У просвещенной аудитории слово «борд» немедленно вызывает такой же рефлекс, как павлинье перо у обожравшегося римского патриция. При рассудочных рациональных рассуждениях аудитория столь часто и горестно всплескивает руками по поводу происходящего, что этот звук уже напоминает бурные аплодисменты в адрес режима. Хотя максимум, что она в состоянии «злочинному режиму» испортить, так это воздух. Но в итоге все сатрапы и все «терпилы» остаются страшно довольны собой любимыми.
«Протывсихи», разные дауншифтеры и прочие внутренние эмигранты (у которых обычно просто не хватило денег или трудовой квалификации на эмиграцию внешнюю) ненавидят вообще всю наружную рекламу, включая торговую. Особенно, если они сами в этой отрасли и работают.
Быть для этих аудиторий «Капитаном Очевидность», мнимым первооткрывателем банальностей, тоже весьма нелепо. Это к лицу лишь тем, чьи лица на этой самой наружной рекламе изображены.
Есть еще молодежь, которая по возрасту просто не замечала нынешних политических «наперсточников» раньше и уж тем более не видела их духовных учителей из СССР. И есть люди преклонного возраста - они уже как дети, готовые поверить в любую мало-мальски организованную чушь и проголосовать за нее. Потому что им невыносимо признать, что вся их жизнь проходила и завершается в атмосфере всеобщего циничного обмана. Что эти ухоженные, сытые и уверенные в себе люди с билбордов врут им еще наглее, чем все генсеки КПСС, вместе взятые. В общем, это для них, чтобы не велись.
Люди с бордов - это не люди, а такие мультяшки, рисованные политические персонажи. От этого на фоне окружающей реальности выглядят особенно по-дурацки. Подчеркивается их интеллект в основном казенными фразами, излучающими самодовольство, тщеславие и тупость одновременно.
Не спешите в этом месте аплодировать. Лучше спросите себя, почему они, типа такие из себя все примитивные и бездуховные, уже много лет богатые и счастливые, а вы, такие умные и справедливые, - нет? Ответ «потому что они все у нас украли!» не принимается. Хотя бы потому, что средним материально-духовным достоянием большинства при «совке» были квартира-«малосемейка», «Запорожец» и Кобзарь. Но большинство из нас умудрилось прощелкать даже это, слепо ведясь на первые обещания первых политиков на первых билбордах в начале 90-х.
Нет никакой разницы между призывами демократов времен «перестройки» и нынешними коммунистическими (слизанными с недавних Юлиных) о том, что «прописка коррупционера - тюрьма». Ну правда, кто бы говорил… «Вернем страну народу», «Налог на роскошь - налог на богачей», в списке мировых богачей 21 украинец и т.п. Может, коммунисты что-то такое уже знают от союзников про печальное финансово-политическое будущее Ахметова, Пинчука, Коломойского и прочих состоятельных людей? И это связано с будущими планами наполнения государственного бюджета? Так прямо бы и сказали, а то свистят, как Троцкий, ни одного своего предвыборного обещания так и не выполнив.
Пурпурную рекламу лидера «УДАРа» в стиле американских баптистских проповедников с незатейливым фотошопом, тупо дублирующим внимающий электорат (вот она, политтехнологическая оговорка по Фрейду!), тоже ехидно окрестили «спиной к народу». «Политика может быть искренней», осторожно предполагают борды УДАРа, и неудержимо хочется добавить в стиле еврейского анекдота: «…ну а нет - так нет!». Партийный слоган «От успеха человека - к успеху страны» приводит избирателя в уныние. Потому что он сразу понимает - у него нет таких выдающихся физических данных, времени на многолетние тяжелейшие тренировки, чтобы в итоге всего на короткое время прославить страну заслуженной медалью. Визуалка «УДАРа» только нащупывает тактику политического боя, но дело в том, что они участники даже не боев без правил, а обычного уличного «замеса», где штахета с гвоздем оказывается круче любых чемпионских поясов.
И то, что «Украина - вперде», как говорят шутники о бордах Королевской, - это плохой клон то ли современного обамовского «Forward!», то ли луценковского «Вперед, Украина» образца 1999 года (подсмотренного, в свою очередь, у Берлускони), никого не волнует. Ну, тупо. А чем отличается от бесчисленной рекламы «фанерных» певиц? Тем, что «фанера» с Банковой? Так это дело вкуса. Да и петь же не надо, просто ходить туда-сюда. Что предлагать в качестве сделанного для избирателя? Мороженое, любовь к конному спорту, шляпки, дорогих списочников? Около тысячи билбордов по Украине - как пакеты чипсов: ярко, а внутри, в основном, воздух «со вкусом чего-то». Отличный бизнес.
А если бы Тимошенко не сидела, вообще было бы непонятно, о чем публично могла бы говорить объединенная оппозиция, не повторяя коммунистов, УДАР, Королевскую и даже «Свободу». Зализывать друг другу раны шершавым языком плаката? А так - «Юле - волю». Баннер и стикер, конечно, не борд, но все лучше, чем ничего. Кстати, о стикерах. Массово распространяемый по Украине стикер с перечеркнутым профилем Януковича в короне (примитивный римейк Кучмы в шапке зека) вызывает ассоциации и с прической главной оппозиционерки, и с ее несостоявшимися амбициями. Понятно, что и правосудие у нас избирательное, и все такое… Но с креативом визуалки у оппозиции пока, похоже, полный «бют», как и с предвыборными обещаниями - выполнили-то на 9%.
У ПР не борды, а политические обои для всей страны. «Стабильность и процветание», «строим новую страну»… Сине-белые практически везде, слегка разбавленные Королевской. Это не тексты с картинками, это точечные цветовые маркеры, как в пейнтболе. Каждый человек с военным опытом, которому пришлось поиграть в пейнтбол, знает, что его навыки огневого контакта совершенно бесполезны в этой игре, которая только с виду похожа на настоящую перестрелку. Так и «наружка» регионалов. Дело не в словах, а в уверенном присутствии. ПР, кстати, в отличие от рефлексирующей интеллигентской аудитории, отлично знает, с каким именно массовым избирателем имеет дело. Уже довольно малограмотным, деградирующим от безработицы и алкоголизма, заискивающим перед сильными, безудержно льстящим в ожидании «подарков на выборы». Да, из предвыборных обещаний выполнено 21%, по подсчетам организации «Відкрите суспільство». В основном касательно макроэкономики. Но сельский избиратель, предел мечтаний которого - повысить закупочные цены на молоко до двух гривен за литр, даже слова такого не знает.
Вот наружная реклама ПР похожа на большевистскую пропаганду 20-х годов, когда еще легально были на свободе разные эсеры, меньшевики, троцкисты. Типа: победим разруху, отнимем хлеб у кулаков и всех загоним железной рукой в светлое будущее. Судя по судорожной конкуренции вообще ничего не выражающих региональных билбордов в мажоритарных округах, внутренней чистки рядов ПР осталось ждать совсем недолго.
Плохо то, что общепартийные мессиджи чудовищно банальны и скучны, им явно не хватает картинок в духе Ляшко, что-то вроде Николая Яновича, катающего на раме велосипеда Виктора Федоровича.
Кстати, судя по тому, что НУНС в подсчетах выполнения обещаний лидировал с 26%, а потом бесславно рассыпался, съедаемый внутренними амбициями, наводит на мысль, что а) ПР следующая, б) для политического долголетия вовсе не обязательно выполнять обещания - их нужно просто в широком смысле слова иметь.
Вот престраннейшее явление украинской (или все же российской?) политической природы - билборды Медведчука, то есть его общественного движения «Украинский выбор», с веб-адресами ссылок, которые наверняка, бросив руль, лихорадочно запишут все проезжающие автомобилисты. Позиция Медведчука не менялась многие годы. И осталась в прошлом. Его карьера, амбиции, результат давно стали хрестоматийным примером ошибочных ставок человека, который сам себя перехитрил. На бордах - скверного качества фото и незатейливые риторические вопросы, ответы на которые и так есть у каждого. Зачем бежать к компьютеру?
У «Свободы», кроме приевшегося «троеперстия», запомнить особо нечего, да им и не надо - кампания будет сугубо региональной. Вот разве что житомирского размещения престраннейший плакат с кровавыми ножницами, разрезанным надвое человеческим языком и призывом к «янучарам» попробовать сперва на себе. Дремучее провинциальное решение поставленной задачи вызывает лишь сочувственную улыбку. Есть же замечательная американская визуалка - мотиватор Only you can silence yourself, десятки других портфолио на тему речи, так нет же…
Количество не то что образованных, а и просто грамотных людей в Украине неуклонно снижается. Организатор конкурсов красоты снимается на фоне церковных куполов, а не сисек. Вряд ли он читал труды Розанова о фаллической символике православной архитектуры. Только труд сделает депутата человеком, гласит слоган на плакате другого мажоритарщика.
И если «человек = депутат + труд», то депутатом можно стать по формуле: «депутат = человек - труд». Вот в это народ поверит безоговорочно.