UA / RU
Поддержать ZN.ua

Права ребенка в Украине. Не для «галочки»?

Домашнее задание для будущего

Автор: Марианна Онуфрик

30–31 августа 2022 года Украина отчиталась Комитету ООН в Женеве о выполнении норм Конвенции о правах ребенка. В последний раз это было еще в далеком 2011 году, а потом свирепствовала пандемия, и отчет отложили... Первые месяцы после полномасштабного вторжения показали, что ситуация с нарушением прав ребенка в Украине критическая, поэтому решили объединить 5-й и 6-й отчеты, а также заслушать актуальную информацию уже во время войны.

Читайте также: В ЕС приняли решение об усилении защиты детей в условиях вооруженных конфликтов из-за войны в Украине

Отчет за какие-либо ратифицированные страной конвенции ООН проходит по утвержденной процедуре, которая, в частности, предусматривает подготовку официального отчета (в случае с правами ребенка ответственно Минсоцполитики, но приобщаются другие министерства и ведомства — Уполномоченный ВРУ по правам человека, Минобразования, Минздрав, Национальная полиция и другие) и альтернативного отчета от профильных общественных организаций. Поскольку ООН уже давно поняла, что в официальных отчетах информация может, мягко говоря, не соответствовать реалиям, и нужна профессиональная альтернативная позиция. И это касается не только Украины, — все страны отчитываются по одинаковым правилам.

Но самое интересное событие — сама конференция в помещении Комитета, где проходит что-то вроде дебатов. Руководитель официальной делегации министр социальной политики Оксана Жолнович зачитала отчет, а потом в течение нескольких часов состоялась серия вопросов (от членов Комитета) и ответов. Конечно, вопросы не связывали исключительно с вступительным отчетом, а больше базировались на предварительно изученных документах и общении с представителями общественных организаций, которым, кстати, во время конференции можно находиться только в роли слушателей, но не запрещено общаться с членами Комитета в перерывах.

Теперь о содержании самого отчета. Здесь, к сожалению, ничего неожиданного: за 11 лет, прошедших со времени предыдущей конференции, прогресс был мизерный. Чтобы сделать такой вывод, не надо изучать альтернативный отчет. Родив или взяв на воспитание ребенка в Украине, вы все почувствуете на себе.

Читайте также: За девять месяцев 2022 года в Украине было усыновлено 479 детей — Нацсоцслужба

Понимая, что, с точки зрения положения с правами ребенка в Украине, позиция официальной делегации (к моему удивлению, довольно многочисленной, несмотря на войну) абсолютно проигрышная, я надеялась, что будет использована ситуация с новыми лицами. Министр соцполитики, в частности, на тот момент была назначена всего несколько недель назад. Думала, скажут что-то типа: «Дорогие члены Комитета! Ситуация с правами ребенка в Украине критическая. Мы готовы утверждать, что практически за каждой статьей Конвенции (за единичными исключениями) можно констатировать ее невыполнение. Признаем, что государство Украина прилагает недостаточно усилий и ресурсов. Поэтому просим у вас совета и помощи, чтобы исправить ситуацию и в дальнейшем действовать в лучших интересах ребенка…» И далее — правда и ничего, кроме правды.

Конечно, многие могут воспринять эту горькую правду как позор страны перед международными институциями. Тем более во время войны такая риторика может казаться неуместной, с учетом критических обстоятельств с правами ребенка из-за нападения РФ. Но члены Комитета, обращаясь к нам, подчеркнули перед заседанием, что сейчас Украина отчитывается о взятых на себя обязательствах. Вопросы к России рассматриваются ежедневно в других форматах. К тому же мы должны были отчитаться за период с 2011 года, поэтому, например, вопрос эвакуации детей, в том числе из интернатов, подготовки укрытий и запасов медикаментов — это все к нашей власти.

Читайте также: Об эвакуации интернатов, войне и праве на семью

О содержании и отчета, и серии «вопрос-ответ» нет смысла рассказывать подробно, поскольку и все документы, и запись трансляции есть в свободном доступе. Любой желающий может самостоятельно со всем ознакомиться и составить свое впечатление.

Поэтому ниже я подробнее остановлюсь на отчете Комитета и его рекомендациях, которые были обнародованы в конце сентября. С тех пор прошло больше трех недель, но официальной реакции на документ так и не было. Хотя рекомендации Комитета ООН — это фактически основа для дальнейшего развития системы, где права ребенка будут уважаться и выполняться. Поэтому в общественной среде мы возлагаем на них большие надежды.

Ниже — самые важные положения:

  1. «Комитет рекомендует государству-участнику подготовить комплексную политику в отношении детей, которая распространяется на все сферы, охваченные Конвенцией, и на основе политики разработать как краткосрочную, так и долгосрочную стратегии и план действий с необходимыми элементами для их применения, которые должны быть подкреплены достаточными человеческими, техническими и финансовыми ресурсами». Именно такого комплексного документа очень не хватает. Да, у нас есть много стратегий (деинституциализации, безбарьерности, преодоления бедности, предотвращения насилия и т.п.), но за этими деревьями не видно леса. Какой должна быть система защиты прав ребенка, которая будет соответствовать международным нормам и реализовывать принцип лучших интересов ребенка?
  2. «Принять меры для усиления своей системы сбора данных». Да, именно тех данных, на основе которых должны приниматься управленческие решения. Потому что у нас до сих пор игнорируют общепринятое правило: «Нет данных — нет проблем — нет услуг»;
  3. «Принять все меры для систематизации подготовки всех специалистов, работающих с детьми и для детей». С этим у нас большая беда: специалистов критически не хватает, а к качеству их работы вопросы бывают довольно часто. Во время полномасштабной войны ситуация еще больше ухудшилась: многие выехали, выгорели или просто уволились;
  4. «Активизировать свои усилия по предоставлению необходимой поддержки и ресурсов для укрепления семьи, в частности путем перехода от наказаний за пренебрежение родительскими обязанностями к укреплению систем поддержки и социальных льгот для семей с детьми с целью повышения их способности выполнять обязанности по воспитанию детей». Это то, что должно было бы начинаться со школы: ответственное родительство, которому у нас приделяют внимание преимущественно неправительственные организации;
  5. «Передавать детей под альтернативную опеку только в случае, если это необходимо, и в их лучших интересах». Здесь даже комментировать не стоит: ребенок должен воспитываться в родной семье, а любая альтернатива — только тогда, когда мы, приложив все возможные усилия, убедились в обратном. В частности, следует имплементировать в украинское законодательство Руководящие принципы ООН по альтернативному уходу за ребенком, где очень подробно описана система защиты ребенка в лучших его интересах;
  6. «Усиливать в дальнейшем процессы деинституциализации». Здесь хотя бы сдвинуть с мертвой точки, ведь с начала реформы в 2017 году количество детей в институциях не уменьшилось;
  7. «Принять правозащитный подход к инвалидности путем разработки правительственной стратегии, которая уделяет особое внимание принятию политики всестороннего привлечения всех детей с инвалидностью ко всем сферам их жизни, улучшению программ раннего выявления и вмешательства, сбора соответствующих распределенных данных и внедрению мер для борьбы с дискриминацией и стигматизацией детей с инвалидностью». Сейчас у нас превалирует медицинская модель инвалидности, акцентирующая внимание на ограничениях и болезнях. Во время войны вновь распространилась благотворительная модель, когда ребенок с инвалидностью является просто объектом помощи. А вот правозащитная — это модель, которая декларирует: каждый ребенок с инвалидностью — прежде всего ребенок, человек, и поэтому имеет такие же права, как и его ровесники;
  8. «Создать специализированные детские судебные учреждения и процедуры с достаточными человеческими, техническими и финансовыми ресурсами, назначить специализированных судей по делам детей и обеспечить, чтобы такие специализированные судьи проходили соответствующую подготовку по правосудию в отношении детей». Этот шаг критически важен для деинституциализации, потому что дети годами не могут попасть в семью, живут в интернатах, потому что суды не лишают родительских прав их родителей, которые иногда уже могут и не узнать своего ребенка. Общественный союз «Українська мережа за права дитини» разработала проекты законов для решения этот вопроса. Ждем инициатора.

Getty Images

Конечно, много внимания было уделено многочисленным и грубым нарушениям прав ребенка вследствие военных действий: «...включая убийства детей, массовое перемещение детей внутри страны и за ее пределами, разрушение домов, школ, больниц, а также систем водоснабжения и канализации». В частности комитет рекомендует:

  1. «Расследовать заявления о сексуальном насилии в отношении детей, связанном с конфликтом, и издать внутренние инструкции об эффективном расследовании сообщений о сексуальном насилии, связанном с конфликтом (например, Стамбульский протокол и Международный протокол по документированию и расследованию сексуального насилия в конфликте), обращая надлежащее внимание на права и потребности детей-жертв, а также восстановить работу системы направления пострадавших к врачам-специалистам и обеспечить ее эффективность по всей стране»;
  2. «В сотрудничестве с международным сообществом принять все необходимые меры для содействия возвращению детей, которые, как сообщается, были принудительно перемещены на территорию РФ или территорию, контролируемую российскими вооруженными силами или связанными с ними вооруженными формированиями»;
  3. «Гарантировать беженцам и внутренне перемещенным детям с инвалидностью защиту и поддержку согласно их индивидуальным потребностям, пункты приема и размещения, в том числе для их семей, во избежание разделения семей»;
  4. «Обеспечить, чтобы восстановление работы школ учитывало безопасность, физическое и психическое благополучие детей»;
  5. «Принять все меры, необходимые для минимизации последствий вооруженного конфликта для детей и предоставления приоритета детям и семьям с детьми в планах эвакуации из районов, где ведутся боевые действия, и в переговорах по гуманитарным коридорам».

Но описанным выше документом внимание Комитета ООН по правам ребенка к Украине не ограничилось. 7 октября 2022 года была опубликована общая позиция этого органа с Комитетом ООН по правам лиц с инвалидностью в отношении детей с инвалидностью, которые находятся в заведениях институционного ухода. В частности в обоих документах было резко раскритиковано решение Украины, что дети, эвакуированные в составе институций, не могут быть разделены и должны впредь находиться в этих группах. Такое решение является фактически принуждением к нарушению прав ребенка теми странами, которые давно решили проблему институциализации и которые согласились предоставить временное убежище во время войны. Некоторые страны не хотят идти на такие нарушения, отказывают в убежище. В результате дети остаются в опасности.

Читайте также: Оккупанты вывезли из Украины семь тысяч детей – омбудсмен

В общем документе также подчеркивается, что институциализация детей значительно повышает риск смертности детей с инвалидностью, особенно в осенне-зимний период, когда есть угроза отсутствия отопления, электричества и других услуг.

Важным положением для нас, общественных организаций, стало то, что комитеты настаивали на немедленной организации индивидуальной оценки потребностей в поддержке и услугам для детей, которые остаются в институциях Украины. Очень надеемся, что эта работа начнется именно так, как указано в документе, — немедленно.

Итак, домашнее задание мы получили. И хотя период отчета наступает через пять лет, нужно помнить: даже один день саботирования или откладывания важных решений — стоит жизни и будущего тысяч детей. Поэтому выполняем домашнее задание добросовестно, не для «галочки», а ради Детей.

Больше статей Марианны Онуфрик читайте по ссылке.