UA / RU
Поддержать ZN.ua

Софиин день

155 лет со дня рождения Софии Русовой. Достойно ли мы чтим это имя?

Автор: Людмила Синекоп

«Нація народжується коло дитячої колиски».

София Русова

Софииному дню столько же лет, сколько нашей независимости. На родине выдающейся просветительницы - Черниговщине - уже стало хорошей традицией отмечать 30 сентября Софиин день и проводить мероприятия, посвященные Дню учителя. Эти две даты настолько органично связаны, что празднуются одновременно. К памятной дате приурочена всеукраинская научная конференция «Русівські читання», объединившая исследователей наследия Софии Русовой из разных уголков Ук­раи­ны. После конференции ее участники отправятся в село Олеш­ня, где присоединятся к традиционному празднованию Софииного дня. Этот день каждый раз открывает новые страницы жизни и творческого наследия личности мирового значения. Уже традиционно в День Веры, Надеж­ды, Лю­бо­ви педагоги Киевской школы- детского сада им. С.Русо­вой идут поклониться земле, которая родила и взлелеяла одну из самых мудрых фигур в украинской культуре.

Шведско-французское происхождение не помешало Софии Русовой в совершенстве овладеть украинским языком, глубоко познать духовность и традиции украинского народа. Своей любовью ко всему украинскому она обязана прежде всего любимой няне, которая ежедневно шла к своей воспитаннице семь километров пешком. Поэтому знаменитое выражение просветительницы о том, что нация рождается у колыбели, - из ее собственного опыта.

«Коли мова йшла про укра­їнську справу, то ніщо не могло спинити її завзяття: ні родина, ні діти, ні переслідування царських жандармів чи большевицьких чекістів, ні тюрми, ні арешти, ні тяжкі умови еміграції, ні події приватного життя… Ніщо не спиняло її енергії в боротьбі за український ідеал…» - писал в воспоминаниях сын Софии Федоровны Юрий Русов.

О Софии Русовой можно рассказывать много. Как об истинной народной учительнице и просветительнице. Как об активной участнице самых заметных событий культурного пространст­ва Украины в условиях царского запрета и преследований в конце XIX века. О феномене «Старої громади», первом украинском детском садике, первой украинской опере Николая Лы­сенко «Рождественская ночь», первой детской опере «Коза-Дереза», первом внецензурном «Кобзаре», изданном в Праге. О Русовой - как о члене Украинс­кой Цент­ральной Рады. Как о подвижнице, которая за свои радикальные взгляды в течение почти 20 лет постоянно находилась под надзором полиции, ее неоднократно бросали в тюрьму. О ее потерях и неустроенном быте, о неприспособ­ленных условиях, в которых приходилось жить и рожать детей. О неутомимости, с которой жила ради Украины, о достоинстве, которого не теряла ни при каких обстоятельствах. «Я заробляла на своїх діток цілий день, бігаючи по лекціях. Але вечори цілком віддавала полі­тичній справі», - вспоминала С.Русова.

«Над дитиною має панувати тільки дис­цип­­ліна любови і лас­ки», - утверждала Со­фия Русо­ва. Уважение к свободе лич­нос­ти, неприятие насилия над человеческим достоинством она считала главными качествами педагога. «Усе виховання буду­ється на пошані до особи». «Ук­раїнська дитина не дуже експансивна, вона занадто вразлива; до неї треба підходити з ласкою, привернути її до себе повагою до її індивідуальності. Треба збудити її цікавість, тоді виявиться талановита вдача дитини й озветься глибока чуй­ність» (С. Русова, «В дитячому садку», 1918 г.) В работах Софии Русовой освещены основные принципы построения национальной школы и детского сада, условия, обеспечивающие полноценное развитие ребенка как личности, требования к подготовке воспитателей и т.п.

Еще в прошлом веке у Софии Русовой была концепция развития украинской национальной школы. Она утверждала, что нация рождается у колыбели, что только на родной почве, среди родной природы, в языковой среде своего народа способен вырас­ти национально сознательный человек.

Чрезвычайный интерес представляют работы С.Русовой по вопросам национального ис­кусст­ва и его значения в обучении и воспитании. Национальное искусство, по мнению С.Русовой, является первостепенным фактором пробуждения художест­вен­ного чувства у детей. Узоры на украинских вышиванках, плах­тах, рушниках, вышивка по коже, своеобразие словесного музыкального фольклора - все это большое богатство национального твор­чества, могущественный фактор художественного развития и пробуждения новых творческих сил.

«Все виховання дітей має бу­ти позначене мистецтвом, естетичним сприйманням і емоція­ми», - этот принцип выдающейся просветительницы и педагога является руководящим в работе нашей школы-детского сада им. С.Русовой. Уже в раннем возрасте дети восторженно рисуют пальчиками веночки, ягоды калины, рябины. Любовь к рисованию прививают воспитатели Наталия Юрьевна Ко­вальчук, Людмила Григорьевна Червона, Надежда Пет­ровна При­ходько, На­талия Владими­ровна Змиевец, Екате­рина Ни­ко­лаевна Дорошенко.

Особое значение придает С.Русова родному языку как могущественному средству общего развития ребенка. Опираясь на научное наследие А.Потеб­ни, она рассматривает родное слово, язык как источник неповторимого национального мировоззрения, как систему, в которой фиксируются особенности восприятия и отображения действительности, в частности специфика ее художест­венно-образного осмысления.

Наши воспитатели нас­тойчиво учат детей говорить на родном язы­ке. Младшие школьники выпускают литературную газету «Заспів», в которой можно прочитать стихо­твореньица, маленькие рассказы, сказки, интересные ис­тории, написанные самими детьми.

Школа-садик - это и дом для песни. Ее поют взрослые и дети. Когда так бывает, говорят, что это поет душа народа. Творческий багаж музыкального руководителя Л.Доценко состоит из песен - она пишет музыку, из оригинальных танцев, из музыки к спектаклям и игр-драматизаций. Дети встречают весну «веснянками» и «гаїв­ками», «закличками» и «віншу­ваннями». Особен­ное время - когда поют «щедрування», «колядки». Ученики их знают множество, потому что родители сумели передать это семейное сок­ровище каждому ребенку.

Есть принципы воспитания, не зависящие от времени. Всегда считалось, что бездеятельность приводит к пассивности, равнодушию. Но «шкодливі й ті ручки й голівоньки, які задурені шаблоном, стомлені надмірною примусовою працею», - утверждает С.Русова. Речь идет о значении деятельности, в частности творческой. Оригами - это тоже искусство. Мы составили программу по оригами для дошкольников и школьников, у нас работает кружок «Умілі рученята» (руководитель - Т.Городнича). На­ши дети ежегодно занимают призовые места на городском конкурсе «Журавлиный клик».

В повседневной педагогической практике убеждаемся в муд­рости мысли Софии Федоровны о том, что гармоничного человека можно вырастить в условиях, когда воспитание будет: индивидуальным, приспособленным к природе ребенка; национальным; соответствующим социально-культурным требованиям времени; свободным, независимым от тех или иных чиновничьих требований.

К 150-летию со дня рождения Софии Русовой усилиями педагогов, родителей в нашей школе-детсаду был открыт музей, который стал центром ознакомления с этой неповторимой фигурой в созвездии корифеев национальной педагогики, основателем теории и методики дошкольного воспитания.

По случаю Софииного дня хочется напомнить мудрые слова выдающейся украинской просветительницы: «У вселюдському житті тільки той народ і бере перемогу, який має найкращу школу».

А еще София Русова завещала: «А ви працюйте, працюйте й не сваріться». Как говорится, будто в воду глядела.

Объективка ZN.UA

София РУСОВА - педагог, общественный деятель, одна из ярких представительниц украинского женского движения, основоположник украинского дошкольного воспитания.

Родилась 18.02.1856 г. в с. Олеш­ня на Черниговщине.

В 1917 г. - член Украинской Центральной Рады. В Минис­терстве образования (при гетманате) возглавляла департамент дошкольного и внешкольного образования. С 1922 г. нахо­дилась в эмиграции. Умерла в Праге в 1940 году.