UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пять лет российской агрессии: защищены ли жертвы конфликта?

Уже стало привычным ежегодно подводить печальные итоги военного конфликта и оккупации части территории Украины.

Авторы: Алена Лунева, Ольга Скрипник.

Мы говорим о погибших, раненых, пропавших без вести; о новых пленных и тех, кто до сих пор находится в местах заключения на оккупированных территориях и кого Россия использует как заложников в политических играх. Каждый год - новые разрушения, новые трагедии.

19 февраля в Верховной Раде состоялось заседание в связи с пятой годовщиной с начала вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, в котором приняли участие президент Украины, премьер-министр, члены правительства, народные депутаты, представители общественных объединений, Союза ветеранов АТО, Меджлиса крымскотатарского народа, выдающиеся украинские и иностранные политические деятели. Почти в начале заседания с трибуны Верховной Рады прозвучало пламенное выступление президента Европейского Совета Дональда Туска.

Для выступления, после продолжительного обсуждения, избрали двух представителей от правозащитного сообщества. Но после того как они подали тезисы своих выступлений, вечером накануне мероприятия им сообщили, что их изъяли из списка спикеров. Объяснили просто: сценарий изменился, в Раде будет президент.

Собственно, само мероприятие продемонстрировало, почему так решили. Потому что оно стало площадкой для предвыборной агитации. А там, где нужно петь хвалебные оды власти, нет места для обсуждения проблемных вопросов, которые не решаются годами и с которыми сталкиваются более шести миллионов наших сограждан - тех, кто остался в оккупации; тех, кто вынужден был выехать с территории аннексированного Крыма и зоны боевых действий в Донбассе; тех, кто потерял близких в этой войне; тех, кто стал заложником оккупационной власти и лишен свободы из-за политических преследований.

Михаил Палинчак

Обо всех этих больных вопросах не захотели слушать первые лица государства во время мероприятия, посвященного годовщине российской агрессии. Ниже приводим основные тезисы наших не озвученных выступлений. Они отображают консолидированную позицию правозащитных организаций, занимающихся вопросами защиты людей, пострадавших от конфликта.

Одним из острейших таких вопросов является реализация права на социальную защиту жителей временно оккупированных территорий. Пока что единственный возможный способ для жителей оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей получать пенсию - это зарегистрироваться как переселенцы, что фактически толкает пожилых людей на обман, поскольку они регистрируются как ВПЛ, но живут на оккупированных территориях.

Для многих получение заработанной ими пенсии - вопрос выживания. Вместе с получением справки ВПЛ на этих пенсионеров распространяется требование, запрещающее возвращаться на оккупированную территорию более чем на 60 дней. Это заставляет пенсионеров регулярно пересекать линию столкновения. Только за январь в очередях на КПВВ в пределах Донецкой и Луганской областей умерли, по меньшей мере, 10 человек, все они - лица преклонного возраста. Тем не менее, почти 700 тысяч пенсионеров из Донецкой и Луганской областей, которые до войны получали пенсию, сейчас ее не получают, а долг перед этими пенсионерами уже составляет 62 млрд грн (почти 2 млрд евро) и постоянно растет. Поэтому следует безотлагательно создать эффективный механизм, который позволит лицам, оставшимся проживать на оккупированных территориях, получать положенную им пенсию.

Не менее важно устранить дискриминацию крымчан при оформлении пенсий на подконтрольной территории Украины и обеспечить защиту персональных данных ВПЛ из Крыма. Органы Пенсионного фонда Украины незаконно направляют информационные запросы в органы оккупационной власти Крыма через территориальные органы Пенсионного фонда России. Таким образом государство-агрессор получает доступ к персональным данным крымчан, выехавших с оккупированной территории. Кроме того, запрос бумажных пенсионных дел следует прекратить.

Если мы говорим о дискриминации, то не можем обойти вниманием и тот факт, что украинцы, зарегистрированные на территории АР Крым и города Севастополь, для Украины являются нерезидентами: они не могут пользоваться банковскими услугами на материковой части территории Украины, что нарушает Конституцию Украины и международные стандарты прав человека. Чтобы решить эту проблему, Нацбанк должен отменить норму о нерезидентстве крымчан. Но еще важнее - отменить Закон Украины "О создании свободной экономической зоны "Крым" и грамотно урегулировать экономические отношения с оккупированными территориями таким образом, чтобы это не ограничивало конституционные права и свободы граждан.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются жители оккупированных территорий Крыма и Донбасса, - отсутствие административной (внесудебной) процедуры признания фактов рождения и смерти на оккупированных территориях. Несмотря на то, что еще год назад Верховная Рада приняла закон, который разрешил официальным органам Украины использовать выданные на оккупированных территориях документы для оформления свидетельств о рождении или смерти, такую процедуру до сих пор не ввели из-за категорической позиции Министерства юстиции.

Действующая ныне судебная процедура хотя и является упрощенной, однако приводит к чрезмерной нагрузке и на суды, и на людей. По данным ООН, за 2016–2018 гг. в соответствии с судебными решениями всего 43% детей, родившихся на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, и менее 10% детей, родившихся на оккупированной территории АР Крым и города Севастополь, получили свидетельства о рождении, выданные правительством Украины. Сейчас Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ вместе с общественными организациями разработало законопроект, который может решить эту проблему, и мы ожидаем, что правительство рассмотрит его в ближайшее время.

Особого внимания заслуживает вопрос пересечения административной границы с Крымом и линии столкновения с временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей. Ежемесячно Государственная пограничная служба Украины фиксирует в среднем 1,2 млн пересечений админграницы и линии размежевания. Однако несмотря на то, что и Крым, и часть Донбасса признаны временно оккупированными Российской Федерацией, пока что действуют разные подходы к урегулированию вопроса пересечения границ этих территорий. Так, чтобы пересечь линию столкновения в Донбассе, нужно получить разрешение от СБУ, которое действует только год. Отмена разрешительной системы предусмотрена Планом мероприятий по выполнению Национальной стратегии в сфере прав человека, однако такая система действует до сих пор.

Чтобы попасть в Крым, специального разрешения от украинских граждан не требуют, но требуют его от иностранных граждан. А тем временем правозащитники, адвокаты, журналисты, которые едут в Крым, являются преимущественно иностранцами, и осложнение процедуры их въезда имеет весьма отрицательные последствия. Чтобы решить эту проблему, нужно изменить процедуру предоставления разрешений на въезд в Крым для иностранных правозащитников, адвокатов и журналистов с разрешительной на уведомительную, а также упростить процедуру представления документов, предусмотрев возможность подавать их онлайн или через зарубежные консульские учреждения Украины в стране пребывания иностранца, на его родном языке.

Важно также говорить о должном обустройстве КПВВ и на админгранице с Крымом, и на линии столкновения. Речь идет о создании необходимых санитарно-гигиенических условий, налаживании работы общественного транспорта, залов ожидания и т.п. В 2018 г. из резервного фонда было выделено более 100 млн грн на оборудование КПВВ на админгранице с Крымом, однако эти деньги так и не использовали, и они вернулись в бюджет. На 2019 г. финансирование не предусмотрено.

Отдельный сложный вопрос - перевозка личных вещей. Сейчас введен исчерпывающий перечень личных вещей, разрешенных для ввоза на оккупированные территории и вывоза из них. Однако он слишком ограничен. Правозащитные организации настаивают на том, что необходимо ввести перечень запрещенных для вывоза и ввоза вещей, применение которого позволило бы в полной мере обеспечить вывоз собственных вещей с оккупированных территорий.

Что же касается переселенцев, то следует подчеркнуть, что реализация их избирательного права ограничена. Они не принимают участие в местных выборах и не голосуют за часть списка на парламентских выборах. Это существенно препятствует полноценному участию ВПЛ в местном самоуправлении и интеграции в новые общины. Общественные организации неоднократно подчеркивали необходимость принять законопроект №6240 "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно избирательных прав внутренне перемещенных лиц и других мобильных внутри страны граждан)", который устранит пробелы в законодательстве не только в вопросе обеспечения избирательных прав ВПЛ, но и других мобильных граждан (трудовых мигрантов).

Но законопроект №6240 не единственный важный законопроект, который должен принять парламент. На пятом году войны с Россией в украинском законодательстве до сих пор нет правовых инструментов для наказания военных преступников. В Уголовном кодексе не предусмотрена ответственность за преступления против человечности, а положения о военных преступлениях не в полной мере отвечают требованиям международного права. Это стало одной из причин, почему в Украине за все эти годы суд вынес лишь один приговор за военные преступления.

Правительственный законопроект №9438 вносит изменения в Уголовный кодекс Украины и предоставляет национальным органам следствия и суда возможности для эффективного уголовного преследования людей, совершивших основные преступления, по нормам международного права. Его принятия ожидают десятки тысяч людей, ставших жертвами российской вооруженной агрессии. Промедление с принятием этого закона уже приводит к неотвратимым последствиям. Только международные преступления не имеют срока давности, поэтому правильная квалификация этих действий сегодня позволит привлечь виновных к ответственности в будущем, даже спустя десятки лет. И к тому же осужденные за международные преступления не подлежат амнистии, которой требует Россия в рамках Минского процесса. Также есть насущная потребность внести изменения в законодательство, регулирующее санкционную политику, в частности в Закон Украины "О санкциях". Речь идет об изменении процедуры и практике применения специальных ограничительных мероприятий к лицам, персонально причастным к грубому нарушению прав человека на оккупированных территориях. Важно учесть международный опыт и практику, в частности имплементировать в украинское законодательство "акт Магнитского".

Кроме того, следует разработать и принять закон, предусматривающий создание Института военного омбудсмена как ключевого элемента демократического контроля над Вооруженными силами, Национальной гвардией, Пограничной службой. Поскольку, как ни парадоксально это звучит, военные - одна из наименее защищенных категорий населения, и действенных инструментов защиты их прав сегодня не хватает. Вместе с тем именно к военным уровень доверия украинского общества самый высокий. Поэтому крайне важно, чтобы были механизмы защиты прав военнослужащих, поскольку пока что до сих пор подобные проблемы решаются через общественную огласку, а не системным реагированием.

Острым является также вопрос предоставления помощи пленным и узникам Кремля. По состоянию на февраль 2019 г. РФ незаконно, по политическим мотивам, удерживает по меньшей мере 70 граждан Украины, и как минимум 116 лиц - военных и гражданских - удерживают контролируемые Россией формирования на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов, которые должны урегулировать вопрос предоставления специального статуса и помощи лицам, незаконно - по политическим мотивам - преследуемым на оккупированных территориях и в России. Тем не менее ни один из них не решает комплексно проблемы пленных (а некоторые законопроекты откровенно вредны). Особое внимание правозащитники обращают на проект закона №8337 и призывают депутатов не поддерживать его.

Бесспорно, актуальны разработка и принятие комплексного закона, который бы определил статус лиц, преследуемых по политическим мотивам. Такой закон должен отвечать нормам международного гуманитарного права и защищать права человека; определить статус всех категорий лиц, незаконно удерживаемых в рамках вооруженного конфликта; четко определить категории лиц, подпадающих под действие закона; определить процедуру, согласно которой решение о предоставлении помощи лицу осуществляется на основании проверки фактов специальной межведомственной комиссией; определить круг социальных гарантий.

Для защиты жертв вооруженного конфликта необходимо также расследовать военные преступления на оккупированных территориях и привлекать виновных к ответственности. Например, за период оккупации Крыма по меньшей мере 82 человека были незаконно лишены свободы, а за один только 2018 г.- 37 человек по политически мотивированным уголовным делам. Чаще всего лица, причастные к незаконному лишению свободы наших граждан, идентифицированы. Однако на сегодняшний день для эффективной работы в этом направлении не хватает координации правоохранительных органов Украины и есть необходимость повысить профессиональный потенциал судов для рассмотрения дел о нарушении прав человека на оккупированных территориях.

Конечно, мы не претендуем на исчерпывающий перечень проблемных вопросов, но считаем, что любые разговоры о построении постоянного мира должны начинаться с того, каким образом права лиц, пострадавших вследствие конфликта, будут гарантированы и защищены.