UA / RU
Поддержать ZN.ua

Свет в начале тоннеля

Пророчество о вступлении человечества в «психозойскую эру», по выражению академика Вернадского, сбылось.

Автор: Олег Покальчук

Освоение будущего, стремление к предвидению - одна из характернейших черт живого вещества.

В.И. Вернадский

Пожалуй, главным атрибутом нашего новогоднего стола, уверенно тесня «оливье» и шампанское, все чаще становятся разговоры не просто о будущем, а о предсказаниях будущего.

Пророчество о вступлении человечества в «психозойскую эру», по выражению академика Вернадского, сбылось. Влияние технической мощи людей стало сопоставимо с наиболее драматическими геологическими процессами. Достаточно посмотреть не только на то, что происходит с Днепром и его берегами, но и с людьми вообще. Когда Вер­надский разделил мир на биосферу и ноо­сферу, он и предположить не мог, что политическая «ноосфера» так успешно начнет осуществлять постепенное уничтожение биосферы. То есть нас с вами.

В такой нервной обстановке любое знание о будущем не просто крайне важно. Оно - единственное, которому просто-напросто нет цены.

«Орешек знаний тверд, но все же - мы не привыкли отступать» - таким задорным стишком в давние советские времена начиналась популярная телепередача. Обра­тите внимание на причину ажиотажа: речь идет о гипотетических первопроходцах в получении знаний. Здесь-то и кроются причины извечной человеческой настойчивости и любопытства. Крайне желательно для всех нас, чтобы это добытое знание было именно полученным, а не выученным. То есть эксклюзивным. Чтобы мы узнали нечто особенное, простым смертным недоступное. И никому не сказали. Ну, или почти никому.

Вовремя пряча или, наоборот, вовремя раскапывая спрятанное, человек получает серьезное конкурентное преимущество. Так наши первобытные предки поступали с запасами пищи. В Средне­вековье подобным образом обращались с сокровищами. Наше время особенно ничем не отличается. Обратите внимание - главное конкурентное преимущество дает демонстрация факта обладания знанием, а не его непосредственное использование. Люди зачастую обладают оргтехникой, возможности которой используют от силы процентов на десять. Но демонстрация «навороченности», например, телефона, возвышает их в глазах окружающих. Чем ловко пользуются маркетологи. И не только.

Первенство в манипуляциях конкурентно престижными знаниями - строго за провидцами и предсказателями будущего. Это весьма обширный список. Из различных святых, ученых, больных, увлеченных и заблуждающихся, аферистов и верующих, физиков и лириков… и так далее. Их всех объединяет убеждение (впрочем, некоторыми оспариваемое), что существует время, линейное время. И, соответственно, будущее. Если у нас есть память, позволяющая худо-бедно помнить прошлое (а из кирпичиков памяти складывается индивидуальность), и у нас есть точное знание, что все мы когда-то умрем, почему бы не существовать чему-то, позволяющему видеть будущее?

Что касается невероятной массовости запроса на предсказания, то здесь в основном включается «эффект Барну­ма». Он назван психологами в честь известного в прошлом владельца цирка Финеаса Барнума, который любил говорить: «Ежеминутно на Земле рождается один простофиля». Он гордился тем, что в программе его цирка любой может найти что-то для себя. Эффект Барнума формулируется так: «Человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов». Этот эффект будет более понятен и нагляден, если мы вспомним, как украинская власть годами и десятилетиями объясняет логику своих поступков.

Но помимо этого мы иногда сталкиваемся с личностями, в силу разных обстоятельств обладающими незаурядными психологическими способностями. У нас, разумеется, почти на каждом столбе можно найти аляповатые фотографии бабушек-«провидиц» с торжественно-вороватыми, как у народных депутатов, вы­ражениями лиц. Которые «за недорого» лишат вас и оставшейся час­ти денег, таким образом четко определив будущее.

Но все-таки во всенародной любви к ясновидцам лидирует Америка. Поэто­му рас­смот­рим в качестве наглядного примера главного из них - Эдгара Кейси. Он весьма успешно занимался медицинским диагностированием в течение 43 лет, создал «Ассо­циацию исследований и просвещения». В ней хранятся отчеты о тысячах случаев достаточно точного диагностирования, которое Кейси проводил в состоянии транса. Популярность стала привлекать к нему людей, которые просили найти клады, предсказать результаты биржевых торгов и скачек, однако тут у Кейси был полный провал. В итоге он пришел к выводу, что это аморально, и он должен использовать свой дар лишь для помощи больным.

Но тем не менее в состоянии транса он наболтал кучу весьма колоритной информации об Атлантиде и Древнем Египте. А также о будущем, в котором особое место и роль уделял по-настоя­щему обновленной христианством Рос­сии. Поэтому его уже два десятка лет с удовольствием цитируют русофилы на всем постсоветском пространстве. Дата обновления неизвестна, впрочем, как и грядущее катастрофичес­кое землетрясение на североатлантическом побережье США. Хотя «спящий пророк» предвидел распад СССР и глобальное изменение климата после 2001 года (сам Кейси умер в 1945-м).

Наглядно - четкое разделение на получение эффективной информации из настоящего (диагностика) и не очень эффективной, якобы из будущего (предсказания). Строго говоря, сам Кейси себя предсказателем не считал, был весьма застенчивым и крайне религиозным христианином, мечтал стать миссионером. Но в сомнамбулическом состоянии преображался. Это была другая личность, сверхинформированная неизвестным образом, действительно ставившая правильные диагнозы и, что примечательно, предлагавшая вполне земные, материалистические способы лечения.

Поговорим о возможном способе получения такой информации. Первые семь секунд восприятия чего-либо (так называемая первичная атрибуция) формируют наше отношение к объекту. Общеизвестно, что в состоянии гипноза люди вспоминают мельчайшие подробности своей жизни. Мозг - универсальное хранилище всей когда-либо полученной, даже бессознательно, информации. А сознание здесь выступает как очень плотный, избирательный фильтр этой информации, что и составляет основу личностного профиля.

Мы фиксируем навсегда абсолютно все, но «умно» распорядиться этой информацией обычный человек не в состоянии. Более того, путем тренировок (начиная с обычной педагогики и заканчивая «химией») можно лишь частично улучшить свои познавательные способности. Но, во-первых, это зачастую дос­тигается за счет физического и душевного здоровья. Во-вторых - на механическое воспроизведение запомненных сигналов способны и некоторые животные. А вот точный прогноз на основе вообще никак не систематизированной информации - это уже так называемое опережающее отражение, термин, придуманный и обоснованный научно академиком Ано­хиным еще в 1962 году. Но без убедительного раскрытия механизма.

Древнекитайские врачи учили наблюдать мельчайшие оттенки цвета кожи, радужной оболочки, даже понимать и расшифровывать запахи своих пациентов. Кейси и ему подобные делали то же самое бессознательно, но в гипнотическом состоянии эта информация соединялась в безошибочный диагноз. Можно, конечно, объяснять это и «выходом в астрал». Но, как говаривал Кон­фуций, неважно, какого цвета кошка, черного или белого, лишь бы мышей ловила. Пусть в «астрал». Способов раскрепощения сознания множество, начиная от религии и заканчивая, дословно, черт знает чем. Вопрос лишь в цене этого знания.

Чем ближе к озабоченному человеку, тем предсказания всегда точнее. Час­тично срабатывает эффект «самосбывающихся пророчеств» - на нас дейст­вует то, что нам пообещали. Негативное дейст­вует сильнее, но позитивное запоминается лучше и дольше. Мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критике. Успешные астрологи и графологи - прежде всего талантливые психологи. Американский психолог Род Снайдер вообще раздавал всем своим подопытным одинаковые гороскопы, и всем понравилось, а ведь это был просто римейк известных подобных французских экспериментов еще 60-х годов. Эти умельцы сродни людям, умеющим не просто включать-выключать, а работать с «детектором лжи». Железяк таких много, а грамотных специалистов - единицы. Поэтому и результаты бывают ошеломляюще точны и, главное, эксклюзивны. Такое обобщение сведений в психологии называется генерализацией.

В целом подобные методы предсказаний можно назвать психофизиологическими, и они достаточно эффективны, особенно, если не называть их «предсказаниями» и «видениями», а просто хорошей аналитикой.

Но чем дальше от человека, боящегося своего будущего, к грядущим явлениям и процессам, тем прогнозы становятся расплывчатее. Хотя предсказать в принципе распад Советского Союза или там Третьего рейха, империи Александра Македонского или Австро-Венгерской - дело нехитрое. Чем больше и ярче империя, тем вернее она распадется. Ничего вечного не бывает, а большие деревья падают первыми.

Есть опосредованные методики, к которым относятся различные гадания и вычисления. Мы ценим их за удачные совпадения и возможность поиграть в «счастливый случай», и игнорируем общий массив несостоятельности. (Кстати, астрология изначально судьбой обычного человека вообще не интересовалась, больше погодой, стихиями и урожаем. Исключение составляли существующие и будущие властители. Поэтому, в частности, и пошли «за звездой» три библейских волхва.) В гаданиях, если исключить обычное театрализованное мошенничество, на получение прогноза по тем же косвенным данным работает состояние ритуала «загадывания» как настройки, известный эффект «плацебо», когда вместо настоящих лекарств дают пустышку, но результат, благодаря напряженному ожиданию, тот же, целебный. В гадании на картах, кофейной гуще и прочих манипуляциях к самовнушению и ритуалу добавляется «настраивающее» влияние цвета и геометрия рисунков.

Но вот трансовые состояния и спонтанные озарения - более сложное явление, и с научной точки зрения, и с бытовой. Миру повезло, что Ванга сама по мере возможностей интерпретировала «увиденное». Тот же Кейси вещал в трансе достаточно отчетливо. Но это исключения, а обычно «переводчики» и «расшифровщики» просто ловко интерпретируют малосвязанные реплики сом­намбул, а то и вовсе говорят от их имени. Но, невзирая на все это, феномен существует.

Трансовые состояния не годятся для трансляции в популярных телевизионных форматах (если только это не их сценические имитации). Но эти состояния очень интересуют психофизиологов, в особенности - чем занимается правое полушарие головного мозга. Пока знания о правополушарном механизме обработки информации не очень хорошо совмещаются с правилами формальной логики, законами причинно-следственных отношений. Этот механизм не ограничен психофизиологическими рамками вероятностного прогноза, о котором шла речь выше. Наука это вынуждена констатировать, хотя и испытывает небезосновательный скепсис к экстрасенсорике, в то же время изучая «измененные состояния сознания». Медитация, гипноз, молитва тормозят познавательные функции левого полушария, открывая правому новые возможности. Какие именно? Пока ясно лишь, что это состояния, не поддающиеся отчетливому словесному описанию в рамках принятой терминологии. Научные словосочетания вроде «эмерджентного детерминизма» ничем не лучше и не понятнее мистического «ченнелинга».

Мы живем в темное и тревожное время. Не только потому, что сейчас самые короткие дни и самые длинные ночи. Сознание отказывается понимать происходящее вокруг, исходя из обычной логики. Но люди чувствуют, что так дальше продолжаться не может. Это их желание или прогноз? Вполне вероятно, что прогноз. Психотравмы вынуждают в качестве защитной реакции обращаться к собственной интуиции, к сердцу. Сбывается пророчество Вернадского о том, что наступает «психозойская эра». Собственно, коллективные мечты наших сограждан о том, какой должна быть Украина, равно как и стойкое понимание того, какой она НЕ должна быть, и есть эмоционально-интуитивное ощущение будущего. Эти мечты и есть «самосбывающееся пророчество», потому что люди хотят видеть свет в начале тоннеля, а не в его конце.