутствии необходимости для них глубоко адаптироваться и интегрироваться на новом месте и намного чаще говорят о некоторых трудностях в удовлетворении своих культурных и религиозных потребностей.
Что касается самоорганизации вынужденных переселенцев с полуострова, то даже после двух лет она возникает преимущественно в неформальных горизонтальных связях.
Самой распространенной формой такой самоорганизации ВПЛ из Крыма и до сих пор остается создание или приобщение к группам в соцсетях для взаимопомощи. Там могут проконсультировать, помочь найти временное жилье переселенцам, только что переехавшим на материковую часть Украины, и (чаще всего) отправить в Крым или получить оттуда небольшие посылки через ВПЛ, которые едут проведать своих родственников на полуостров или возвращаются от них.
Вместе с тем опрошенные нарекали на отсутствие или малую эффективность более сложных форм самоорганизации ВПЛ из Крыма. Из-за этого у них нет действенных рычагов лоббирования собственных интересов - в частности решения проблемы с жильем, введения реальных, бюрократически не отягощенных программ занятости, отмены справки переселенца и т.п. По их мнению (за исключением крымских татар), почти окончательно их проблема стала частью более общей проблемы - ВПЛ с Востока Украины. Несмотря на их первенство в этом статусе и причины вынужденного переезда.