Задумывался ли кто-нибудь над тем, какую часть своего потенциала теряет Украина из-за оттока квалифицированной рабочей силы, а особенно вследствие эмиграции образованных людей? Началось это не вчера. Уже сто лет назад, из-за безземелья, украинцы Галичины массово выезжали в Канаду и Аргентину. На восток России отправлялись столыпинские переселенцы - надднепрянцы и слобожане. Позднее и первые, и вторые, и третьи покидали родной край в силу политических обстоятельств. Какой была бы Украина, останься дома все эти деятельные и легкие на подъем люди?
Впрочем, многое потеряли мы и вследствие эмиграции представителей других национальностей - как, например, одесского еврея Александра Гершенкрона (1904-1978). Это известный ученый-экономист, прославившийся тем, что изучал феномен бедности и нашел пути ее преодоления, описав феномен «догоняющего развития». А где его больше всего знают и ценят? Правильно - там, где люди живут зажиточно: в Канаде, Соединенных Штатах, Западной Европе. И это весьма печальное обстоятельство, ведь Александр Гершенкрон должен был бы принадлежать, прежде всего, Украине. Хотя бы потому, что родился в Одессе. Правда, в 1920 году нашему земляку пришлось переехать из Украины в Австрию, поскольку его отец категорически не принимал большевизм. Но со временем и Австрия стала негостеприимной для еврейской семьи… Только в Соединенных Штатах Александр Гершенкрон смог реализоваться как выдающийся ученый-экономист. Понятно, что работал он не на Советский Союз и, тем более, не на Украину. Об интеллектуальном потенциале нашего земляка говорят его работы: «Хлеб и демократия в Германии» (1943), «Экономические отношения с СССР» (1945), «Экономическая отсталость в исторической перспективе» (1962), «Европа в российском зеркале» (1970).
Поэтому сегодня, когда мы любим упоминать в негативном контексте Одессу Маркова и Костусева, было бы неразумно замалчивать довольно оптимистичное обстоятельство: «жемчужина у моря» способна взращивать не только упомянутых одиозных деятелей, но и абсолютных их антиподов. Таких, как, например, наш современник Владимир Витковский, инженер-химик по образованию, который, хоть и оказался в конечном счете там же, где и его великий предшественник (в США), все же успел оставить заметный след в истории возрождения украинского языка. О его теоретических работах можно говорить по меньшей мере с уважением. Конечно, мы умеем игнорировать и не столь ценные вещи, но это уже сугубо наша, национальная, проблема...
Удивительно, что человек, который в отличие от Гершенкрона был украинофилом до мозга костей, не нашел себя во львовской «Просвіті» или в какой-либо патриотической партии. Зная Владимира уже восемнадцать лет, могу сказать, что он не кривил душой, когда писал: «Наскільки не мислю свого життя без корейського комп’ютера, італійської пральки, німецьких журналів чи англомовних новин з усього світу - настільки ж не бажаю обходитися без українського слова, української пісні, українських писанок, вишиванок, великодніх і купальських свят…» Несмотря на сложный характер, он был человеком слова, всегда готовым прийти на помощь. Не терпел лицемерия, поэтому мог создавать дискомфорт в среде, где эта черта считается нормой. Не всех галичан он устроил бы как однопартиец и, тем более, как лидер. Это был бы второй Иван Франко «еврейского разлива». Призывал бы к действию и никому не давал жить спокойно. По-видимому, из-за этого с самореализацией в украинском «Пьемонте» одесситу не повезло. Хотя последние двадцать лет своей жизни Витковский безвыездно прожил во Львове, о нем здесь знают так же мало, как и о Гершенкроне в Одессе.
* * *
Оценивать интеллектуальный вклад Владимира Витковского непросто. Упомяну здесь только немногое из написанного им. Но и этого достаточно, чтобы украинцам Львова было что «намотать на ус», использовать в своей практической деятельности. Вот лишь беглый перечень статей львовянина одесского происхождения: «Универсальная ценность родного слова» (1992), «Уважают того, кто себя уважает» (1994), «Национальное возрождение: «сверху» или «снизу»?» (1997), «Испытание независимостью» (1998), «Урок в еврейской школе» (1998), «Архетипы истории и «молекулярная энергия» прогресса» (2000), «Национальное возрождение: в поисках наступательной доктрины» (2001), «Евроразмышления» (2003), «Через прошлое - в будущее» (2003), «Народничество - невостребованное наследство» (2003), «Палачи, жертвы и Украина как общий проект их потомков» (2006), «Украинский кризис: проблема диагностики» (2009), «Еврейская загадка» и концепция социального капитала» (2010)...
Повторяю, это только малая часть статей на языковую, культурологическую и социальную тематику, написанных неплохим химиком. Удивительно, как все-таки ему при такой «негуманитарной» подготовке удавалось видеть намного дальше, чем лидерам украинских патриотических партий и общественных организаций. Владимир мог глубоко проникать в суть вещей и явлений. Например, он осознавал, что нынешние украинские руководители языкового возрождения не смогут довести дело до победного конца. Почему? Об этом Владимир подробно написал в статье «Возрождение украинского языка и построение гражданского общества в Украине» (2001). Анализируя деятельность общественных организаций, он видел, что они сильно отличаются от идеальных или (употреблю его термин) «пошукуваних» («искомых»). Неплохо изучив жизнь «патриотического» Львова, автор уверял, что отличительной чертой тогдашних общественных организаций (ОО) является обслуживание ими интересов… самих основателей и номенклатуры. А хорошо бы, если всего общества! В идеале «пошукувані» ОО должны были стать союзами свободных единомышленников, а в действительности в них царит тип отношений «патрон-клиент». Основными ресурсами ОО являются: «деньги, офисы, техника, связи». А в идеале хочется, чтобы это были: «люди, идеи, инициатива, энтузиазм, предприимчивость». Основной задачей общественных организаций должно было стать привлечение людей и идей. Вместо этого они в первую очередь хотят «привлечь средства, найти финансовых доноров, пожертвователей». Владимир Витковский считал, що руководители ОО должны были бы обладать сознательностью Иоанна Крестителя: «Идущий за мною сильнее меня!» Вместо этого большинство из них почему-то считают себя едва ли не «мессиями» и вовсе не собираются уступать дорогу более талантливым, растить достойную замену. Поэтому большинство общественных организаций, как правило, впадает в «спячку» сразу после периода становления. А для того чтобы возрождать язык не на словах, а на деле, по мнению автора, необходимо «постоянное кипение инициативы»!
Упомянутая статья написана более десятилетия назад, но с тех пор в Украине мало что изменилось (если говорить о подходах общественности к решению языковых проблем). Вот и пожинаем соответствующие результаты…
* * *
Владимир Витковский, проживая во Львове, не боялся говорить украинцам в глаза горькую правду. А оказавшись в Соединенных Штатах, он и о евреях пишет не всегда комплиментарно. В статье «Украинский еврейский вопрос: в зеркале «чужой» беды» («Украинская правда», 30.05.2011) бывший одессит так объясняет причины эмиграции евреев из Украины после получения ею независимости:
«С самого начала большинству украинских евреев какой-то глубинный инстинкт, некие вытесненные в подсознание пласты исторического опыта - помогли понять, что украинское движение обречено на результаты, отнюдь не соответствующие провозглашенным лозунгам. Это большинство не пожелало превращать чужую катастрофу в свою собственную и тихо удалилось с места событий. Вырываясь за пределы постсоветского пространства, его представители не только рассказывают всем, что приехали «из России», но и любовно воссоздают уголки «русского мира» на новых местах своего пребывания. С грехом пополам сей факт можно объяснить тем, что основная масса евреев покинула Украину еще во времена СССР или сразу после его распада, но…
Парадоксальным образом «незамечание» демонстрируют и те их соплеменники, которые продолжают здравствовать в Украине! Причем их «украинонигилизм» проявляется не только в отношении к полубутафорскому и весьма малосимпатичному государству. Еще более - к народу, населяющему это государство, к его отнюдь не бутафорским истории и культуре…
В городе Львове (!) в течение нескольких лет ни одна культурная программа местного «Хэсэда» не была посвящена хоть какой-нибудь украинской теме. Не «недостаточно», не «мало» - а именно ни единой из многих сотен! Организаторы конференции по Холокосту, проходившей как раз в дни поминовения жертв Голодомора, ни разу не вспомнили в своих интервью об украинской трагедии… Примеры парадоксального неприсутствия Украины и украинцев в еврейском сознании можно приводить сотнями. Тогда как противоположные им остаются исключениями из правил. Обратной стороной этого массового неприсутствия являются своеобразные проявления «все-таки присутствия»… Специфически раскрывает украинскую тему популярный бард: «Украина - моя кухня. Здесь я ем». Поседевшая экс-советская «звезда» зубоскалит перед телекамерами: «Ну, не ложится опера «Кармен» на украинский язык!», стих И.Бродского «На независимость Украины» невозможно комментировать без слова «патология». Не счесть еврейских авторов, щедро поливающих в своих текстах украинцев «самыми вонючими словесными помоями». Сколь часто мы ждем от украинцев поведения, не характерного для нас самих…»
Думаю, вполне можно говорить о «феномене Владимира Витковского», поскольку подобные подарки Львову Одесса делает нечасто. Поэтому спросим: что было базисом, стимулом? На мой взгляд, основой было то, что в советской Одессе даже в некоторых русских школах неплохо преподавали украинский язык. Способный еврей его выучил. А вот о «стимуле» сам одессит, получивший высшее образование в Москве, написал коротко и искренне: «Где-то в конце первого курса начал писать конспекты на украинском языке (и это - учась в Московском университете! - С.Л.) и часто наведываться в магазин украинской книги на Арбате. К национальному самосознанию вернули меня не высылка западных «голосов», не украдкой прочитанные произведения националистических авторов или контакты с диссидентской средой, а случайно услышанная песня «Очі волошкові» - ее лирическая мелодичность и красота поэтических образов как магнитом повлекли в мир культуры, которую многие считали второсортной и «бесперспективной»…»
Одессу не стоит осуждать за то, что она не создала условий для самореализации Александра Гершенкрона. Времена были не те. А вот «национально-сознательный» Львов имел все возможности сохранить для Украины талантливого, неравнодушного, благорасположенного к украинцам Владимира Витковского.