UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пропаганда, неврозы и жабы

Надо разделять информацию о ходе войны и собственно пропаганду на этом фоне

Автор: Олег Покальчук

О пропаганде написано так много, что если бы этими текстами можно было топить, мы бы без проблем пережили отопительный сезон. Хотя пафосная глянцевая бумага с красивыми иллюстрациями не очень хорошо горит, а веб-публикации, скорее, пожирают энергию, чем продуцируют.

Достала ли уже нас украинская пропаганда? С кацапской понятно: чужое — оно и есть чужое, вражеское — оно и есть вражеское. На нее ведутся лишь чужаки и враги, хотя и имеющие украинские паспорта. Их несколько процентов. А вот наши спикеры? Раздражают уже невероятно — или можно еще немного потерпеть?

Читайте также: В гостях у пропаганды: из мачехи — в родные матери

Посполитое украинство давно пришло в себя от объединительного шока первых месяцев войны (да-да, психотравматичная ситуация в начале действия имеет и мобилизующий эффект).

У одних этот шок перерос в горе. Со всеми известными последовательностями состояний, вплоть до принятия. У других — в отрицание, вытеснение в различные неврозы с тоже известными психосоматическими последствиями. Зоологически хочется вытеснить из сознания, например, безграничную боль Мариуполя, но это невозможно по моральным причинам. Это то, что делает нас людьми, но не добавляет здоровья.

Объединяет сейчас эти два состояния, горя и отрицания, если говорить учеными словами, «экстернальный локус контроля». Это когда поиск ответа на вопрос, почему ты ведешь себя именно так, а не иначе, происходит исключительно снаружи, среди других.

Автор термина американец Джулиан Роттер во время Второй мировой был военным психологом, что еще больше акцентирует упомянутое определение на нашу ситуацию.

Само собой оно ни хорошо, ни плохо. В мирное время одна часть людей ищет ответы в себе, другая — наоборот. Но в войну вообще все обостряется. И если обостряется внутренний диалог, то он ранит тебя очень больно.

Что у нас во внешнем пространстве? Война, конечно. Ведется во всех имеющихся пространствах-доменах, включая информационное, ясное дело. 

Пропаганда — явление самое колоритное, но совсем не такое влиятельное, как принято считать. Пропаганда — это любой информационный продукт, адресованный массам и созданный в интересах контроля над ними. В основе — примитивная иерархическая картина мира, которая продвигается более или менее жестко. 

Религия, история, социальные науки без мощной пропагандистской составляющей не были бы тем, чем они есть сейчас. Демонизируют или освящают пропаганду сами пропагандисты, потому что это их хлеб. К тому же с приличным слоем масла. 

Проще говоря, чем тупее пропаганда, тем она массовее. И наоборот.

Массы, вопреки маркетинговым уверениям пропагандистов, верят в холодильник больше, чем в телевизор. Поэтому социальные сети притворяются телевизором. Телевизор старается притворяться холодильником. 

В результате, морозятся все. А потом сетуют, что им холодно и голодно.

Украинская пропаганда — точно не холодильник. Это, скорее, лягушка в молоке. Когда-то была такая национальная технология естественных «хладагентов»: в кувшин бросали зеленое холоднокровное существо. Оттуда, собственно, и возникают басни о сбивании комка масла и стремительном личностном подъеме. Однако же надо было правильно выбрать лягушку, чтобы случайно не отравиться.

У роста нашего раздражения несколько причин. Во-первых, есть ощущение, что нам в молоко периодически забрасывают какую-то очередную придворную жабу и смотрят, что из того получится. Когда народ уже вот-вот собирается блевануть, то «это не мы». А когда его просто тошнит, то забрасывают еще одну.

Есть национальная традиция глубокого взаимного порицания, о чем свидетельствует, в частности, классическая украинская литература. Теперь это лаконично называют неполиткорректным словом на букву «с», и это ни разу не о «соловьях». Бессмысленные истерические ссоры происходят от нежелания принять простые, но неприятные ответы на сложные вопросы. 

Пропаганда наша старается лечить это еще более мудреным кваканьем. И тут уже все громко кричат: «Фу-у-у, снова жаба!». 

Следует разделять две вещи: информацию о ходе войны и собственно пропаганду на этом фоне. 

Первая простая истина: достоверной публичной информации о любой войне не бывает в принципе. Разве что потом когда-то в мемуарах — впрочем, как часть какой-то новой пропаганды. 

Не бывает достоверности не только потому, что режимность и все такое.

Война все очень сильно упрощает, проясняет. И вместе с тем масштабирует. Так что правдивые свидетельства очевидца читатели сетей проецируют (внешний локус контроля) на оценку обстановки на оперативном направлении, на всем фронте, а то и поддают жару в костер международной конспирологии. Умножьте это на горе и неврозы и получите еще одну причину деструктивного информационного поведения на букву «с».

Вторая простая причина — у пропаганды всегда и везде в приоритете стабилизировать или скрыть внутриполитические «тёрки». Больше внутренних проблем — больше пропаганды. 

Иначе говоря, чем больше стейкхолдеры боятся перспективы развития внутренних проблем, тем громче бьют барабаны, трубят трубы, и жабы ровнее держат строй на пути к информационным кувшинам.

Есть еще такая штука в психологии, называется «фундаментальная ошибка атрибуции». Она имеет прямое отношение к упомянутому внешнему «локусу контроля». Это когда люди свое поведение объясняют внешними причинами, а поведение других людей — их внутренними. Ну вот вещает какой-то жаб нечто патетическое, а вы такие: фу-у-у, какой он нехороший (или хороший, без разницы), потому такое и мелет. А то, что вы сами неделями подряд прям пылали, поднимая в сети коммуникации на букву «с», рассорились с друзьями и обиженный невниманием кот наделал вам в тапки, оно здесь, конечно, ни при чем.

К чему это все я? Пропаганда это обычно такая шелуха с информационных семечек, полова. Так вы их не ешьте оптом. Вас никто же не заставляет, вы же не москали. А если где-то намусорено, всегда можно свой комп или смартфон подмести. Уборка окружающей среды, в том числе цифровой, хорошо стабилизирует психику.

Гнев, страх, раздражение — это все обыкновенные человеческие эмоции. Как-то бороться с ними надо только в том случае, если кроме них у вас в голове на данный момент больше ничего нет.

Вы скажете: как же не брать близко к сердцу, когда ононаоно мелет такое, что на голову не налазит? И это тогда, когда (а дальше уже цитаты из альфа-блогеров).

«Фундаментальная ошибка атрибуции» говорит, что даже когда вы знаете, что человек произносит какие-то заказные тексты, то не учитываете обстоятельства, которые к этому привели, а говорите, что это гадкая и неправильная жаба в вашем правильном молоке. Ну и пусть. Главное, чтобы ваше раздражение носило исключительно эстетично-культуристический характер и не портило вам пищеварение, вегетососудистую систему и прочее в организме, данном вам Богом и родителями.

Есть еще одна весьма простая штука, которая облегчит вам этот земноводный драматизм. Сказал бы — когнитивный диссонанс, потому что замысел пропагандистов, или кого там еще, вообще же правильный, только вы их уже видеть не можете. Поэтому о жабе легче запомните.

Идейным людям пропаганда в принципе не нужна. Пропаганда работает с пустыми мозгами, поэтому так зачаровано удивляются ее действенности при низкой себестоимости, глядя на ту же Московию. Все прочие информационные влияния (а их до черта много) вы либо не замечаете, либо они работают на отдельные целевые аудитории, к которым вы не принадлежите.

Люди, имеющие собственные устойчивые убеждения, не просто из книги вычитанные, а собственным опытом (и опытом предков) проверенные на устойчивость, — это цельные личности. В их когнитивной сфере нет лазеек для внешних влияний, изменяющих мотивацию и таким образом поведение. Социология показывает, что идеологические мотивации за время войны выросли почти вдвое. Убежденная национальная самоидентификация — сейчас 84%. С высокой вероятностью можно предположить, что вы принадлежите к этим людям. Поэтому упор на собственную идеологическую устойчивость превратит ваше глубокое раздражение просто в легкую иронию. Смотрите лучше видео правильного хлопка, это прекрасное, а главное — очень полезное растение.

А вот как быть с тем, что украинская пропаганда либо оперирует какими-то фантастическими календарными сроками (пусть даже в терапевтических целях), либо вообще тупо отмалчивается, когда люди спрашивают: «так когда там что»?

Краткосрочное планирование жизни всегда идет вразрез с пропагандой, потому что такое планирование рационально. Оно опирается на реальность, понимание имеющихся ресурсов и, вообще, развивает критическое мышление, прежде всего в отношении самого себя. Потому что личности трудно существовать без рамок, в том числе и временных.

Если такие рамки снаружи кажутся весьма шаткими, то человек сам себе их создает. Меняет по собственному усмотрению. Это как вещи в вашем доме. Или мебель. Можете переложить, переставить их как угодно, в соответствии с тем, как вам в данный момент это нужно.

Когда человек овладевает пространством и временем в своем маленьком мире, у него пропадает космическая тоска по каким-то внешним указателям, которые к тому же все время вертятся, словно флюгеры.

И еще один совет. Больше общайтесь с людьми, которых считаете психологически более устойчивыми, чем вы. Есть такой внутренний соблазн — разделить драматизм своих переживаний с такими же травмированными людьми. Но в таком случае переживание не поглощается, а удваивается, генерализируется. Это, кстати, одна из задач вражеской пропаганды — объединять массы в травматических переживаниях, парализующих волю.

Кроме того, люди в общей травме чаще ссорятся между собой, потому что стартовая эмоциональная взаимная открытость вроде бы предполагает, что каждый может каждого грузить чем попало и когда угодно. 

Как определить, сильнее вас человек или нет? Он более эффективен в повседневной жизни, живет здесь и сейчас, экономен в своей энергетике, поэтому остаются запасы тепла и способность совершать добрые поступки.

Впереди зима, тепло понадобится, поэтому обнимаю вас всех.