UA / RU
Поддержать ZN.ua

Там, где Черемош впадает в Прут

Если талант — и вправду дар Божий, то не иначе как в ссылку отправляет небо к нам таланты… По крайней мере жизнь Ивана Миколайчука это безошибочно подтверждает.

Автор: Светлана Кабачинская

Как по мне, одна из самых больших загадок украинского характера - почему мы так бездарно живем, если у нас так много одаренных людей?! Причем настолько скверно, что одаренным людям у нас особенно плохо. Если талант - и вправду дар Божий, то не иначе как в ссылку отправляет небо к нам таланты…

По крайней мере жизнь Ивана Миколайчука это безошибочно подтверждает. То, что он гениальный актер и уникально одаренный сценарист и режиссер - очевидно для всех. Да и, как для украинского артиста, Мико­лайчук был довольно востребован в советском кинематографе: более тридцати сыгранных ролей, другое дело - то ли он иг­рал, что хотел... Его творческий путь отнюдь не похож на прямую дорогу - разве что на пунктир. Где каждый пробел - не столько простой, сколько боль. За Украину.

Ему было больно за нее, потому что любил. А его называли за это националистом и наказывали за любовь тем, что подолгу не снимали. Когда же не снимали - любовь еще сильнее бередила душу тоской. И не было от нее спасения - потому что впитал он ее и впрямь с молоком матери.

Чувство это было взлелеяно в маленькой буковинской хате в селе Чертория Кицманского райо­на Черновицкой области, где в многодетной крестьянской семье 1941 года родился Иван. Здесь рос, учился. Сюда приезжал, будучи уже знаменитым и любимым Украиной. Когда его не стало, хату восстановили - на две половины, как когда-то, - и сделали в ней музей. Все экспонаты здесь - оригинальные вещи Миколайчуков: колыбель, взрас­тившая три­надцать детей, пол­­ка для посуды, кожухи, рушники, верета… Позже поставили во дворе памятник Ивану - теперь он, как настоящий хозяин, встречает своих гостей.

А они здесь бывают чуть ли не каждый день. Музей-усадьба Ивана Миколайчука - один из самых популярных на Букови­не. Может быть потому, что заведует им родная сестра Ивана Фрозина Васильев­на Гри­цюк. 80-летняя женщина с такими же, как у брата, большими серыми глазами, работу в музее считает главным делом своей жизни. Не только потому, что может рассказать о брате - как жил, что любил. Но и потому, что, рассказывая, передает эту любовь - его и свою - другим.

- Мы с Фро­зи­ной живем по-со­седству, так что я каждое утро вижу, как она бежит в музей, - говорит ее под­руга Теофила Мель­­­­ничук. - И днем, если кто-то приедет, ее зовут. Никогда не откажет, хоть уже и в летах. Все здесь делает - будто за родным домом ухаживает. Вот рядом дом еще одного брата, Юрия. Семья большая, и все дети в ней такие… «долюдні».

- Человечные?

- «Долюдні», - кивает Тео­фи­ла Дмитриевна.

Музей существует на средст­ва сельсовета. Сель­совет вроде бы и большой - в нем шесть сел, но денег на все объекты не хватает. Поэтому и платят Фро­зи­не Васильевне около четырехсот гривен - и то с недавнего времени, раньше и этого не было. В селе есть еще два музея - природы и крае­ведческий, и сельский голова Иван Теофило­вич За­ха­рия говорит, что район обещал что-то взять на свой баланс, но пока ни слуху, ни духу. В то же время в районе утверждают, что село и семья Ми­колай­чуков не очень-то хотят «отдавать» музей. Глава Черно­вицкой областной госу­дарст­вен­ной администрации Михаил Папиев пообещал разобраться с финансированием.

Музей Миколайчука дейст­вительно заслуживает особого внимания. Ведь выдающийся земляк - гордость Буковины, а его хата на пригорке - одна из изюминок края, где туризм с каждым годом все увереннее становится полноценной отраслью экономики.

Для этого есть все основания. Кроме природы, истории, архитектуры, Буковина привлекает к себе плеядой блестящих имен современной украинской культуры: Влади­мир Ивасюк, Дмитрий Гна­тюк, Назарий Яремчук и многие другие. Кто знает, почему именно эту землю Гос­подь так щедро наделил талантами. Чер­но­вицкий журналист Петр Ко­бевко, например, убежден, что возле Ми­колай­чукового села Чер­тории особенно мощная энергетика: здесь Чере­мош впадает в Прут. «На том берегу Че­ремо­ша - мое село, Залучье, - говорит г-н Кобевко. - В нем родились целых три лауреата Шев­чен­ковской премии: певец Анд­рей Шкурган, художник Ва­силий Касиян и писатель Ярема Гоян. Какое еще село в Украине может таким похвастаться?»

В самом деле, какое?

Природу таланта исследовали многие, но вряд ли кто-то разгадал. Да это и не обязательно. Главное - чтобы таланты и в дальнейшем щедро рождались и росли на украинской земле. И были счастливее - среди своего народа в родной стране.