В последнее время на украинском рынке недвижимости наблюдается, как бы это сказать помягче, некоторое оживление. Многие пытаются объяснять этот феномен, причем каждый на свой лад. Кто и насколько далек от истины? Наш собеседник — начальник Киевского бюро технической инвентаризации и регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества Василий СЕНЧУК.
— Василий Владимирович, так чем же можно объяснить панику на рынке недвижимости, не заметить которую уже просто невозможно?
— Позвольте, но никакой паники нет! Что такое паника? Прежде всего — это неуправляемый процесс, имеющий в результате непредсказуемые последствия. В том числе и социальные. Сейчас же процесс полностью контролируем, а БТИ работает в штатном режиме и выполняет свои уставные обязанности по обеспечению законности всех имущественных операций на рынке недвижимости. Правда, справедливости ради мы можем говорить о некотором оживлении в сфере купли-продажи объектов жилого фонда. Для нотариального оформления подобного юридического акта необходима справка-характеристика, которую выдаем мы. Так вот, по сравнению с прошлым годом количество выдаваемых нами справок возросло в три раза.
— Как специалисты объясняют подобное оживление, прежде всего, на вторичном рынке жилья?
— Причин тут несколько. Прежде всего, наблюдается так называемое сезонное оживление на рынке — и не только недвижимости — которое повторяется из года в год. Хотя нынешнее оживление рынка, впрочем, как и заметное повышение цен на недвижимость, имеет и свои специфические черты. Они связаны, во-первых, со вступлением в силу с первого января будущего года нового Гражданского кодекса. Затем, цены подстегнуло планируемое введение двадцатипроцентного НДС на строительство жилья. И хотя это НДС касается только нового жилья, вполне закономерно, что цены подскочили и на «бэушные» квартиры. И, наконец, определенную нервозность вносит и гипотетическое принятие нового Закона «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничениях», который уже прошел первое чтение в Верховной Раде.
— На первый, непросвещенный, взгляд новые законы должны приниматься исключительно с целью улучшения жизни и существования граждан страны. Тогда почему перспектива нового, казалось бы, улучшающего быт закона, вызывает — ладно, не панику, — но все же ажиотаж среди держателей квартир и земельных участков?
— Все верно. При одном условии: если законопроекты пишутся, а затем принимаются и становятся законами в интересах общего дела и здравого смысла, а не в угоду собственным или корпоративным интересам тех, кто эти законы пишет и принимает. Причем закон только тогда принесет ожидаемую пользу, если его суть и отдельные положения не вступают в противоречие с уже существующими законами или Конституцией. Тогда — нет вопросов.
— А что, предполагаемые к принятию законопроекты грешат недостатками?
— Увы, да! Причем многочисленными. И главный из них — явная тенденция к наступлению на права местных органов самоуправления, лишения их естественных функций и ранее делегированных прав, предусмотренных, кстати,
30-й статьей Закона «О местном самоуправлении». Да и Конституцией, законом прямого действия, обязательным для выполнения всеми государственными органами. В том числе и Верховной Радой.
— А конкретнее?..
— Можно и конкретнее. Скажем, в проекте Закона «О государственной регистрации имущественных прав» предполагается наделить этими полномочиями некий госорган. Но не оговаривается, какой конкретно. Что-то подобное уже произошло в России и, как под копирку, в Белоруссии. Так вот, там за право регистрации объектов недвижимости теперь дерутся министерство юстиции, госстрой и комитеты по землеустройству. Все это привело к общей неразберихе и анархии. А люди, ради которых все это, по идее, и делается, вот уже многие месяцы не могут распорядиться собственностью по своему усмотрению, пока «паны» выясняют отношения. С прискорбием должен констатировать, что подобная ситуация может ожидать и нас. Ведь, по сути, что такое система упорядочения имущественных отношений? Прежде всего, это база данных, затем конкретные и, что самое важное, четкие и недвузначные по толкованию «правила игры» — механизмы регистрации и условия владения объектами недвижимости. Все это обеспечивается развитой инфраструктурой регистрирующего органа и, конечно же, квалификацией и правовой грамотностью его сотрудников. Всем изложенным требованиям на сегодняшний день отвечают Бюро технической инвентаризации. Как представители органов местного самоуправления они действуют на рынке недвижимости уже более 70 лет и накопили немалый опыт и информацию.
Что же касается иных органов, которым сегодня делегированы права регистрации объектов недвижимости, то вот только несколько примеров. Скажем, за девять месяцев этого года Киевземом было выдано около четырех тысяч актов на землю. В то время как БТИ обслужило... 120 тысяч собственников недвижимости. В Ивано-Франковске за тот же период выдано 60 актов на владение землей, а местное БТИ обслужило пять тысяч собственников. Думаю, цифры говорят сами за себя. А веду я к одному: зачем искать от добра добра, то есть городить новую структуру, тратить на нее деньги, время, людские ресурсы только ради того, чтобы сделать не так, как уже есть. Тем самым парализуя рынок недвижимости из-за отсутствия развитой инфраструктуры новой конторы, квалифицированных работников, а главное — собственно механизмов имущественной регистрации: начиная с базы данных и кончая элементарными бланками.
— Каковы будут последствия этого для рядовых собственников?
— Вполне конкретные. Вот вы совершили покупку квартиры, оформили акт купли-продажи у нотариуса. И сразу вопрос: когда платить деньги? После подписания акта у нотариуса или же после регистрации права собственности в пока еще не определенном органе регистрации по не определенной пока системе? Вот вам конкретная коллизия, носящая в себе зачатки конфликта. А таких конфликтов будут десятки, если не сотни тысяч. И все они заложены в основе законопроекта.
— Пока мы говорим только о проблемах с регистрацией прав на объекты недвижимости. Но на подходе законы о земельном кадастре. А вот упорядочение прав на землю пока никак не отражено в нашей практике...
— Очень своевременный вопрос. Во многих странах мира действует, и не только в сфере недвижимости, принцип «одного окна». Это подразумевает возможность регистрации как права на недвижимость, так и прав на владение землей в одной и той же организации. По моему мнению, эти функции также можно совершенно безболезненно передать органам местного самоуправления — организации с развитой структурой и наработанными десятилетиями механизмами работы с объектами недвижимости. Согласен, обслуживать квартиры и поля — вещи несколько разные. Но, согласитесь, значительно экономнее и экономичнее дополнить уже существующую структуру узкими специалистами, чем городить новую контору.
— Почему же все так отчаянно рвутся к, казалось бы, рутинному мероприятию по регистрации недвижимости, в других государствах носящему исключительно формально-информационный характер?
— Вот именно — информационный! Помните: «Кто владеет информацией — владеет миром»? Прошло время накопления капиталов — настало время накопления информации, которая, в свою очередь, и принесет капитал. Недаром в новом законопроекте декларируется «открытость реестра объектов недвижимости». Причем совершенно не раскрывается понятие этой «открытости». Открытости для кого? Захотите ли вы, чтобы кто угодно мог получить информацию о вашем имущественном состоянии и использовать ее в дальнейшем в своих целях? А ведь именно это и предполагает новый законопроект.
Кроме того, информация — это опять-таки деньги в чистом виде. Скажем, создан при Минюсте некий платный информационный центр. Но это — государственное учреждение, существование которого уже оплачено нами посредством налогов. И уже были попытки присоединить накопленную БТИ различных регионов Украины информацию к упомянутому центру. У нас тогда хватило мужества и здравого смысла противостоять такой процедуре.
— Так на тебе — решили провести подобную акцию, теперь уже посредством закона. Ситуация так уж безнадежна?..
— Верить в это не хочется. Остается надежда на волевое решение Верховной Рады и Президента об отсрочке введения в силу новых законов до приведения их нет, не к знаменателю здравого смысла — хотя бы в соответствие юридическое, согласованное с другими законодательными актами и, конечно же, Конституцией. Иначе нас ожидает хаос, выбраться из которого весьма проблематично...