UA / RU
Поддержать ZN.ua

Потоки растут. А вот доходы...

Международный день туризма, который отмечаем ежегодно в конце сентября, — прекрасный повод еще ра...

Автор: Сергей Захарин

Международный день туризма, который отмечаем ежегодно в конце сентября, — прекрасный повод еще раз проанализировать основные тенденции развития отечественной индустрии путешествий и попытаться дать оценку происходящим на туристическом рынке качественным и количественным изменениям.

С одной стороны, туристические потоки растут, и весьма значительными темпами. С другой — по данным Мирового экономического форума, в сфере путешествий и туризма Украина среди 124 стран мира занимает «почетное» 78-е место. Отечественная индустрия путешествий формирует менее 1% ВВП, в то время как в экономически развитых странах этот показатель достигает 6—8%. Сфера туризма и курортов не играет значительной роли в экономическом развитии нашей страны и создании позитивного международного имиджа. Почему так происходит? Попытаемся разобраться.

Тенденции

Первый вопрос: каковы итоги летнего туристического сезона? По мнению главы Государственной службы туризма и курортов Анатолия Пахли, он был сложным, но в целом успешным. Сложным, потому что сказались природные и техногенные катаклизмы — наводнение в западных областях, чрезвычайная ситуация в Керченском проливе, взрывы артскладов и т.д. Из-за этого туристическое ведомство даже было вынуждено обратиться через средства массовой информации к потенциальным туристам с просьбой по возможности воздержаться от запланированных ранее поездок в проблемные регионы. В итоге от всех этих «негараздів» пострадало немало объектов туристической инфраструктуры — прозвучала цифра, что сумма ущерба, причиненного туриндустрии, превысила миллиард гривен.

Успешным — поскольку туристические потоки, если верить оперативной статистике, возросли. И намного. Показатель количества так называемых внутренних туристов (украинцев, путешествующих по родной стране) вырос на 24%, а въездных (иностранцев, путешествующих по Украине) — на 19%.

Правда, в бочке меда не без ложки дегтя. По предварительным данным, для основного туристического региона Украины Крыма сезон был скорее неуспешным. На начало сентября количество отдохнувших туристов составило почти 5 млн. человек — это фактически на 2% меньше, чем в прошлом году. В здравницах отдохнули 985,8 тысячи человек (снижение — 1%). При этом количество здравниц увеличилось: было 482, стало 483. Весьма низок в АРК и коэффициент заполняемости работающих санаторно-курортных учреждений — всего 64,3%. Очевидно, основная причина — непомерные ценовые амбиции крымских операторов при явно недостаточном уровне сервиса.

Наибольший прирост иностранных туристов, прибывших в Украину в первом полугодии 2008-го, дали Польша (более чем в три раза), Россия (+45%) и Германия (+42%). Санаторно-курортные учреждения летом были заполнены в среднем на 90—95%, а некоторые даже более чем на 100% (за счет расширения существующей базы размещения).

В то же время, по данным Госслужбы туризма и курортов, выездной поток (украинцы, путешествующие по зарубежью) упал на 13%. Эти данные, правда, не совсем корреспондируют с экспертной оценкой основных тур­операторов, в один голос утверждающих об увеличении как традиционных выездных направлений (Турция, Египет), так и экзотических (Китай, Израиль, архипелаги). Упали лишь показатели выезда в страны Восточной Европы: из-за присоединения этих стран к Шенгенскому соглашению и необходимости оформления шенгенской визы.

К слову, наши соседи заметили эту тенденцию и пытаются исправить ситуацию. К примеру, недавно в Киеве начал (и сразу же весьма активно) работать Польский офис туристической информации, в Венгрию и Чехию было организовано рекордное количество инфотуров. Повысили активность и «нешенгенские» государства — Македония, Албания, Румыния, которые провели несколько успешных презентаций туристических возможностей своих туристических центров и издали достаточное количество рекламно-презентационной продукции.

Основная проблема, сдерживающая развитие туррынка, — цены. Они растут быстрее, чем в среднем в экономике. Судите сами: если в прошлом году можно было купить путевку на Бали за 1900 у.е., то в этом она уже стоит не менее 3 тыс. А за путевку в отечественный санаторий средней руки надо выложить не менее 300 гривен в сутки с человека.

Итак, количество туристов растет, объемы оказанных услуг тоже растут, увеличивается и число специалистов. Другое дело, что совершенно недостаточно растут доходы бюджета от туризма. По мнению экспертов, темпы и качество роста не отвечают современным мировым тенденциям и реальному туристическому потенциалу нашей страны. Что, впрочем, констатируется уже далеко не впервые.

Стратегия

Из последних важных новостей — Кабмин Украины наконец-то одобрил Стратегию развития туризма и курортов (распоряжение № 1088-р от 6 августа 2008 г). «Настоящим документом закладывается фундамент для улучшения инвестиционного климата в отрасли туризма и курортов и наполнения местных и Государственного бюджетов за счет этих видов деятельности»,— убежден глава Государственной службы туризма и курортов Анатолий Пахля.

Основную работу по подготовке проекта Стратегии выполнили сотрудники Научного центра развития туризма. «Стратегия призвана обеспечить повышение конкурентоспособности сферы отечественного туризма и курортов на основе рационального использования туристических ресурсов Украины, — говорит директор центра Елена Соколова. — Документ предусматривает усиление роли государства в сфере туризма и курортного отдыха за счет формирования эффективной модели сотрудничества государства, бизнеса и общества».

Лицензии

В первом полугодии 2008-го Государственная служба туризма и курортов поставила рекорд по числу аннулированных лицензий — их лишились около 300 туристических компаний и вынуждены были либо уйти с рынка, либо подавать в суд (что малоэффективно, учитывая многомесячную волокиту при рассмотрении дел в административных судах). Темпы борьбы с недобросовестными (по мнению чиновников) предприятиями туристической отрасли возросли почти в два раза!

По словам председателя Лицензионной комиссии Государственной службы туризма и курортов Сергея Сёмкина, основная причина, из-за которой компанию лишают лицензии, — обоснованные жалобы туристов. Крупные компании, дорожащие своим имиджем, нарушений почти не допускают. Большинство проколов — на совести узкого круга фирм, поставивших во главу угла максимальную прибыль, а не качество предоставляемых услуг. К сожалению, законодательство Украины не дает права чиновникам вести учет лиц, допустивших нарушения. Проблематично даже информировать широкую общественность о выявленных нарушениях и нарушителях.

Было бы отлично, если бы главное туристическое ведомство не только лишало нерадивых лицензии, но и попыталась выяснить причины и условия, из-за которых творятся подобные безобразия. И не только выяснить, но и устранить их. Может, для того чтобы нарушений на рынке было меньше, необходимо создать адекватную (а не формальную) систему выдачи лицензий?.. Может, необходимо внедрить механизм, который поставил бы жесткий заслон от недобросовестных и непрофессиональных компаний?.. К этому стоит добавить, что за первое полугодие 2008 года Государственная служба туризма и курортов выдала около... 900 лицензий. То есть количество туристических компаний выросло на 550 единиц — более чем на 10% от общего количества.

Есть идея о существенном повышении стоимости лицензии — в 100 раз. Говорят, эта мера позволит оградить рынок от тех, кто не намерен работать честно. На наш взгляд, аргумент малоубедителен. Во-первых, платить вынуждены будут все фирмы, в том числе и порядочные. Во-вторых, эта мера противоречит здравому смыслу, ведь лицензия не должна быть фискальным инструментом. В-третьих, возрастет цена на турпродукт, отчего в первую очередь пострадают рядовые туристы.

Деньги

Механизм бюджетного финансирования сферы туризма и курортов требует серьезного совершенствования — мысль не нова, но по-прежнему актуальна. В 2003 году на развитие туризма из Госбюджета выделили 36 млн. грн.,
в прошлом — всего 21, из которых половина осталась неосвоенной. (А, например, Испания только на рекламу своего туристического продукта выделила более 90 млн. евро, Турция — 70 млн. долл.)

Чтобы потратить бюджетные деньги на туризм, причем в рамках ранее утвержденных программ, нужно собрать семь (!) подписей в Государственной службе туризма и курортов, потом еще столько же (!) — в Министерстве культуры и туризма, которое является распорядителем бюджетных средств. Процесс забюрократизирован до невозможности.

Сейчас идет подготовка проекта бюджета на следующий год. Насколько известно, на туризм предлагают выделить сумму примерно в три раза... меньшую, чем предусмотрено уже утвержденными программно-целевыми документами. И это — в Год туризма и курортов! Нужны еще какие-то комментарии?..

Прозрачность

По моим субъективным наблюдениям, Государственная служба туризма и курортов стала более открытой, а политика в сфере туризма — более прозрачной. В конце августа наконец-то состоялось первое заседание Общественного совета при вышеупомянутой Госслужбе. Отрадно, что в нынешнем году главное туристическое ведомство увеличило объемы финансирования инфотуров для украинских и иностранных журналистов.

Совсем недавно Госслужба туризма и курортов и Всеукраинская федерация работодателей в сфере туризма Украины (ФРТУ) подписали Меморандум о сотрудничестве. Это — первый документ подобного рода, подписанный туристическим ведомством с общественной организацией, в котором закреплен механизм взаимодействия с определенными взаимными обязательствами. К слову, ФРТУ — одна из немногих общественных организаций в сфере туризма, имеющая областные подразделения, а также единственная, имеющая собственную полноценную пресс-службу.

«Специалисты федерации разработали проект Концепции развития сферы туризма и курортов Украины «Национальная туристическая доктрина» и передали текст документа в Госслужбу туризма и курортов, — говорит председатель совета ФРТУ Павель Цыруль. — Полагаем, органы власти должны оперативно и качественно разработать концептуальные документы, регулирующие и стимулирующие развитие отрасли, в частности туристической инфраструктуры. Особенно актуальна эта работа в контексте подготовки к Евро-2012».

ЕВРО-2012

Кстати, о Евро. Чиновники настроены оптимистически, эксперты же указывают на множество нерешенных проблем.

У каждого украинского города, в котором планируется проведение матчей, свои проблемы. У Донецка нет достаточного количества отелей. И строить новые там, судя по всему, не собираются. Днепропетровск не может похвастаться современным международным аэропортом. Проблема Львова — отсутствие денег на строительство нового современного стадиона. Киев вроде бы имеет концепции по решению многих проблем, но реально сделано очень немного, пока окончательно неясен вопрос и с размещением гостей чемпионата.

Если сравнить, сколько нужно построить и сколько запланировали построить реальные инвесторы, получится огромная разница. В государственных программах записано, что 80% инвестиций должны быть профинансированы за счет небюджетных источников, негосударственных компаний. Вопрос: а поступят ли частные инвестиции? К примеру, одна ведущая финансово-промышленная группа поставила себе задачу построить за пять лет — сколько вы думаете? — всего... две гостиницы! Налицо несоответствие планов государства и частного бизнеса.

В контексте подготовки к Евро необходимо всячески поддерживать проекты обустройства и модернизации туристической инфраструктуры — гостиниц, аэропортов, вокзалов, дорог, пунктов общественного питания, зон отдыха и развлечений и т.д. Пока же инвестиционный климат для решения этих задач остается неблагоприятным. Например, для согласования всех вопросов по строительству отеля нужно собрать 160 (!) подписей, потратить два-три года и несколько миллионов гривен.

В Верховной Раде ждет своего часа законопроект «О мерах по государственной поддержке развития туристической индустрии в Украине при подготовке проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 года». Документ, утверждают его авторы, позволит создать благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, а также активизировать привлечение инвестиций в туризм. Принципиальных нововведений несколько.

Во-первых, предусмотрен механизм обязательного резервирования и продажи земельных участ­ков под строительство гостиниц (гостиничных комплексов) в областных центрах в объеме не менее 5% от всей площади земли, которая выделяется под объекты градостроительства. Процедура выделения земли для строительства объектов туристической инфраструктуры несколько упрощается. Предусмотрено отменить правило об участии заказчиков строительства туристических объектов в развитии инженерно-транспорт­ной и социальной инфраструктуры. Эта норма позволит удешевить стоимость проектов на 10—15%.

Во-вторых, предусматривается механизм передачи в концессию архитектурных и природных объектов культурного наследия, которые находятся на реконструкции или восстановлении.

В-третьих, предлагается освободить от налогообложения ввезенные на таможенную территорию Украины материалы, оборудование и комплектующие, которые используются для строительства (реконструкции) объектов туристической инфраструктуры. Также предлагается освободить от обязательств по земельному налогу собственников участков и землепользователей, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов туристической инфраструктуры.

В-четвертых, субъект хозяйствования, который является собственником нового или реконструированного отеля (если последний сертифицирован) получает право на налоговые льготы: уменьшение суммы налога на прибыль от предоставления гостиничных услуг — на 50%, уменьшение суммы НДС — на 50%, освобождение от налога на рекламу отеля.

Но это лишь законопроект… И даже если он превратится в закон, ему априори очень не повезло. Ведь родится он в государстве, отличающемся, увы, удивительной незаконопослушностью.