UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Школьники» против империи

Незаметные защитники в антиукраинской информационной войне

Автор: Настя Мельниченко

Скандал, разгоревшийся между «одним из самых популярных блогеров рунета» (если верить Википедии) Ивангаем и Юрием Дудем, — вот тот повод, после которого многие из нас впервые посмотрели интервью российского журналиста Юрия Дудя. Последний стал популярным в YouTube благодаря интервью с теми, кого игнорируют национальные каналы России, и сформировал себе бэкграунд достаточно независимого журналиста, в том числе и в Украине. Но блогер обвинил Дудя в умышленном вырезании из интервью фрагментов о том, как семья Ивана пострадала от Голодомора и зверств НКВД. И этим нанес серьезный удар по репутации Дудя.

Ивангай (EeOneGuy) — блогер украинского происхождения. Его аудитория на YouTube-канале насчитывает 17,8 миллиона подписчиков. После того, как блогер решительно ворвался с проукраинской позицией в инфопузырь людей, не являющихся его аудиторией, ожидаешь увидеть на его канале видео, активно продвигающие украинский нарратив. Но нет. Видео Ивангая почти не касаются Украины. Последнее из них — «Арбуз и резинки челлендж» — собрало за три дня миллион просмотров. Самое популярное видео Ивана на 45 миллионов просмотров показывает видеоклип с видами Москвы...

Между тем вдумайтесь: 17,8 миллиона подписчиков, 45 миллионов просмотров видео. Нам, старым кошелкам с Фейсбука, и не снились такие охваты. Это какая-то новая эра соцсетей! Наиболее популярной фейсбук-блогершей, по версии издания НВ, в 2020 году была Вера Брежнева, у которой... 570,5 тысячи подписчиков. Жалкие слезы по сравнению с Ивангаем, не правда ли?

Да и какое медиа может похвастаться таким каналом и социальным капиталом, как Ивангай? Наверное, никакое. К примеру, у ТСН, которую Центр контент-анализа назвал в 2020 году самым массовым медиа в Украине, всего 2,49 миллиона подписчиков на YouTube.

О чем это нам говорит? В своем сетевом снобизме мы очень долго не замечали такого мощного инструмента продвижения проукраинского контента, как YouTube. А как только заметили (о чем свидетельствует растущая популярность таких украинских каналов, как «Ваша підпільна гуманітарка», «Гік Джорнал», «Клятий раціоналіст» и др.), как в спину нам дышит еще более новая соцсеть — TikTok. И она нам, конечно же, не нравится. Нам кажется, что это «сеть для школьников».

И мы очень сильно ошибаемся. Потому что TikTok, как и YouTube, — это потенциально очень мощное средство продвижения Украины и борьбы с российской дезинформацией.

Это непонимание — взаимное

Знаете, как тик-токеры изображают аудиторию Фейсбука? Как дискотеку бабушек и дедушек. И это достойный ответ нам, убежденным, что TikTok — это какой-то бред для желторотиков. Похоже, что между аудиториями TikTok и Фейсбука пролег настоящий разрыв поколений.

А между тем TikTok — довольно интересная социальная сеть. К началу 2021 года она насчитывала более 1,29 миллиарда активных пользователей (тех, кто постит видео хотя бы раз в месяц). TikTok стал тем неигровым приложением, которое загрузили больше всего раз в апреле 2021 года — целых 59 миллионов. Суммарно пользователей соцсетей по всему миру — от 4,2 миллиарда человек, то есть пользователей TikTok — примерно четверть.

Соцсети

Многие из нас думают, что эта соцсеть — этакий сборник «тупых видосиков». На самом же деле контент в TikTok весьма разнообразен, и алгоритм довольно быстро насыщает вашу ленту именно той тематикой, которая вам близка, считывая время вашего «зависания» над видео, ваши лайки и ваши реакции на видео.

И вот в этом общем потоке разнообразных видео — от кадров архивной кинопленки до работы кинологов, от способов нанесения хирургических швов до техник живописи, пробивается довольно интересная струя — серия видео под хэштегом #українськийтікток, #тіктокукраїна или им подобных. Это самые разные видео, которые объединяет несколько ведущих направлений: Украина — это круто, быть украинцем — достойно, Россия — агрессор, распространяющий фейки.

То есть, помимо тех, кто в силу ментальности и культурного наполнения (а Украина действительно разная) утонул в русскоязычном контенте YouTube и TikTok, но продолжает нести в себе украинский гражданский ген (как Ивангай, неожиданно «выстреливший» в Дудя), выкристаллизовались уже те, кто абсолютно осознанно несет Украину в мир. И о них стоит сказать отдельно.

Кто эти люди?

Тысячи видео, популяризирующих Украину через TikTok, — это некое движение, объединившее сотни людей. Это низовая инициатива, которую продвигают молодые люди от школьного возраста и до условных 30. Эти люди производят оригинальный украиноязычный контент на несколько основных тем.

@govori_garno

Дімітреску у твоїй школі  #резідент #ледідімітреску #школа #гуморукраїнською #говоригарно

♬ оригінальний звук - Творчі Варенички

Призывают не использовать русский язык и музыку, разговаривать на украинском, и неважно, каким будет охват аудитории. Рассказывают о российско-украинской войне или о своем опыте оккупации. Сравнивают украинские города до прихода России и после. Приводят интересные факты из украинской истории. Развенчивают мифы роспропаганды. Говорят о политике. Обучают украинскому языку. Продуцируют политически нейтральный украиноязычный контент.

Значительная часть видеоусилий направлена на ответы хейтерам, сомневающимся в словах блогеров, например, в том, что автор видео действительно родом из Донецка, Луганска, Крыма или Одессы. Блогеры снимают видеоответы, заполняя эфиры все новым и новым контентом на эту тему, поэтому украинский нарратив в TikTok растет лавинообразно.

Почему это не игрушки, а сверхважная вещь в условиях войны?

Мало кто из украинцев на самом деле осознает всю глубину российской пропаганды в украинском медиаполе. Но в узких кругах об этом периодически говорят даже за пределами Украины. «Нигде эта угроза [пропаганда в соцсетях] не является настолько ощутимой, как в Украине, где эта пропаганда развернулась особенно активно после революции 2014 года», — это цитата из исследования 2018 года Russian social media influence, выполненного американским аналитическим центром RAND Corporation.

В исследовании говорится о том, что российская пропаганда призвана подрывать доверие к западным демократическим институтам, а также сеять вражду между русскоязычным населением постсоветских стран и теми, кто говорит на национальном языке страны. При этом пропаганда через соцмедиа выезжает именно на общем языковом бэкграунде и советском прошлом, едином культурном поле.

Россия активно пользуется отсылками к ностальгическому, до боли знакомому советскому прошлому тех, кто жил во времена СССР, и творит «ложные воспоминания» о нем для тех, кто там не жил.

Поэтому прежде чем бросать разорванному на части украинскому народу экспансионистские месседжи об «украинском русском языке», следовало бы научиться быть протекционистами и защитить для начала свое. Или действовать параллельно. Но отнюдь не оставлять эту стратегическую нишу (речь идет о целом поколении) свободной от украинского влияния и поддержки. В интересах национальной безопасности хотя бы.

Российское культурное поле знакомо благодаря десятилетиям его распространения, в противовес украинскому — абсолютно новому, непонятному и, если верить пропаганде, «искусственному». После нескольких сотен лет имперского влияния на Украину у людей практически не было шанса получить «импринтинг» с украинской культурой. Поэтому на территории, где советско-российское — родное, а украинское — малознакомое, пропаганда заходит очень легко и мягко, не встречая на своем пути ни единого барьера: ни языкового, ни критического мышления...

И случай с Ивангаем — наглядное тому подтверждение. Его не трогает, когда он снимает виды Москвы во время войны. Но его задевает, когда звучит вопрос о его стране в лоб. И дело как раз в том, что мы не знаем: Еще затрагивает или Уже. Будет ли усиливаться этот гражданский ген у тысяч таких украинских мальчиков и девочек, растворившихся в русском YouTube и TikTok, или же, наоборот, блокироваться как никому не нужный. Но можно предположить, что без поддержки со стороны Отчизны любой внутренний голос рано или поздно станет не слышен.

А при чем здесь «соцсеть для школьников»?

На самом деле соцсети как канал пропаганды активно используются наряду с традиционными каналами. Global Engagement Center в 2020 году опубликовал отчет о столпах российской пропаганды и назвал соцмедиа одним из столпов — наравне с другими. Всего столпов пять:

1) официальные коммуникации российских властей;

2) основанные в России или на российские деньги СМИ в России и за рубежом;

3) прокси-ресурсы;

4) использование соцсетей в качестве оружия;

5) цифровая дезинформация: сайты-клоны, сайты-подделки, хакерские атаки и т.п.

скриншот видео Youtube

Исследование показывает, что Россия применяет не просто каналы пропаганды. У нее в распоряжении — целая экосистема для пропаганды. Она использует разные подходы, тактики, формы и форматы. И самый большой удар всей этой машины приходится... правильно, на Украину.

А мы им что?

16 марта 2021 года в Украине начал работать Центр противодействия дезинформации (ЦПД). Хорошее начинание на восьмом году активной пропагандистской атаки на Украину со стороны России! Впрочем, как и закрытие каналов Медведчука/Козака. Но ЦПД как государственное учреждение раскачивается очень медленно. И пока тысячи ботов ежедневно строчат сотни тысяч комментариев или снимают ролики для YouTube, в Центре 45 дней продолжается процедура отбора каждого кандидата на должность... На сегодняшний день ЦПД не сделал еще ничего. Да, мы ждем.

скриншот видео Youtube

Другая контрпропагандистская инициатива со стороны власти в условиях гибридной войны — новый закон «О медиа», якобы направленный на борьбу с пропагандой. Национальный союз журналистов Украины 13 мая выступил с заявлением снять с рассмотрения законопроект как «усложняющий работу украинских журналистов, а не российских пропагандистов». В частности, НСЖУ требует отправить предложенный законопроект в Венецианскую комиссию Совета Европы для анализа на соответствие европейским стандартам и обязательствам Украины перед ЕС. А также начать реальный диалог власти с журналистами Украины для того, чтобы осовременить медийное законодательство, привести его в соответствие с лучшими европейскими образцами.

Претензии к документу: он слишком политизирован, вводит государственную регуляцию онлайн-медиа (а это не соответствует практике развитых стран), а также делает акцент на санкциях, а не на вопросах поддержки медиа.

Скриншот Youtube

Так что пока власть генерирует инфоповоды, бремя позиционной борьбы с дезинформацией легло на общественный сектор и медиа. ИМИ, Детектор медиа, СтопФейк, Интерньюз — это те, кто добросовестно, тщательно, профессионально и годами трудится над развенчанием фейков. Но достучатся ли они до подростка? Предложат ли новый нарратив, который заинтересует школьника или первокурсника, покажет самобытность Украины и будет привлекательнее так хорошо описанных российской пропагандой прелестей «совка»? Что мы можем противопоставить Моргенштерну и российским блогерам-миллионщикам?

300 блогеров против российской пропагандистской машины

В апреле 2021 года Институт массовой информации опубликовал статью о месседжах российской пропаганды в Украине. ИМИ приводит три следующих нарратива:

1) инициатор войны на Востоке — Украина;

2) Украина не действует самостоятельно, а полностью зависит от США;

3) на самом деле США не готовы поддерживать Украину.

ИМИ подчеркивает, что эти месседжи не меняются годами. Да, честно говоря, и без этого исследования вполне очевидно, в каком контексте мы сейчас живем. В зависимости от событий наши соседи и их внутренние партнеры просто расставляют своевременные акценты в рамках этих же месседжей. Кампания против «соросят» — яркий пример последних месяцев.

livejournal.com

Директор группы по анализу гибридных угроз Украинского кризисного медиа-центра Любовь Цыбульская во время публичного обсуждения «Информационная безопасность в современных условиях гибридных войн и информационных атак» подтверждает это. «Россия последовательно продвигает свои нарративы. Они стабильны: в Украине идет гражданская война, там царит фашизм, Украина — failed state, Крым — исторически российский», — цитирует эксперта сайт РПР.

По ее мнению, украинская борьба против российской пропаганды должна заключаться не только в развенчивании фейков, но и в создании собственных нарративов, грубо говоря, должен появиться образ самобытного, интересного и независимого государства.

И пока официальная Украина беззубо оглядывается и раскачивается, иногда не решаясь прямо назвать Россию агрессором, мощным российским ботофермам и пропагандистским манипуляциям противостоят совсем юные лидеры мнений, неоперившиеся блогеры и вчерашние дети. Те самые «школьники» из «соцсети для школьников». Это выглядит довольно бесперспективно, но эти условные 300 блогеров и еще несколько общественных организаций — пока все, что у нас есть.

В то время как общественные организации работают со старшим поколением, никем не объединенная низовая инициатива блогеров из TikTok и YouTube берет на себя молодежную аудиторию.

Как и кто ведет контрпропаганду среди молодежи?

Руководитель программ новых медиа ОО «Интерньюз-Украина» Виталий Мороз объясняет, что соцсети используются как площадки для распространения информации о проектах по медиаграмотности или противодействию дезинформации. «Проекты по медиаграмотности в основном имеют измерение в онлайне (обучение) и офлайне (также обучение). Instagram, Facebook, возможно, TikTok — это просто площадки для информирования об этих проектах, а не самоцель», — отмечает он.

Скриншот Youtube

Министр культуры Александр Ткаченко в интервью Радио Свобода от 10 мая 2021 года сообщил, что Министерство культуры и информационной политики завершает наработки плана мероприятий по противодействию российской пропаганде в украинском информационном пространстве: «Это расширение вещания нашего, особенно в территориях приграничных. ...варианты, каким образом можно реагировать и противодействовать распространению сигнала из Крыма и оккупированной территории Донбасса, да и самой России на украинские территории.

Но это не только эфирный сигнал. Это также работа с интернет-провайдерами, с некоторыми кабельными провайдерами... И этот план мероприятий мы будем подавать в Кабмин, в СНБО, чтобы он был утвержден и выглядел не как спорадические решения, а как системный подход, цель которого — не только дополнительные инвестиции в эту сферу со стороны государства, но и пошаговый план действий для того, чтобы, во-первых, украинское видели больше и легче, и чтобы, во-вторых, российской пропаганды на этих территориях было меньше».

Голос Америки (українська служба)

Работа с телевидением на уровне государства — сверхважна, но, опять же, мало затрагивает молодежь. Телевизор для современных подростков неактуален, да и для взрослых все меньше. Опрос Internews за 2019 год показал, что соцсети вышли на первое место среди украинцев как источник получения новостей и информации. 68% респондентов используют социальные сети для получения новостей, а популярность и охват аудитории телеканалами снизились до 66% по сравнению с 77% в прошлом году. То есть, чтобы действительно эффективно работать с дезинформацией, Украине сверхважно включить работу с соцсетями в повестку дня, их нужно учитывать и перестать считать «сетями для школьников».

О чем они говорят, когда государство молчит?

Игнорируемую государством и большинством ООшек работу с молодежью через такие соцсети, как TikTok, сейчас ведет сама молодежь. Активисты TikTok говорят о разном. Блогеры развенчивают исторические мифы.

Например, @kit_pavlo отвечает на провокационный вопрос, правда ли, что на Руси жили «русские», а значит, украинцы и белорусы — «тоже русские»? «Действительно ли Ленин придумал Украину?», «Правда ли, что австрийский генштаб придумал Украину?». Блогер прямо пишет в профиле: «Борюсь с московской пропагандой». У него более 3000 подписчиков в Instagram и 4600+ подписчиков в TikTok.

@kit_pavlo

Відповідь на коментар @kikito2475 #україна #історія #історіяукраїни #народ #нація #козаки #політика #київ #история #украина #укрмова #укртікток

♬ оригінальний звук - kit_pavlo

Иван Мищук (@ironic_historian, 20 тысяч подписчиков) не позиционирует себя как разоблачителя мифов роспропаганды, но рассказывает нашу историю в легкой и остроумной форме. Например, ответ на вопрос, кто первым привез корону в Украину (спойлер! это был Данило Галицкий!), увидели 254 тысячи пользователей. Оригинальную запись того, как Васыль Симоненко читает свое стихотворение, посмотрели почти 150 тысяч человек. Как тебе такой результат, Министерство культуры?

@ironic_historian

#іронічний_історик

♬ East of Eden by Zella Day - эдитор

Пока Россия гнет свою линию насчет искусственности украинского языка, TikTok-блогер @shymanovski (174,3 тысячи подписчиков) обучает украинскому языку. А еще — развенчивает мифы, например, отвечает на вопрос, есть ли в украинском языке слова «спалахуйка», «розчепірка» и «гумовий нацюцюрник». Видео за 19 часов посмотрели более 90 тысяч раз.

@shymanovski

Як вам такий формат?  #фразеологізми #мова

♬ Classical Music - Classical Music

Этим же занимается и канал @govori_garno (126,8 тысячи пользователей подписались). Их антисуржиковые видео в стиле «Крестного отца» набирают до 800 тысяч просмотров.

@govori_garno

Антисуржик  #антисуржик #суржик #говоригарно #зно2021 #іспит

♬ оригінальний звук - Творчі Варенички

«Розказую про Україну без журби і міфів» — так написано в профиле @darkabuntarka. Из последних видео — почему Русь это не Россия, почему в Украине не празднуют «День Победы» и откуда пошла фраза о Киеве — «матери городов русских» (50,3 тысячи просмотров).

@darkabuntarka

Тарас такий Тарас  #гуморукраїнською #тіктокукраїна #українськийтікток #українськалітература #історіяукраїни

♬ Не плач - Zelenooka

«Как человек, который с рождения и до 16 лет говорил по-русски, скажу, что говорить по-русски — это не был мой личный выбор. Это не ваш личный выбор. Русский язык из наших уст — это следствие более чем 300-летнего лингвоцида украинского языка и насильственной русификации украинских земель», — говорит TikTok-блогер @chornobryvyi (134 тысячи фолловеров), и это видео набирает сотни тысяч просмотров.

@chornobrovyi

#читаюКостенко #літературнийтікток

♬ Lil Baby - Кит

Вы точно слышали об этом блогере, ведь он запустил вирусное видео в TikTok, где якобы капитан самолета обращается к россиянам на борту. Хоть и фейковое, но в условиях информвойны многим украинцам видео этого молодого парня подняло настроение. «До пункта назначения наш путь пролегает вдоль нашего украинского Крыма. Сейчас мы находимся над Крымскими горами. Если на борту есть россияне, аварийные выходы промаркированы зелеными метками. У вас есть прекрасная возможность воссоединиться с «родной гаванью», — надиктовал парень аудиодорожку на видео. Да, можно спорить об этике. Но нельзя не понимать, что это крик отчаяния «300 блогеров», мало кому интересных в своей же стране.

…Дудь все-таки опубликовал 13-минутное видео, мотивировав свой поступок «необходимой коррекцией монтажа в случаях, когда собеседник слишком путано выражает свои мысли». В вырезанном фрагменте интервью, где Дудь спрашивает об отношении Ивана к аннексии Крыма, блогеру действительно весьма непросто удается формулировать мысли. Видно, что тема для него еще не проговорена, привычки рассуждать о ней нет.

Как бы то ни было, Иван и не позиционирует себя как блогер с проукраинской повесткой. Его обвинения в адрес российского журналиста  — смелый жест, который мог и нанес репутационные потери блогеру, чей контент в основном экспортируется в Россию и пользуется популярностью в русскоязычном сегменте украинского YouTube. Даже несмотря на то, что блогер молчал месяц после интервью. Что, кстати, породило много конспирологических версий, начиная от нерешительности героя интервью, впоследствии «попытавшегося хайпануть на имени Дудя», и заканчивая использованием ситуации российскими спецслужбами, якобы решившими таким образом дискредитировать зарвавшегося ведущего. Так или иначе Дудь получил по заслугам. Для тех, кто хотя бы отчасти знаком с монтажом, очевидно: из того, что сказал Иван «сшить» три минуты четкого ответа можно было совершенно свободно. При желании.

Именно поэтому он  — Иван-молодец. И именно поэтому, видя реакцию на свое заявление в России,  до недавних пор так любившей его, он рано или поздно научится называть вещи своими именами, уверенно и четко. На всю свою аудиторию в 17,8 миллиона.