UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выбрать "свою" профессию никогда не поздно

Говорят, не бывает плохих работников, есть люди, которые занимаются не своим делом. О том, как не ошибиться с выбором профессии, ZN.UA консультировалось c психологом, тренером центра "Школа успеха" Дарией Шевченко.

Автор: Оксана Онищенко

Говорят, не бывает плохих работников, есть люди, которые занимаются не своим делом. О том, как не ошибиться с выбором профессии, ZN.UA консультировалось c психологом, тренером центра "Школа успеха" Дарией Шевченко.

- В каком возрасте проявляются склонности к той или иной профессии?

- С 10 лет. Окончательный выбор профессии желательно делать не позже, чем за два года до окончания школы. Я, например, провожу тестирование по профориентации с 10 лет. Это дает большое преимущество детям, поскольку их родители уже будут знать, в каком направлении развивать ребенка. Смогут поддержать, направить и подобрать необходимые дополнительные занятия, репетиторов и т.д. Некоторые из моих учеников, пройдя профориентацию в 10–12 лет, параллельно с учебой в школе в 15–16 лет работают в выбранном направлении наравне со взрослыми. Например, если ребенку подходит программирование, то, пройдя курсы, он может создавать сайты, писать программы и даже неплохо зарабатывать на этом.

- Бывает, записывая ребенка в школу, родителям уже в первом классе приходится выбирать специализацию - будет он гуманитарием или математиком. Это возможно определить в шесть лет?

- В этом возрасте мы выбираем не столько школу и ее уклон, сколько личность учителя, который сможет влюбить ребенка в процесс познания, привить любовь к учебе. Если ребенку это приносит удовольствие, то желание учиться будет актуально на протяжении всей жизни.

Специализация школ позволяет родителям сделать акцент на изучении определенных предметов: математики, природоведческих дисциплин, рисования, языков и т.д. В этом нет ничего плохого, это развивает ребенка в каком-то направлении. В конце концов, есть педагогические методики, которые научат любого решать уравнения-задачки и т.д. в курсе начальной школы. А вот в средней и старшей школе необходимо смотреть не только на желания родителей, но и на природные склонности, способности ребенка.

- В помощь, выбирающим профессию, есть всевозможные опросники, тренинги. Как компонуется ваш тест, что вам интересно знать о человеке, которому вы помогаете выбрать профессию?

- Общедоступные тесты не подходят для современных профессий. Как правило, они разработаны еще в советские времена. Например, там нет целого списка профессий IT-индустрии, современных профессий бизнеса и торговли, и даже профессии психолога.

Мои тесты разработаны под современные требования и отличаются в зависимости от возраста участника. За полтора часа ребенок проходит разносторонние тесты, показывающие особенности, предпочтения, интересы, склонности, способности, желания, мечты, есть ли давление со стороны родителей. Интересны детали и мелочи, которые родители могут упустить или не посчитать их важными.

- Согласны ли вы с утверждением, что нет плохих работников, а есть люди, которые занимаются не тем?

- Полностью согласна. Если бы люди занимались тем, что им интересно и приносит удовольствие, результативность такой работы была бы в разы выше. У каждого есть свое предназначение, где он сможет раскрыться и быть гармонично развитым.

- По каким признакам можно понять, что профессия - твоя?

- Во-первых, ты получаешь удовольствие от своей работы. И во-вторых - ты будешь заниматься этой деятельностью, даже если она не будет приносить больших денег.

Большинство людей своей профессией недовольны. Но не всегда это означает, что ее необходимо менять. Возможно, человеку не хватает определенных личностных качеств или навыков, которые следует развивать и нарабатывать. Например, умения презентовать себя.

- Взрослым нужна профориентация? Обращаются ли к вам за помощью люди старшего возраста?

- Для взрослых (25, 30, 35 и даже более 40 лет) разработана отдельная методика, помогающая тем, кто хочет сменить профессию. Такая потребность часто возникает, когда работа не приносит удовольствия, или же когда человек уезжает в другую страну и хочет там адаптироваться. Есть люди, которые даже во взрослом возрасте не могут найти себя. Есть люди, потерявшие из-за кризиса свой бизнес, но у них активная жизненная позиция, и они хотят освоить новую профессию, чтобы работать фрилансером.

- Бывали ли в практике случаи, когда после тренинга люди меняли профессию?

- Да, довольно часто. Например, папа и мама работают нотариусами. С ранних лет они внушали дочери, что она пойдет по стезе родителей. Я провела диагностику и увидела, что из девушки получится отличный психолог, а вот работа нотариуса, несмотря на помощь родителей, будет ей в тягость. Когда я поделилась выводами с родителями, у них был шок. Конечный результат консультации я узнала только через полтора года. Позвонил папа и сказал: "Решение, которое мы приняли после разговора с вами, далось нам нелегко, мы дискутировали не одну неделю. Но все же решили дать возможность дочери выбрать то, что ей хочется. Сейчас она студентка, сдала первую сессию. И я каждый день вижу, как она, буквально на крыльях, прилетает с пар, всегда с улыбкой, рассказывает, что нового узнала, куда еще записалась, какие дисциплины изучает. Когда я приводил ее к себе на работу, рассказывал и показывал, чем занимается нотариус, она реагировала совершенно иначе. Я рад, что вы помогли нам сделать такой трудный для родителей, но такой важный для дочери шаг".

- Что в выборе профессии должно перевешивать - рациональное или мечты? Что, если подходящая профессия в обществе не востребована? Или наоборот - в стране избыток специалистов этой профессии (юристы, экономисты, например)?

- Это вопрос ответственности за свою жизнь. Если человек целеустремленный, ответственный и готов добиваться своего, несмотря на препятствия, значит выбирать нужно только ту работу, которую будешь любить. Если человек не готов брать ответственность за свою жизнь, то лучше выбирать профессию, которая гарантированно принесет доход.

Но даже если человек заранее знает, что с выбранной профессией найти работу будет сложно, выход из ситуации есть. Например, у меня проходила тренинг девушка, которая училась на втором курсе университета по специальности "юрист". Она понимала, что после окончания вуза большинство ее однокурсников юристами работать не будут. Я порекомендовала ей изучить английский язык и законодательство нескольких европейских стран в выбранной ею сфере. Дело в том, что услуги юристов в европейских странах довольно дороги, и многие готовы получать консультации по скайпу у специалистов из-за рубежа. Она успешно освоила нужные навыки, и сразу после защиты диплома, несмотря на отсутствие опыта работы, ее "с руками и ногами оторвала" киевская фирма, работающая на иностранных заказчиков.

- Сейчас появилась новая профессия - "общественный деятель" (некоторые так и пишут в анкетах). Это кто? Как определить склонность к данной профессии?

- Профессия существует давно. Общественный деятель - это и волонтер, и руководитель профсоюза, и активист общества защиты животных. Если люди пишут в своей анкете "общественный деятель", следует смотреть, какой у них опыт. Если опыта общественной деятельности нет, это означает, что они просто-напросто ничего не умеют делать и указывают такую "профессию" для замыливания глаз.

Но бывает и по-другому. В Германии, например, 12-летка. Но после школы многие дети не могут определиться, кем хотят быть. В этом случае у них есть свободный год, который они могут посвятить нескольким направлениям: путешествовать по миру или устроиться волонтером в различные учреждения. Второй вариант выбирают чаще. Через год волонтерства молодой человек получает сертификат, удостоверяющий, что он - "общественный деятель". Определившись с профессией и заполняя резюме, в пункте "опыт работы" он пишет "общественный деятель" и прилагает сертификат. Таких людей с удовольствием берут на работу - они уже попробовали себя в определенной сфере, приносили пользу обществу, имеют какой-то опыт.

- А политик - это профессия? Кто к ней склонен?

- Да, это тоже профессия. Чтобы ею заниматься, нужно уметь учитывать интересы других и налаживать связи. Эти качества должны быть развиты на высоком уровне. Также важна мотивация: желание иметь влияние, власть. Для успеха в этой профессии надобна в определенной мере и удача - попасть в нужный момент в нужное место. Безусловно, хорошо, когда есть родственники или хорошие знакомые, которые уже работают в этой сфере и могут помочь. У нас нет вузов, которые готовят политиков. Поэтому человеку, мечтающему об этой профессии, надлежит подбирать вузы и специальности, которые помогут выйти к этой сфере.

Точно так же можно сказать и о директоре фирмы, компании. У нас ведь этому не учат. Да, готовят, например, по специальности "управление учебными заведениями". Но это совсем не значит, что, закончив учебу, человек станет хорошим директором школы. Для этого необходимы еще и личностные качества, и опыт.

- Насколько развиты и популярны в Украине тренинги о выборе профессии?

- Есть тестирование по профориентации, и есть тренинги. В Украине в основном проводится тестирование. Оно организовывается в школах, но часто не дает выпускникам возможности определиться с выбором профессии, так как результаты довольно обобщенные, и перечень рекомендованных профессий слишком большой.

Школьным психологам нужно заниматься бюрократической отчетностью, и на кропотливую реальную работу у них нередко не хватает времени. Поэтому отношение к профориентации, как правило, формальное - для галочки. Я даже сталкивалась со случаями, когда профориентацию в школе проводили, но результаты детям не объявляли.