UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вместе проекты бить легче

В Украине первая платформа краудфандинга была создана в 2011 году. Тогда на странице ресурса "Большая идея" появилась вкладка "Спільнокошт". За время своего существования этот "перрон идей" помог профинансировать 27 проектов на сумму более 2 млн грн

Автор: Светлана Овчарова

Как-то Галина Шиян, автор идеи финансирования книги на украинской платформе краудфандинга, сказала: "Спільнокошт" - это велосипед. Если крутишь педали, то едешь вперед, если перестаешь это делать - останавливаешься". Как и в любом спорте, до финиша доедут не все, но нужно ехать, поскольку приз - вера в собственные силы и собственные замыслы. А как поддержка - 27 успешно реализованных проектов, два миллиона собранных гривен и почти десять тысяч благотворителей.

Краудфандинг (от англ. crowd - "толпа" и funding - "финансирование". - Ред.) придумали в США. Цель такой системы коллективного финансирования и микроинвестиций - развивать малый бизнес и креативные проекты. Хотя, конечно, микрофинансирование нельзя считать полноценным инвестированием. Это, скорее, нечто среднее между благотворительностью и дружеским займом. Важный момент: благотворители не получают никаких акций или долей в бизнесе.

Сейчас в мире действуют более 500 платформ коллективного финансирования. Каждый желающий найти таким способом средства на свой проект выкладывает на его (проекта) странице видеопрезентацию своего замысла с детальным описанием. Дальше включаются приложения по поощрению финансирования, счетчики уже внесенных сумм и количества дней, определенных для сбора средств. В среднем в мире успешному проекту удается собрать 7 тыс. долл. за девять недель. Неплохо, согласитесь. Если же за определенный период проект не собирает необходимой суммы, то уже внесенные на счет проекта средства возвращают благотворителям. В итоге и волки сыты, и овцы целы.

В близкой к Украине Польше таких платформ девять - от общих (без тематических ограничений) до узкоспециализированных (например, сугубо музыкальных). Первой и наибольшей площадкой был "Поляк сможет". За время его деятельности на разнообразные начинания удалось собрать более 3 млн злотых (приблизительно 12 млн грн). Наиболее успешный проект привлек почти 100 тыс. злотых (около 400 тыс. грн)! И хотя "поляк не может" обслуживать "слишком коммерческие замыслы", все же большинство из них - это бизнес-проекты и стартапы.

Неожиданные прибыли

В Украине первая платформа краудфандинга была создана в 2011 году. Тогда на странице ресурса "Большая идея" появилась вкладка "Спільнокошт". За время своего существования этот "перрон идей" помог профинансировать 27 проектов на сумму более 2 млн грн. Чаще всего это сбор средств на конкретное, четко определенное мероприятие - фестиваль, концерт, акцию, издание книги и т.п. Отечественные технологические и IT-проекты больше пользуются услугами заокеанских платформ коллективного финансирования. Так они пытаются заинтересовать инвестора и выйти на иностранный рынок, где хотели бы работать. Кроме того, например, на американском Kickstarter в качестве вознаграждения за вложение средств предлагают дешевле купить продукт, который будет произведен в результате. То есть, в определенной мере платформа становится магазином "предпродажи".

Украинское же общество пока что выделяет средства в основном на мероприятия социально значимые. В частности, было профинансировано движение "Сделаем Украину чистой". Как рассказывает его руководитель Роман Британчук, он "выбрал для своего проекта команду "Большой идеи", поскольку это одна из нескольких наиболее популярных в Украине платформ, вокруг которой сосредоточились умная аудитория и люди с ценностями".

Сейчас "Спільнокошт" уже даже сам генерирует доход. Это может стать хорошим сигналом и примером для других общественных организаций. "Программы и продукты хорошей общественной организации могут работать как сервисы. За последний год "Спільнокошт" продемонстрировал потенциал зарабатывания дополнительного дохода, который мы реинвестируем в усовершенствование онлайн-платформы. Этот доход идет с процента, оставляемого проектами в пользу платформы. Они видят пользу в консультациях и помощи, которые мы предоставляем. Платформа берет семь процентов от собранной проектом суммы, еще три берут платежные системы. Этот момент мы обсуждаем с самого начала, чтобы авторы правильно рассчитывали свой бюджет", - заверяет автор "Большой идеи" Ирина Соловей. Ее жизненный слоган - "Мысли глобально, действуй локально". И это Ирине пока что удается на славу.

В планах "Спільнокошта" уже к 2016 г. свести к минимуму грантовую поддержку и стать социальным предприятием. Как в начале деятельности платформы, так и сегодня "Большая идея" показывает схемы удачного существования и реализации на собственном примере.

Терпением и трудом

Если же вы намерены воплотить свой кейс "даром", то должны приложить немало усилий. Ведь после того как автор отправляет свой замысел на "Спільнокошт", работа только начинается. Посетители сайта не видят около 70% проектов, поступающих в адрес платформы. Это объясняется тем, что после успешных замыслов (таких, например, как "Громадське.ТБ") начали подавать проекты, не оценивая их с точки зрения востребованности и полезности, не понимая, насколько возможно воплотить то, что намечено на уровне идеи.

Но, в конце концов, те, кто гипотетически могут заинтересовать благотворителя своей идеей, все же начинают работать с командой "Спільнокошта". Дальше процесс зависит от того, насколько быстро авторы и координаторы проектов могут подготовить видео и продумать вознаграждение для меценатов. "Наша ответственность - подсказать, поделиться опытом, определить главные акценты, помочь их правильно представить, - объясняют организаторы. - Но есть работа, которую должен делать автор. Общение с благотворителями - это его забота".

Что касается благотворителей, то есть определенная градация. Вознаграждения, предлагаемые на сайте для людей с малым кошельком - это письма-благодарности, открытки или внесение имени в список меценатов проекта на официальной странице. Для людей, готовых отдать на проект крупные суммы, вознаграждением является продукция или услуги, которые удалось реализовать благодаря собранным средствам: книги с автографами авторов, мастер-классы, картины и репродукции, приглашение на открытие проекта и т.п. Все зависит от замысла и конечного результата. Подарки не приравниваются в цене к израсходованным средствам. Авторы стараются подобрать такие поощрения, которые нельзя купить за деньги, а только получить как награду за благотворительность.

У каждого проекта есть свой блог. Его создают для того, чтобы автор мог информировать аудиторию о всех изменениях и достижениях проекта. Журналист Ирина Славинская подчеркивает, что информировать о кампании чрезвычайно важно. "Мало просто создать страницу инициативы - о ней нужно говорить с людьми как можно более широкого круга. Кроме того, мои наблюдения за тем, какие проекты получают полное финансирование на украинской платформе "Спільнокошт", говорят, что на этом сайте люди любят поддерживать системные долговременные проекты, а не спорадические инициативы", - заверяет она.

Плата за свободу слова

Тенденцию поддерживать долгосрочные проекты подтверждают две кампании-рекордсмены "Спільнокошта": "Громадське радіо" і "Громадське.ТB". Первый кейс достиг поставленной цели в самое короткое время. Второй - за три месяца собрал рекордную для украинского краудфандинга сумму (1 200 000 грн). "Наша основная ценность - это доверие зрителей, - комментирует впечатляющий результат продюсер "Громадське.ТВ" Марьяна Почтар. - Если вам доверяют, то поддерживают. Финансовая поддержка - это своеобразная форма того, как можно приобщиться к делу, которое тебе нравится. Громадське - именно такой проект, к которому хочется приобщиться".

Однако творцы "Громадського радио" видят рецепт успеха своего проекта не только в доверии, но и в том, что "не обещали что-то сделать, а уже делали". "Кампания на "Спільнокошті" не была периодом затишья в нашей работе, - говорит ответственная за продвижение "Громадського радио" на платформе Ирина Славинская. - Наоборот, мы много работали и работаем - независимо от того, есть ли средства". Как для одного, так и для другого проекта "Спільнокошт" не стал основным источником финансирования. Он был лишь существенной частью бюджета, стартом для дальнейшего развития. "Громадському радио", по словам пани Славинской, собранная сумма (85781 грн) помогла обустроить две студии для регулярной работы. Если бы они на "Спільнокошті" не собрали достаточно денег, то период "полевых условий" длился бы дольше, и они бы дольше шли к студийному звуку.

Сегодня самая главная сила платформ краудфандинга в том, что люди голосуют деньгами. Чаще всего это и является признаком дееспособности проекта и увеличивает шансы на его дальнейшее развитие. По крайней мере, по мнению общества.