UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вернуть власть народу

"Ще не вмерла України і слава, і воля…" - на двадцать четвертом году независимости нашего государства начало Национального Гимна констатирует единственное наше достижение за все это время. Практически четверть века - это время, за которое Германия восстановилась после Второй мировой войны, а Украина приблизилась к гражданской, а возможно, уже и перешла этот рубеж.

Автор: Александр Герасимчук

"Ще не вмерла України і слава, і воля…" - на двадцать четвертом году независимости нашего государства начало Национального Гимна констатирует единственное наше достижение за все это время. Практически четверть века - это время, за которое Германия восстановилась после Второй мировой войны, а Украина приблизилась к гражданской, а возможно, уже и перешла этот рубеж.

Так в чем же причины? Неужели виноваты Янукович и Ко, Путин и российские шовинисты, Барак Обама и американские империалисты? Однозначно нет. Причины гораздо глубже. Виноваты все мы - граждане Украины. Каждый из нас причастен к краху нашей родины, конечно, в меру своих возможностей. Политики и бизнесмены, вместо того чтобы строить политическую систему и развивать экономику, зарабатывали деньги на несовершенстве ими же созданного законодательства, проще говоря, воровали. Чиновники и педагоги, вместо того чтобы решать проблемы людей и учить молодое поколение, зря переводили бумагу, используя для этого все возможности современной вычислительной техники. Студенты и учащиеся не учились как следует. Почти все давали и брали взятки. Многие не ходили на выборы, потому что "они" уже все решили. Или голосовали за деньги, или, не задумываясь, заполняли бюллетень как лотерею. И "они" - олигархи родились, выросли и полностью приватизировали не только экономику, но и власть в Украине.

Произошла подмена базовых понятий во всех сферах жизни общества. Мы перепутали цель со средствами ее достижения, причины - со следствиями. В церковь многие ходят не обогатиться любовью к Богу и ближнему своему, а потому что так принято. В университетах учатся не для того, чтобы получить знания, умения и навыки, а ради диплома. В политику идут не для того, чтобы совершенствовать общественно-политическую систему, а для личного обогащения и власти. И реформируют, реформируют, реформируют - потому что не знают, как остановить равноускоренное движение украинского государства в пропасть небытия.

Проанализируем первопричины событий в Крыму, на Донбассе и в Украине в целом. Да, повлияли и шовинизм, и американо-европейский империализм, но первопричиной того, что украинцы и Украина превратились в игрушки в чужой геополитической игре, стал наш собственный украинский пофигизм. И Путин, при всей нашей нелюбви к нему, просто использовал шанс, который мы ему предоставили.

Наше стремление к лучшей жизни в ЕС не подкреплено реальными действиями каждого для изменения самого себя и государства. Украина похожа на автомобиль "Таврия", двигающийся с отставанием километров на 50–
70 (равные годам) от автомобиля "Мерседес" (стран ЕС) без шансов его догнать. Ведь кроме худших технических характеристик - политической и экономической систем, каждая остановка (выборы) у нас сопровождается длительным отдыхом, изменением направления движения (то в Россию, то в Европу и наоборот) и выяснением отношений - политическим, а то и физическим мордобоем.

Проблема не в личностях, занимающих определенные государственные посты, а в несовершенстве общественно-политической системы, позволяющей им это делать. Проблема не в отсутствии реформ, которых за время независимости было больше, чем нужно, а в незнании и непонимании "реформаторами" базовых понятий и причинно-следственных связей. Например, борьба с коррупцией, как причиной, путем создания дополнительных органов госвласти - Антикоррупционного комитета и других структур - обречена на неудачу. Коррупция является следствием несовершенства общественно-политической системы государства, и создание дополнительных структур лишь усугубляет его. Создается впечатление, что политики не знают или не хотят знать содержания этого понятия. Коррупция (от лат. corrumpere - портить) - противоправная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами их прав и должностных возможностей для личного обогащения, продажность общественных и политических деятелей. Из определения коррупции следует и единственно возможный путь борьбы с ней - совершенствование общественно-политической системы путем минимизации органов госвласти, выборность на ключевые должности госаппарата, контроль избирателей над должностными лицами в режиме реального времени, ограничение прав и должностных возможностей чиновников, неотвратимость наказания за противоправную деятельность.

Закрепленное в Конституции Украины разделение властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - не более чем декларация. Ведь в Конституции и других законах установлено, что законодательная власть формирует исполнительную и, вместе с главой государства, - судебную. То есть в реальности эти ветви взаимосвязаны.

Вообще, законодательный орган Украины - Верховная Рада - по нанесенному украинскому народу и государственности ущербу занимает третье место в XX в. (после Гитлера и Сталина) и, безусловно, лидирует в XXI в., оставив позади двух Викторов. За время независимости украинский парламент из представительного и законодательного органа власти превратился в закрытый клуб олигархов и их пособников. Складывается впечатление, что законодатели не знают или не хотят знать определение слова "закон".

На 12 мая 2009 г. в Украине было 3729 законов, а после этого наши законодатели работали еще пять лет - плодя в перерывах между разборками, мордобоем и игрой на публику по несколько законов за один сессионный день.

Неужели столько важнейших общественных отношений в нашем государстве? Конечно, нет. Законы стали для олигархов и их пособников средством удержания власти, борьбы с оппонентами и зарабатывания денег, и регулируют они не важнейшие общественные отношения, а отношения между олигархическими кланами. Количественные изменения вызвали новое качество - "закон что дышло..." Такова характеристика современного законодательного поля Украины.

Для трактовки тысяч законов и на порядок большего количества подзаконных актов создана многотысячная армия юристов. Активно помогает им другая ветвь власти - судебная. Ситуация складывается парадоксальная - законы пишут одни люди, а объясняют написанное другие - формально независимые судьи. Чем они руководствуются, собственными интеллектуальными возможностями или интересами, и перед кем несут ответственность - вопрос риторический.

Но возникают и другие. Могут ли представители независимой судебной и исполнительной ветвей власти утверждаться на должность представителями законодательной ветви власти? Где равноправное участие граждан в управлении общегосударственными и местными делами, в контроле над госдеятельностью, что является признаком демократического государства? Почему граждане Украины отстранены от возможности избирать и сменять за утрату доверия представителей судебной и исполнительной ветвей власти? Почему президентом Украины и депутатами ВР становятся люди, за которых проголосовали менее 50% избирателей, имеющих право голоса?

Ответ один - потому что Украина не является демократическим государством, то есть государством, в котором вся полнота власти принадлежит народу. Кроме конституционного признания народа источником власти, у нас практически отсутствуют какие-либо иные признаки демократического государства. Украина - олигархическое государство, в котором власть (политическая, экономическая и т.д.) принадлежит небольшой, закрытой и тесно сплоченной группе лиц. Именно представители олигархии в абсолютном большинстве становятся депутатами ВР и в 100% случаев - президентами. Под себя они создали избирательное законодательство, лишив абсолютное большинство граждан возможности как-то влиять на формирование власти в Украине.

Олигархическая Украина исчерпала свои возможности как государственное образование. Следствием стали Майдан, война, внешняя агрессия, полная экономическая зависимость от других государств, обнищание абсолютного большинства населения. В будущем возможны два пути развития нашего государства.

1. Украина трансформируется в демократическое государство, и украинский народ как истинный источник власти станет осуществлять управление общегосударственными и местными делами путем прямой (референдум, выборы) и представительской (через реально избранных представителей) демократии.

2. Украина останется олигархическим государством и через некоторое время исчезнет с политической карты мира под влиянием внутренних и внешних факторов.

Поскольку второй путь развития успешно реализуется на нынешнем этапе, остановимся на возможности реализовать первый.

Становление демократического Украинского государства требует реальных действий каждого из нас для изменения самого себя и государства. Конечно, нужно отказаться от принципа всеукраинского пофигизма, но этот процесс индивидуален для каждого человека. Одних меняет война, других - мирная жизнь, третьи живут по инерции, как и прежде. Но изменения в сознании людей происходят, и для их интенсификации нужно изменить общественно-политическую систему Украины, дав реальную власть, а значит и ответственность, каждому гражданину.

Вернемся к аналогии с автомобилями "Таврия" и "Мерседес". Как догнать ведущие страны мира? Можно поехать более коротким путем, можно изменить конструкцию автомобиля. Конечно, любой из указанных путей связан с определенными рисками, но нам особо терять нечего.

В основу нового общественно-политического устройства Украины должны лечь следующие принципы.

1. Общеобязательное участие граждан в выборах и референдумах. Право граждан Украины избирать должно стать обязанностью. Общественные активисты - это хорошо, но для создания эффективного государства необходима активность каждого гражданина, которая будет воспитываться в первую очередь через обязательное участие в выборах и ответственность за невыполнение этой обязанности.

2. Принятие решений только абсолютным большинством граждан, имеющих право голоса (50% плюс один голос).

3. Принятие ключевых законов (Конституции Украины, кодексов) на референдуме.

4. Ограничение законодательного регулирования только сферой важнейших общественных отношений. Нужно отказаться от тысяч законов, ограничив их количество максимум несколькими десятками. В случае выявления неурегулированных общественных отношений применять принцип судебного прецедента (решение суда по конкретному делу, имеющее силу источника права).

5. Распределение государственной власти между:

5.1. Законодательно-судебной властью с функциями написания и трактовки законов, реализации правосудия контроля над исполнительной властью. Законодательно-судебная власть формируется из выборных судей и выборного головы. Судьи будут решать дела в округах, от которых они избраны, и формировать из своих представителей суды высшей инстанции, вплоть до Верховного суда Украины. Судьям будут подчиняться местные органы прокуратуры. Целесообразность существования центрального органа прокуратуры остается под вопросом.

5.2. Представительской властью с функциями принятия законов, контроля над законодательно-судебной и исполнительной властью путем принятия решения о недоверии представителям этих ветвей власти. Представительский орган власти формируется из народных представителей, избираемых гражданами от округов и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе (только во время сессии, например, две недели два раза в год).

5.3. Исполнительной властью с функциями управления сферами общественной жизни и реализации общегосударственной политики. Возглавит исполнительную власть президент - глава государства, избранный абсолютным большинством граждан в общегосударственном избирательном округе. Он единолично формирует правительство и несет всю ответственность за его работу. Решение представителей исполнительной власти и президента может быть отменено главой законодательно-судебной власти. Оценка работы исполнительной власти осуществляется представительным органом власти на каждой сессии. В случае выражения недоверия исполнительной власти проходят новые выборы президента.

5.4. Местным самоуправлением, которое возглавляет избранный глава местной громады. Решение главы местного самоуправления может быть отменено судьями от округов, входящих в местную громаду, главой законодательно-судебной власти или президентом.

6. Выборность на все ключевые должности госаппарата. Граждане Украины прямым голосованием большинством от имеющих право голоса (50% плюс один голос), должны выбирать:

а) главу государства, возглавляющего также исполнительную власть;

б) судей и главу законодательно-судебной власти из граждан, имеющих юридическое образование;

в) народных представителей представительского органа власти;

г) глав местного самоуправления (мэров городов, сельских голов).

Нужно минимизировать промежуточные звенья между гражданами и исполнителями их воли - государственными управленцами. Возглавлять управленческие цепочки должны избранные гражданами представители, несущие всю ответственность за их работу.

7. Контроль гражданами избранных должностных лиц (в том числе их отзыв и аннулирование принятых ими решений) в режиме реального времени через общегосударственную интернет-систему. Граждане Украины должны оперативно влиять на избранных ими лиц, в том числе заменять их в случае утраты доверия. Каждый будет иметь страницу в единой государственной избирательной интернет-системе. На этой странице он сможет выразить недоверие избранным представителям. В случае если большинство имеющих право голоса (50% плюс один голос) выразило недоверие своему представителю (президенту государства, судье, главе законодательно-судебной власти, народному представителю, мэру, сельскому голове), проводятся досрочные выборы этого представителя.

Шагами к применению сформулированных выше принципов общественно-политического устройства являются:

а) формирование законодательно-судебной власти из избранных гражданами судей и председателя;

б) написание Конституции Украины представителями законодательно-судебной власти;

в) принятие Конституции на референдуме;

г) выборы по новой Конституции народных представителей, президента и глав местного самоуправления.

Но первым шагом является принятие украинскими олигархами решения передать функции управления Украины ее гражданам, отказаться от власти в обмен на сохранение собственных капиталов. Только такое сознательное решение дает нам шанс сохранить государственность, потому что еще одной революции Украина как государство не переживет.