UA / RU
Поддержать ZN.ua

Современный «Ералаш»

«Первый раз в первый класс» — это занимательное путешествие, а не бег с препятствиями.

Автор: Анастасия Беспальчая

Первая учебная осень для первоклассников-2011 уже позади. Период адаптации длится у детей полгода, но многие родители с самого начала заставляют учителей как можно больше загружать своих маленьких подопечных… Начинается гонка за эфемерным успехом в далеком будущем.

Какие они сегодня?

Одни дети готовились к новому жизненному этапу как к интересному путешествию. А другие - интуитивно предчувствовали грядущую «обязаловку», когда школа воспринимается как нечто слишком важное и гнетуще неотвратимое. Всему виной вроде бы невинные и брошенные невзначай слова родителей по типу: «вот смотри, пойдешь скоро в школу - там такой номер не пройдет», «ну ничего - в школе тебя научат, как нужно себя вести», «смотри мне, скоро ведь в школу идти, а ты и то, и то не умеешь». Обилие таких псевдопедагогических фраз может изначально запугать ребенка и настроить его против этой самой, неведомой доселе, школы, которая воспринимается как что-то не просто новое, а пугающе-новое.

В этом году на «школьный полигон» поступило много одаренных ребят, и дело не в поколении пресловутых «детей индиго». Просто, чтобы росток таланта удачно проклюнулся, педагоги все чаще практикуют широту профессионального мышления: стимулируют интерес к знаниям, но и не зацикливаются на оценках и собственной правоте. Ведь для большинства детей учителя являются не обычными живыми людьми, а какими-то эпическими персонажами, у которых есть врожденное право учить жить, а также карать и миловать. Но порой педагогам нужно примерять и такую маску, чтобы не допустить детскую вседозволенность.

Обычно малыши группируются - среди первоклассников мало одиночек. К 3-5 классу проявляются те, кого отторгают из общей массы. Как правило, это дети из неблагополучных семей. Детским психологам всегда легко догадаться, что из себя представляет окружение такого ребенка, ведь он в точности копирует семейный уклад родителей. Один из способов помочь одиночке - собрать одноклассников где-то на нейтральной территории, тогда легче завязывается дружба.

Еще, по словам учителей, в начальной школе появляется все больше левшей. И если раньше таких детей переучивали, то сейчас это наоборот приветствуется. Все чаще используют ручки для левшей, которые стоят 15–20 грн., и даже специальные ножницы.

Главные проблемы

С трех до шести лет ведущая деятельность ребенка - это игра. В шесть-семь лет приоритеты меняются. Сейчас модно отдавать детей в школу исключительно в шесть лет. И не учитывается простой факт: иногда ребенок бывает к этому не готов. По словам психологов, многим детям лучше подавать гранит науки в семь, а то и в восемь лет, когда появляется мотивационная и психологически-волевая готовность.

Есть простой тест на определение такой готовности. Его можно проводить, начиная с пяти с половиной лет. На столе перед ребенком ставим игрушку: не слишком «навороченную», но и не совсем простую. Потом начинаем читать ему сказку. В середине прерываемся и спрашиваем, что он сейчас хочет: дослушать сказку или поиграть с игрушкой. Если малыш выберет последнее, то к школе он еще не готов.

Чаще всего родители первоклассников обращаются к детским психологам с проблемами гиперактивности своих чад, и все теми же проблемами с адапта­цией. Тут одна из главных родительских ошибок - это смещение приоритетов. В первую очередь они интересуются оценками, аппетитом и сном, а социальная жизнь малыша отходит на второй план. А ведь именно это самое важное.

Адаптационный период в среднем длится полгода. Чтобы понять, приспособился ли ребенок к новым реалиям, нужно понаблюдать, с каким настроением он утром встает и собирается в школу, в каком настроении оттуда возвращается, и с какими эмоциями рассказывает о проведенном там времени. Кстати, если первоклассник не хочет учить уроки, то это не относится к проблеме адаптации. Бывает, даже ребенку из благополучной семьи более комфортно в школе, чем у себя в квартире. Парадоксальным образом некоторые первоклассники испытывают чувство «потерянности» чаще дома, чем на занятиях, и это опровергает стереотип, что школа выбивает ребенка из гнезда.

К примеру, сын одной моей знакомой совершенно не хотел заниматься дома. «Ты, наверное, хуже всех в классе?!» - в сердцах воскликнула мать. И была очень удивлена, узнав, что он, наоборот, самый лучший, и в школе учится с удовольствием. Когда женщина перестала контролировать процесс выполнения уроков и стоять у мальчика над душой, ситуация начала налаживаться. Так что, как бы просто это не звучало, первоклассникам необходимо обеспечить дома полный психологический комфорт.

Родители требуют больше загружать детей

Наталья Г., заместитель директора по образовательной работе в начальной школе, поделилась впечатлениями о первой осени первоклассников-2011:
«Недавно у нас наконец ввели инклюзивное образование - дос­тупность знаний для детей с особыми потребностями. К счастью, сейчас эта практика все больше распространяется, в этом году в нашей школе сделали класс для таких детей.

Мои личные наблюдения таковы: нынешние первоклассники оригинальные, не боятся «играть на публику», даже выступлений на импровизированной трибуне, часто их даже приходится сдерживать - иногда пол­урока ребенок может что-то вдохновенно «вещать». А когда я спрашиваю, кто к доске, тут же вижу лес рук. Одна из главных проблем этого года - большие классы, где занимаются по 30 человек. По нынешним правилам учеников в классе должно быть минимум 20. И детям это сложно, и нам тяжело. Даже парты не рассчитаны на такое количество человек.

К тому же ребята ужасно устают; много предметов, сложные программы - некоторые первоклассники даже информатику изучают! А ведь большинство их них гиперактивны - в таком случае каждые пять минут нужна смена деятельности. Еще поражает, что многие родители просят давать свои чадам как можно больше нагрузки. И даже проверяют, не слишком ли мало домашних заданий мы задаем! Я неоднократно сталкивалась с фанатично настроенными родителями, которые мечтают вырастить гения, и отдают ребенка одновременно на лепку, танцы и бокс. Известно множество грустных историй, когда родители таким образом чуть не угробили свое чадо.

Позитивная сторона этого года - полный запрет на мобильные телефоны в нашей школе. А то коллеги рассказывали случаи, как дети в туалетах мобилки топили, а родителя потом приходили и предъявляли учителям претензии». Что ж, на сме­ну поколению «Ералаша» приходит поколение «юных техников» - ведь в некоторых лицеях малыши уже вовсю пользуются букридерами вместо учеб­ников. Так что в современном «Ералаше», наверное, фигурировал бы Вовочка с айфоном и Машенька с ноутбуком.

Иностранный язык лучше изучать с первого класса

Киевлянка Ирина Юдина училась на педагога и работала учительницей младших классов, но навсегда бросила эту деятельность, и стала менеджером. Считает, что не стоит быть педагогом, если это не стопроцентное призвание: «Хоть прошло уже много лет, мне до сих пор снятся кошмары про школу. Причем не дети, а лишь их безумные родители. Которые как-то даже пошли жаловаться к завучу на поставленную мной лишнюю закарлючку в тетрадке одноклассника. И меня до сих пор передергивает, когда слышу обращение «Ирина Владимировна». Но о малышах остались самые теплые воспоминания.

Я преподавала английский. Считаю, что иностранный язык необходимо изучать с первого класса, тогда его легче привить. Сознание еще не зашоренное, нет устоявшихся ментальных стереотипов, и можно легко, в игровой форме заложить основы языка. Вот только сильно «грузить» грамматикой первоклассников не стоит, ее лучше тоже превратить в игру. И еще сразу придумать легко запоминающиеся названия для специальных терминов - например, «слово-помощник», а не «вспомогательный глагол».

Что же, как бы там ни было, «первый раз в первый класс» - это занимательное путешествие, а не бег с препятствиями. И в целом детям это дается легко, потому что они еще не потеряли способность жить в настоящем - времени, которое постоянно обновляется.