UA / RU
Поддержать ZN.ua

Простые вопросы

На срочно созванном внеочередном заседании очередное "правительство камикадзе" во главе со "всенародно избранным" премьер-министром Яценюком заставило депутатов вытрясти еще 15% пенсий из карманов работающих пенсионеров, дабы наскрести аж 1,5 млрд грн в государственную казну и - главное - выполнить бесконечные требования МВФ и предотвратить финансовый крах Украины.

Автор: Светлана Кабачинская

Жаль, что у нас не снимают кино. Мы бы точно переплюнули Голливуд в разнообразии сценариев спасения мира. Или Украины, по крайней мере.

Один из самых ярких сюжетов писался 2 марта с.г. в Верховной Раде. На срочно созванном внеочередном заседании очередное "правительство камикадзе" во главе со "всенародно избранным" премьер-министром Яценюком заставило депутатов вытрясти еще 15% пенсий из карманов работающих пенсионеров, дабы наскрести аж 1,5 млрд грн в государственную казну и - главное - выполнить бесконечные требования МВФ и предотвратить финансовый крах Украины. Арсений Петрович с пятой попытки героически выполнил свою миссию. И назвал две причины сложной экономической ситуации: войну в стране и недоверие к власти, в частности к ее финансовой политике. Вот если бы вернуть это доверие, то и проблем поубавится.

Яценюк не сказал, кто же это доверие уничтожил. И правильно, что не сказал, ведь тогда бы пришлось долго объяснять свой личный вклад в этот процесс. Проще было бы положить заявление об отставке. И не только Яценюку.

Собственно, и слушать все эти объяснения нет никакого смысла. Вон председатель Нацбанка Гонтарева в последнее время не сходит с телеэкранов, объясняя, как ловко и профессионально она с командой гривню удерживает: вечером утверждает, что курс валют отпустили в свободное плавание навсегда, а утром грозит ему административным регулированием. Но только гривня ее не слушает и знай себе девальвируется. И целый отряд финансовых экспертов советуют, что необходимо сделать, дабы ситуацию исправить, и ничем помочь не могут. Не слушают их бестолковые люди, бегут свои кровные спасать то в банки, которые еще не обанкротились, то в магазины, которые с новыми ценами все больше похожи на музеи: смотреть - можно, а купить - дудки.

И что хотеть от людей? Они и так долго терпели, верили власти и надеялись на лучшее. Но когда "профессиональная" деятельность правительства достигла своего апогея и швырнула гривню в крутое пике - более 40 гривен за 1 доллар, не выдержали и начали сметать с полок магазинов продукты длительного хранения: сахар, муку, макаронные изделия, чай, крупы, масло (ну и туалетную бумагу, конечно, - как же после всего этого да и без нее?). 25 февраля цены на эти товары менялись несколько раз в течение дня. Панику уняли лишь пустые полки супермаркетов и невероятно высокие цифры на ценниках: 28 грн - за килограмм гречки, 20 грн - за килограмм сахара…

- Раньше в таких ситуациях мы создавали бригады для проверки, - сказал заместитель председателя Хмельницкой областной администрации по вопросам агропромышленной политики В.Кальниченко. - Анализировали формирование подскочившей цены: изучали накладную на товар и сравнивали с фактически установленной ценой. То есть пытались определить и наказать спекулянтов. А теперь премьер-министр запретил любые проверки бизнеса.

Да, запретил. Категорически. "Гоните их в шею!" - радостно транслировали телеканалы установку Яценюка бизнесменам относительно каких-либо проверяющих. Кто знает, может, именно они, эти невыносимые контролеры, не просто донимают, а больше всего тормозят развитие производственной инициативы самозанятых граждан. Но на то и Кабмин, чтобы четко определить функциональные обязанности контролирующих организаций. А не унижать на всю страну их работников. Ведь они - государственные служащие. Кто же будет доверять государству, если ее первый министр так пренебрегает - и других призывает - государственными людьми? И как эти люди после таких призывов будут служить государству?

Мне возразят: дескать, ничего те проверяющие не изменили бы. Неправда. Если бы владельцы торговых точек знали, что за незаконное повышение цен придется отвечать, наверное, вели бы себя иначе. А еще важнее то, что люди верили бы в справедливость.

Иначе как вернуть доверие народа, если он ежедневно на собственной шкуре ощущает, что на самом деле роль камикадзе уготована ему. Ведь, к примеру, если власть действительно заинтересована в стабильности банков и не имеет никаких дивидендов от финансовой кутерьмы, разве она играла бы в опасные игры с курсом валют и т.п.? Ведь и президент Украины Петр Порошенко, и премьер-министр Арсений Яценюк - специалисты с опытом успешного предотвращения кризиса в банковском секторе в 2004-м и 2008-м. В 2008 г., скажем, безотлагательно, волевым решением запретили досрочно снимать депозиты, что успокоило валютный рынок. Почему же теперь так не сделали? Чем лучше для банков цунами снятия депозитных вкладов? Чем лучше для вкладчиков запреты и ограничения, которыми сопровождаются все (и срочные тоже) снятия депозитов, когда человек за своим валютным вкладом вынужден ходить неделями, поскольку каждый день выдают лишь эквивалент 15 тыс. грн (сегодня это около 550 долл.), а банк все это время ничего ему не платит за пользование остатком вклада? Или, может, способствуют доверию к банкам смешные отговорки об отсутствии мелких купюр в валюте: в кассы почему-то поступают только стодолларовые банкноты: так что либо забирай в гривне, либо жди у моря погоды.

Или те же пенсии, которые с таким скрежетом зубовным урезала Верховная Рада. Конечно, легче не дать, чем потом забрать. И если в депутаты шли хотя бы немного адекватные люди, то зачем они взбаламутили в январе народ отменой пенсионных нововведений "папередников"? Разве не знали, что бюджет - пуст, а Пенсионный фонд - давно банкрот? Не понимали, что пенсионная реформа заключается не в популистских лозунгах вернуть предыдущий пенсионный возраст и все надбавки, а в справедливости пенсионных начислений? Для всех. И первым шагом должно было бы стать ограничение максимального размера пенсий - действующих в том числе - скажем, до десяти прожиточных минимумов (сегодня он составляет 1176 грн). В доведенном до катастрофического состояния государстве априори не может быть людей, которые заслужили от него на большее ежемесячное содержание. А вторым - выбор для пенсионеров, продолжающих работать там, где есть хотя бы доля государственной собственности: либо пенсия, либо зарплата. Без исключений.
Чтобы не травмировать людей дикой несправедливостью, когда руководитель аппарата Верховной Рады Валентин Зайчук декларирует 1,36 млн грн годового дохода - с ежемесячной зарплатой 38,6 тыс. и пенсией 26,6 тыс. грн. Даже богатый СССР не позволял себе такой роскоши - платить и пенсии, и зарплаты, лишая молодежь рабочих мест только из-за того, что невозможно уволить пенсионеров.

И не надо ссылаться на малые зарплаты, на которые разве что лишь пенсионеры и согласятся. Следует просто навести порядок в бюджетной сфере. Не убийственным популизмом, как Арсений Яценюк, ограничивший зарплату министров пятью тысячами гривен (неужели руководитель аппарата ВР работает больше, чем министры?) - на что Михаил Саакашвили справедливо заметил: "Ваши министры либо святые, либо воруют". А позаимствовав опыт у тех же грузинских реформаторов, оценивавших работу чиновников в зависимости от ее КПД для государства, и те, соответственно, могли получать от нескольких десятков долларов до более 10 тыс. Или просто вооружившись действующим для всего цивилизованного мира принципом: труд человека измеряется лишь его зарплатой. И только. Не льготами, не квартирами за государственные средства, не доступом к еще каким-то благам или "распиливанию" бюджета - а только зарплатой. Какой бы высокой она ни была - это дешевле для государства, чем все другие "пряники".

Но для этого нужно жить честно. Всем. И гражданам, которых власть обдирает как липку замораживанием зарплат, налогообложением пенсий, ростом тарифов, повышением цен, и которые хотят хотя бы что-то от нее утаить. И олигархам, которые, если верить списку Forbs, тоже обеднели - и не от того, что отдали народу фактически украденную у него собственность, а всего лишь из-за обесценения активов в результате войны. И власти, которая, к сожалению, не проникается ни установлением справедливости в стране (для чего ее, собственно, избрали) через сбалансирование интересов первых и вторых, ни даже собственным самосохранением, которое прямо пропорционально зависит от установления этой справедливости. Более того, от этого сегодня зависит судьба Украины, а значит - без преувеличения - судьба каждого из нас.