UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вспоминая Майдан: взгляд из Финляндии

С февраля 2014-го наши митинги в поддержку Майдана стали обычным явлением в Хельсинки. А украинцев, хорошо говорящих на финском, центральные телеканалы Yle TV1 и Yle TV2 стали приглашать на дискуссионные и разъяснительные передачи, где обсуждались события в Киеве. Отец Орест Червинский, Геннадий Наумов и Евгений Синельников в вечерних программах обменивались мнениями с министром иностранных дел Суоми Эркки Туомиоя, депутатом Европарламента отцом Митро Репо и учеными Института внешнеполитических исследований; как мне кажется, больших различий во взглядах между ними не было. Это не удивительно, потому что мы все - финны и украинцы - европейцы по духу и воспитанию. Поэтому и взгляды на такие события, как мирное волеизъявление украинского народа, у нас совпадают.

Автор: Виктор Еганов

Финляндия известна чистыми озерами и старательно сохраненной природой, и даже замечательный Центральный парк в финской столице Хельсинки, с его лисичками и белыми грибами, белками, зайцами и земляникой на берегах прозрачных ручейков, можно считать диким лесом, в котором проложены хорошо ухоженные песчаные тропы для пешеходов и велосипедистов.

Люблю вечером пробежаться по этому парку. Часто - одетым в сине-желтый спортивный костюм с вышитыми на нем золотыми тризубами и надписью на спине "Ukraine". А прошлой зимой вдруг заметил, что встречные финны, люди вообще сдержанные и застенчивые, стали улыбаться и кивать мне как своему новому знакомому, а велосипедисты, обгоняя, поднимали вверх большой палец, мол: "Молодцы! Держитесь!"

Уже остались в прошлом времена, когда, услышав, откуда я приехал, финны переспрашивали: "Unkari?" (на финском - Венгрия). И приходилось объяснять собеседникам, что на европейском берегу Черного моря теперь существует большая страна, которая уже не является московской провинцией. Хотя подробно рассказать об Украине четверть века безуспешно пытались и зарубежные украинцы, и заезжие артисты, и дипломаты отечественного посольства. Я лично несколько раз дискутировал с премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом относительно истории Руси-Украины и собственноручно передавал материалы о Голодоморе в Украине нынешнему президенту Саули Ниинисто - еще в те времена, когда он был спикером финского парламента. Однако простые финны захотели слушать о моей Родине лишь тогда, когда ее народ громко заявил на весь мир: "Мы не рабы! Мы европейцы! Мы - не подставка для ног Москвы!"

Именно Майдан привлек внимание мира к нашей стране, заинтересовал борьбой за независимость, взбудоражив и украинскую диаспору.

Первой, конечно, откликнулась на избиение киевских студентов молодежь. Именно они, студенты, те, кто приехал учиться в Финляндию по обмену и молодежь из местных украинцев - начали организовывать в людных местах Хельсинки митинги и демонстрации.

Так, с февраля 2014-го наши митинги в поддержку Майдана стали обычным явлением в Хельсинки. А украинцев, хорошо говорящих на финском, центральные телеканалы Yle TV1 и Yle TV2 стали приглашать на дискуссионные и разъяснительные передачи, где обсуждались события в Киеве. Отец Орест Червинский, Геннадий Наумов и Евгений Синельников в вечерних программах обменивались мнениями с министром иностранных дел Суоми Эркки Туомиоя, депутатом Европарламента отцом Митро Репо и учеными Института внешнеполитических исследований; как мне кажется, больших различий во взглядах между ними не было. Это не удивительно, потому что мы все - финны и украинцы - европейцы по духу и воспитанию. Поэтому и взгляды на такие события, как мирное волеизъявление украинского народа, у нас совпадают.

Позже, известный в Финляндии режиссер Виктор Древицкий предложил небольшой любительской группе актеров, иногда ставившей для диаспоры веселые Рождественские вертепы, сыграть спектакль на тему Майдана. Сценарист Наталья Ворожбит по свежим впечатлениям написала "Дневники Майдана", которые тогда уже были "прочитаны" в театре... в Лондоне. Сознаюсь, не все актеры согласились играть этот материал, говорили, что "сжимает горло и слезы мешают играть эту трагедию" - до такой степени волновали события в Украине!

Десяток актеров-любителей согласились играть "Дневники" в труппе режиссера Виктора Древицкого. Уже весной 2015-го пьесу показали и в украинском клубе, и на более представительной встрече в посольстве, позже были гастроли в соседней Швеции. Спектакль включили в ежегодный международный фестиваль драмы "Диана" и показали в битком набитом зале Хельсинского профессионального театра Klokricken. Я играл там роль простого казака, сначала не верившего в народное восстание, но со временем ставшего в ряды одной из сотен Майдана... А в других сценах - роль старенького профессора, который бывает на Майдане и всегда плачет, когда там поют Гимн Украины. Актеров в труппе было мало, так что всем нам приходилось играть по две-три роли.

Но наша деятельность была каплей в море. Потому что вместе с нами свое дело делали и другие зарубежные украинцы, а собранные вместе наши маленькие капли стали водопадом поддержки Освободительного движения с центром на Майдане. Главная цель выступлений - как можно шире информировать западный мир о событиях в Украине. Для меня, скажу точнее, - чтобы финские европарламентарии не тормозили в Брюсселе инициативу по поддержке майдановцев, чтобы "внутренние" финские политики правильно понимали ситуацию и чтобы их было больше, чем тех, кто гнул пророссийско-"янучарскую" линию.

Что может быть конкретнее денег? Украинцы Финляндии собирали и передавали просто в руки руководителям Майдана небольшие средства на лекарства и продукты для участников мирного сопротивления. Ведь активисты диаспоры чаще всего являются новоприбывшими людьми, уровень их доходов по финским меркам низок. А свои деньги в кассу приносили безработные, строители и медсестры, ученые, не имеющие постоянной работы и перебивающиеся от гранта до гранта, финские семейные пары, у которых нет ни собственных прибылей, ни социальных выплат... Осмелюсь сказать, что у ни одного из этих людей нет здесь собственного жилья, им приходится снимать квартиру у государственных или частных владельцев, а жилье в Суоми дорогое... Так что, на мой взгляд, эти скромные вклады простых людей имеют такую же ценность, как и вдовья лепта - в Евангелии. Я призвал своих знакомых, приятелей и друзей не сидеть дома, воткнувшись в лэптопы, а делать конкретные дела; не верить тому, что говорит им московское ТВ, а жить собственным умом.

Так что вскоре группа инициативных людей обратилась в Финский Красный крест и прочие министерства с просьбой: помочь украинским протестующим. А позже, в разгар Майдана, состоялось рабочее заседание межведомственной группы по этому вопросу. Каждый ее член накануне общался по телефону или встречался с украинцем диаспоры. Финны - люди конкретные и дальновидные, так что группа приняла решение о немедленной поддержке работы на Майдане Международного Красного креста весомой суммой
500 тысяч, а за месяц - 1 млн евро!

Майдан победил, закончившись, к сожалению, трагедией... Мы уже не можем изменить прошлое. Все, что мы можем сделать теперь, - засучив рукава сознательно работать для развития и расцвета Украины, ее народа, языка и культуры, там, где мы находимся в настоящее время.

Сейчас диаспора, объединившись с финскими благотворительными организациями, предоставляет материальную помощь и украинским беженцам, и раненым воинам, и семьям павших; проводятся манифестации в поддержку Нашей Надежды (Савченко), против московской агрессии в Украине и т.п. И работа ведется слаженно, со знанием дела.

Любительская труппа, окрыленная успехом "Дневников", под руководством режиссера Игоря Фрая поставила в 2015-м еще один спектакль "На бережечку самоти..." - рассказ о жизни и творчестве Василя Стуса. Мне повезло сыграть роль этого украинского мученика-поэта. На премьеру в Хельсинки пригласили его сына Дмитрия, который рассказал об отце простыми и искренними словами. Эту пьесу наш театр показал на гастролях в Стокгольме на сцене одного из центральных театров столицы Швеции...

Уже после победы Майдана к моим друзьям приехал один из его активных участников, пан Савко, который был контужен свето-шумовой гранатой. Савва приехал вместе с сыном-подростком Ильей.

В те купальские дни мы сидели на террасе квартиры талантливого физика, художника и поэта Андрея Шевченко, читая друг другу любимые украинские стихотворения. А после ужина поехали на озеро, где были и большой костер, и танцы по случаю финского праздника Юганнуса. Когда мы прибыли, костер уже угасал, а на эстраде кафе играли... "Реве та стогне Дніпр широкий". Мы подошли к танцплощадке. Узнав, что Савва приехал из Украины, финки-танцовщицы наперебой стали приглашать его на следующий танец.

Домой мы возвращались, распевая в автомобиле родные песни. Илья предложил свой репертуар. Звонким голосом подросток спел нам добрый десяток повстанческих и сечевых песен...

"Ты слышишь, кто тут лидер? - говорю я Андрею. - Сознательная и умная молодежь - вот сегодня лидеры в Украине!"

Дай Бог, чтобы это было правдой!