UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уроки Масарика

Томаш Гарриг Масарик (1850—1937) известен украинцам прежде всего как первый президент первой Чехословацкой Республики, ученым — как философ и гуманист.

Автор: Василий Худицкий

Томаш Гарриг Масарик (1850-1937) известен украинцам прежде всего как первый президент первой Чехословацкой Республики, ученым - как философ и гуманист. Он родился в крестьянской семье, однако стремление к получению знаний и небезразличие к судьбе своего народа сделали его одной из самых значимых политических фигур ХХ века. В 1920, 1927, 1934 гг. Т.Г.Масарик избирался президентом Чехословакии (в 1935 г. по состоянию здоровья сложил президентские полномочия).

Президент-освободитель, батечко (так с любовью и уважением называли его чехи), в первые десятилетия борьбы за возрождение чешского народа был обвинен во всевозможных грехах: Т.Масарику приписывали «национальный нигилизм», он был «философом чешского самоубийства», его называли «немецким прислужником», «еврейским наймитом» и т.п. Но никто и никогда не смог уличить его во вранье и обвинить в аморальности. И в личной, и в общественной жизни Т.Масарик был высокоморальным человеком.

То, что мы сегодня заново открываем личность, заставившую мир посмотреть на себя другими глазами - не только с позиции прагматизма, но и с моральной точки зрения, - можно считать знаковым. Учитывая современные политические процессы, работы Т.Масарика заслуживают нового прочтения, считает доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений Прикарпатского национального университета им. В.Стефаника Михаил Нагорняк, известный в Украине исследователь жизни Томаша Гаррига Масарика.

Т.Масарик, изучая чешский вопрос в мировом контексте, стал одним из первых, кто предложил концептуально новый подход в осмыслении места «малых» народов в общеевропейском процессе. Рассматривая Европу как континент, где взаимодействуют разные цивилизации, он обратил внимание европейских политиков на сильный интегральный потенциал народов Центрально-Восточной Европы, который проявляется в их принадлежности к «славянскому организму».

Томаш Гарриг Масарик понимал, что возрождение государственности невозможно без теоретически (философски и социологически) обоснованной национальной программы.

Политическую самостоятельность он рассматривал как внешний фактор, тогда как внутреннюю самостоятельность, возникшую в результате культурного, экономического и социального развития, считал для мыслителя самой важной. Самостоятельность не способна спасти ни один народ, наоборот, народ сам должен поддерживать самостоятельность - благодаря просвещению и нравственности. Нация, которая перестает жить согласно нормам морали, теряет политическую самостоятельность.

Нельзя утверждать, что возникновение Чехословацкой Республики во главе с Масариком стало «материализацией» его социологических идей, но то, что в Центрально-Восточной Европе в условиях нарастания тоталитарных тенденций возникла и двадцать лет существовала развитая и стабильная парламентская демократия, основанная на теоретических идеях мыслителя и политика, однозначно свидетельствует о связи между социологией, этикой и политикой. Томаш Гарриг Масарик, как отмечает М.Нагорняк, одним из первых политиков мирового масштаба понял значение ресурса образования и науки для развития национального государства и современного мира в целом. Сначала нужно думать об образовании народа, и лишь затем - о других государственных приоритетах. Общее образование народа, его способность воспринимать и осуществлять реформы наряду с надлежащим общеобразовательным уровнем политических вождей Т.Масарик рассматривает как залог существования демократии.

Демократия должна гарантировать защиту и покровительство всем достижениям в культурной и технической сферах, в науке, искусстве, в вопросах морали и религии. Поэтому Т.Масарик оценивает ее как постоянную реформу и в то же время как революцию, которая не заканчивается, но «революцию лишь в головах и сердцах».

Т.Масарик не боялся высказывать свое мнение по поводу самых острых тем. Как депутат австрийского рейхстага, он говорил о необходимости предоставления больших прав народам, которые входили в состав Австро-Венгерской империи. Он защищал украинский язык, будучи солидарным с мнением немецкого философа-просветителя И.Гердера относительно места Украины в европейской цивилизации.

В беседах с писателем Карелом Чапеком Томаш Гарриг Масарик высказывается о несовершенстве парламентской демократии и очерчивает пути реформирования парламента. Во-первых, уменьшить его численность на основе пропорциональной системы выборов. Этот механизм он связывает с уменьшением количества партий. Во-вторых, предоставить партии право отзывать каждого конкретного депутата и заменять его другим. В-третьих, главными требованиями к кандидату в депутаты должны стать его образованность, нравственность, способность к управленческой деятельности. Наряду с реформированием парламента президент считал необходимым реформировать бюрократический аппарат. Бюрократия должна не властвовать, а выполнять управленческую, административную работу, быть «честной и чистой».

«Кстати, - говорит М.Нагорняк, - в современной Чехии нет устоявшейся точки зрения относительно оценки деятельности Томаша Гаррига Масарика. Поэтому называть его, как это делали чехи в 1920-х гг., отцом нации не следует. Но, несмотря на разные оценки, бесспорным является одно: Масарик был самой популярной политической фигурой своего времени, и не только в Чехословакии. Именно его, согласно опросам того времени, европейцы считали наиболее вероятным президентом гипотетических Соединенных Штатов Европы. С Масариком постоянно советовались авторитетные европейские политики, высоко оценивая его как знатока славянских народов, специалиста по европейской культуре и политике, теоретика демократии и одновременно ее политического представителя. Масарик - это как воплощение платоновского идеала «философа на троне». Он был реалистом в политике. Видел будущее не только с перспективы дня сегодняшнего, но и завтрашнего».

Как образованный и опытный политик, он еще в прошлом столетии заметил, что следствием технического прогресса стало невиданное соперничество между народами. Эта конкурентная борьба охватила все страны мира. В ней отдельное государство или определенный блок государств набирают все большую экономическую и политическую силу и стремятся достичь благосостояния за счет других, а потому тот, кто не будет принимать участия в соревновании со своими соседями, - обречен на отставание или погибель.

Переживая за будущее чешского народа, Т.Масарик предостерегает: групповые, партийные интересы могут стать тормозом социально-экономического прогресса страны, поскольку из-за халатности и недальновидности вождей народ не будет принимать участия в этих соревнованиях, тем самым лишая себя будущего. Перед политиками, считал президент Томаш Гарриг Масарик, стоит нелегкая задача сориентировать народ в духе новых требований времени, сделать все, чтобы человек, оставаясь верным патриотом своей родины, стал «внимательным и осторожным гражданином мира».

Пользуясь всеми благами человеческой цивилизации, народ не должен отказываться от своих традиций, веры. Их нужно сберечь, поскольку они являются моральной и духовной основой народа.

На протяжении своей научной и политической деятельности Томаш Гарриг Масарик поднимал и решал вопросы, которые не утратили своей актуальности и сегодня. И этим книга Карела Чапека «Беседы с Томашем Масариком», презентация которой недавно состоялась во Львове при участии генерального консула Чешской Республики во Львове Давида Павлиты, консула Мартины Павлитовой Муховой, переводчика, доцента кафедры иностранных языков факультета международных отношений Львовского национального университета им. И.Франко Лидии Кицалы, профессора кафедры международных отношений Прикарпатского национального университета им. В.Стефаника Михаила Нагорняка и директора издательства «Астролябия» доцента кафедры философии Львовского национального университета им. И.Франко Олега Фешовца, - представляется весьма ценной для украинцев.