"Все существующее во Вселенной является результатом либо шанса, либо необходимости"
Демокрит Абдерский. "Фрагменты"
Есть некий набор культурно-политических мантр, призванный обслуживать одновременно собственную лень и чувство причастности к глобальным политическим процессам.
Слово должно быть банальным, немножко иностранным, а также часто используемым телеполитологами, потому что персонификация всегда создает смысл там, где его и не предполагалось.
Трагикомичный этот словарь достаточно емок. Возьмите любую речь любого нашего политического деятеля. Чем он высокопоставленнее, тем речь насыщеннее возвышенными словами-пустышками. Это как некогда популярный кубик Рубика, калейдоскоп или "лего". При определенной ловкости рук можно получить достаточно художественные, равно как и бессодержательные комбинации.
Справедливости ради нужно сказать, что подобные словари - не сугубо украинское явление, и их восприятие зависит от материального положения страны, в которой или от имени которой сии слова говорятся. Если за словами стоят серьезные деньги (как, например, в случае президента США, факиха Ирана или председателя КНР), то люди поневоле вынуждены в них вслушиваться и вглядываться, пытаясь умом понять, что там имелось в виду. Даже если на слух - чушь, говорящий же может и кнопку нажать, и тут сразу проникнешься значимостью момента.
А если их произносят политические голодранцы (не будем некрасиво тыкать пальцем), то остаются только сердце, душа и прочие некалибруемые инструменты восприятия.
Таким образом, мы имеем дело с предметом веры, которая, согласно апостолу Павлу, есть "уповаемых извещение, вещей обличение невидимых". То есть доказательство того, чего, по всей видимости, не существует.
Одно из таких магических слов - "шанс".
В зависимости от исторического контекста оно имело разные коннотации. В начале 1990-х это слово читалось как "невероятный потенциал стремительного развития по "третьему пути", позволяющему учесть все исторические ошибки стран, опередивших нас в развитии на десятки лет".
В начале 2000-х оно обозначало обычную украинскую хитрозадость, получившую благозвучный перевод в виде "многовекторности", и читалось как "будем брать все от всех в обмен на хорошее поведение, и так будет вечно".
Ну а после начала войны 2014-го запросы стали скромнее и свелись к сохранению территориальной целостности и одновременно к возможности умотать от этой целостности подальше благодаря "безвизу". То есть слово "шанс" свелось к понятию медленно уплывающей, хотя все еще не призрачной надежды.
В этом есть безусловный позитив, так как пафосную риторику вытесняют гораздо более реалистичные, хотя и нецензурные инвективы. Пафос остается уделом политиков и обслуживающего персонала. Но по большей части он вызывает уже нездоровый смех, а не восторженные придыхания.
В зависимости от "локуса контроля", т.е. склонности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам, человек отдает предпочтение либо индивидуальному развитию, либо мыслит себя в социальной группе, в обществе. Таким образом он выбирает направление в поиске материала для строительства своей идентичности - либо в закрома тащится все, что нужно лично человеку, либо в общественные закрома несется все, до последнего.
Это, разумеется, крайности, но мы их воочию видели. Как на примере всевозможных любителей "золотых батонов", сбежавших и не успевших, так и волонтерского движения, в основном эмоционально и экономически выгоревшего. Если абстрагироваться от таких же полярных моральных оценок, это примеры неэффективного (в долгоиграющей стратегии) поведения.
Получается прискорбная картина. Эффективным является поведение всевозможных "реформаторов"-казнокрадов и ветеранов Троянской войны, более чем успешно заменивших вышеупомянутую векторную пару. Волонтеров и добровольцев растворяет ядовитая плесень всевозможных "громадських рад", а коррупционеры не менее эффективно растворяют деньги МВФ и наше доверие к реформам как таковым. Аппаратно-бюрократический реванш состоялся, хотя если голову применять не только для думания, то становится очевидно, что он не такой уж устойчивый. Танцевали, пели, молились - не помогало.
В более широком масштабе мы наблюдаем девальвацию идеи некоего общего для всех шанса и преобладание частных интересов над общими. И в то же время в Украине идет борьба как раз за создание некоей общей ценности. Не будем называть ее заезженной "национальной идеей", но речь об алгоритме поведения, соответствующем как историческому наследию нации, так и вызовам времени.
Марксизм как бастард народничества полагал, что красивая идея сама по себе способна организовать массы к развитию. Пролетарии, вдохновленные идеей, отринут все личное и будут сообща непрерывно совершенствоваться до полного изнеможения себя и соседей. Чем оно обернулось, общеизвестно. Объединяться вокруг идеи могут лишь люди, не просто ее искренне исповедующие. Но и доказавшие ее эффективность конкретными примерами собственного успеха. Объединение таким людям нужно не для заморачивания причинных мест электорату, а для оптимизации жизненного пути, который они и так уже себе избрали и пробивают.
Опять же, любая организованная преступная группировка (которой зачастую является само государство, не соблюдающее международных договоров, не ценящее прав и свобод собственных граждан и т.д.) может быть достаточно эффективной для самих себя. И электронные декларации чиновников, а также сказочное имущество их волшебным образом разбогатевших родственников тому ярчайшее подтверждение.
Но группировка получает шанс на амнистию капиталов и легализацию бизнеса при явке с повинной в международное сообщество. При этом наказание все равно следует, но степень его - это смотря, как быстро сдаешься.
Наша страна не в состоянии сдаться, потому что она, в отличие от России, является суммой правящих группировок, меняющихся у власти, люто воюющих друг с другом, но грабящих по одному и тому же клановому алгоритму. В этом и есть их главная национальная идея, безусловно, эффективная и объединяющая.
Обычным людям идея "да пропади оно все пропадом!" кажется индивидуальным шансом, но на самом деле это интегральная и очень удобная часть национальной идеологии коррупционеров.
Поэтому, резюмируя, шансов у нас никаких особо уже не осталось. Мы даже шанс что-то грамотно украсть всей страной, и тот упустили еще в 1990-х. Нет шансов, потому что синоним украинского шанса - это "халява", дармовщина, прибыль без налогов и возвращение ПДВ из воздуха.
Идеалистам тоже пора осознать, что никакое количество крови героев само по себе не создает процветание. Этот тип воздаяния обещают по ту сторону жизни, и то, говорят, не всем еще и достается.
По эту сторону жизни объединение хороших людей с плохими никогда не делает последних лучше. Просто хорошие портятся вдвое быстрее. А общая идея патриотов и негодяев всегда получается негодяйской, ибо такова цена любого компромисса - играть на понижение. И это не плохая, а хорошая новость, потому что у нас остается необходимость, согласно дедушке Демокриту.
(Кстати, этот философ, проживший 104 года, был настолько веселым и жизнерадостным дядькой, что серьезные демократические сограждане решили его принудительно освидетельствовать, пригласив Гиппократа. Доктор, пообщавшись с Демокритом, сказал местным политикам что-то вроде "сами вы придурки!". Жаль, что не он руководит нашим Минздравом).
Понимание этой необходимости сегодня доступно, пожалуй, процентам двадцати от общего числа населения Украины. Этот показатель приблизителен, я обосновываю его на среднеарифметической сумме разных показателей - от реально воцерковленных людей до активных участников войны, как на фронте, так и в тылу. Их объединяют уже состоявшаяся самоидентификация и поступки во имя исповедуемой идеи, а также потребность и навык кооперироваться друг с другом для продолжения такого modus vivendi.
Этот активный слой общества, познавший, что такое "необходимость", сам является необходимым условием изменений. Его иногда еще называют "гражданским", но здесь есть смысловой изъян, потому что у разных групп этого слоя совершенно разное видение будущего страны - от реальной хунты без кавычек до либертарианского парадиза. Их объединяет понимание того, что такой, как есть, страна оставаться больше не может.
Но необходимого условия мало. Это как оружие без боеприпасов - совокупность железок и деревяшек. Нужно определить достаточное условие.
Построим суждение: "Украина нуждается в стремительных изменениях".
Необходимое условие: Критической массе людей необходимы изменения в одном направлении.
Достаточное условие: Украина действительно потеряла все шансы на постепенное реформирование старой системы.
На первый взгляд кажется, что оба условия в наличии. Но, учитывая то, что все возможные изменения лягут тяжким финансовым бременем на плечи не украинских, а западных налогоплательщиков (ну не те порядки сумм, уж извините!), мы продолжаем повторять с чужого голоса тексты о том, что у нас каждый день шансов появляется все больше, и мы вот-вот сорвем куш, безвиз и мир до победного конца. Нужно понять, что западному миру не до нас с нашими песнями, плясками и молитвами. У него спереди ИГИЛ, а сзади Россия, или наоборот, и этот "котел" вот-вот захлопнется, и может начаться совсем другая эпоха. Например, позднего Средневековья.
Нет у нас никаких шансов, но необходимость - вот она.
Надо просто лучше работать головой.