Новый год приходит всегда и ко всем детям - в этом каждый из нас твердо уверен еще с детства. Приходит и приносит в наш дом разноцветные переливы елочной гирлянды, сверкание дождика, приятный шелест подарочных упаковок, ожидание чуда.
А если дома нет? Если он превратился в воронку или безжизненно сиротеет темными окнами, будто и не надеясь уже, что на разбитом снарядом грязном подоконнике когда-нибудь снова появится написанное старательным детским почерком письмо Деду Морозу или Святому Николаю? Письмо с самыми сокровенными желаниями и мечтами. А еще с верой в то, что обязательно найдется добрый волшебник, который все исполнит.
В предновогодние дни волонтерский центр "Фроловская 9/11" стал для детей-переселенцев именно тем домом, где ожидают чуда. Где к каждому обязательно приходит Дед Мороз с подарками.
Чудеса Святого Николая
Чудесные превращения начались еще накануне дня Святого Николая.
Большой и уютный двор волонтерского центра вдруг заблестел гирляндами. Они повсюду - на детской площадке, на палатках с надписями "Химия", "Продукты", "Детская одежда", на импровизированных навесах, где будут проходить концерты и мастер-классы.
А в самом здании центра кипит бурная деятельность. В одной из комнат все желающие могут поучаствовать в написании огромной картины о зиме. Но как бы ни старались юные художники и их мамы, все равно самым ярким и самым заметным на картине получается огромное ярко-желтое солнце. Теплое, яркое, праздничное. Как и настроение у детей.
В соседней комнате идет подготовка к большому концерту. Дело это очень ответственное, ведь предстоит выступать не где-нибудь, а на сцене Контрактовой площади, перед огромным количеством зрителей. Несмотря на волнение, ребята держатся уверенно. Сценарий писали сами, категорически отказавшись от помощи взрослых. И репетируют тоже сами, старшие учат младших.
Мне все же удается пробраться в святая святых - на репетицию. Твердо обещаю юным артистам не вмешиваться, а только смотреть. Уютно устроившись в углу на полу на огромном белом плюшевом медведе, поджидаю участников репетиции - после каждого номера они приходят сюда отдохнуть.
Первыми "приземляются" на теплую игрушку четыре брата. На первый взгляд, все близнецы. "Мы не близнецы, а погодки, - терпеливо объясняют мальчики. - Мирославу - 7, Ярославу - 8, Святославу - 9, Ростиславу - 10 лет". Четыре Славика приехали из Донецка.
- Нравится вам в Киеве?
- Да, здесь хорошо. В школе много новых друзей. По субботам ходим на Фроловскую в детский клуб, на интересные мастер-классы.
- Я вижу, вы здорово поете и танцуете.
- Мы в Донецке в музыкальную школу и на гимнастику ходили. А здесь, в Киеве, очень бы хотели ходить на футбол.
- Почему же не ходите?
- Там очень дорого. В школе футбол стоит 200 гривен в месяц за одного. Есть еще другая школа возле нашего дома, там классное футбольное поле Кличко сделал. Но туда нельзя, там ограждено такими высокими заборами!
- Деду Морозу письмо уже написали?
- Нет.
- Почему?
- Мы в Донецке писали письма Деду Морозу. Там у нас в центре города такая специальная кабинка стояла - "Дедморозовская" почта. Здесь такой нет.
- А если бы вы все же написали, что бы попросили?
- Дом. В Киеве.
Как оказалось, проблема жилья в этой семье стоит необычайно остро. "…Вот эти чудесные мальчишки, похожие друг на друга, как близнецы, хотя на самом деле погодки, через месяц вернутся домой, - рассказала о четырех Славиках волонтер Фроловской Леся Литвинова. - Не потому, что дома перестали стрелять, а потому, что родители не тянут съемную квартиру. Старались, очень старались, но не смогли. И нет у тебя в кармане квартиры, которую ты можешь вытащить и сказать: "Не уезжайте, пожалуйста. Мы справимся". Вот просто нет..."
Но что за праздник без чудес? Прямо в день Святого Николая пришла замечательная новость - волонтерам удалось найти жилье для семьи на ближайшие полгода. Настоящее чудо. Вот бы еще с футболом повезло!
Чтобы не было войны…
Поговорив со мной, мальчишки уступают место на теплом плюшевом медведе 15-летней Диане. Она приехала в Киев из Луганска почти два года назад с мамой и двухмесячной сестричкой.
- Мы каждый год ездим в гости к дедушке, в Киев. Тогда, два года назад, собирались погостить недельку. Это было летом - я взяла с собой только летние вещи. Не знала, что мы едем, возможно, навсегда. Я очень скучаю по своему дому. По своим вещам, своей комнате. Там у меня остались бабушка и дедушка, друзья. Очень хочу съездить в Луганск, но это невозможно.
- Я понимаю, ты уже взрослая, но в детстве ты писала письмо Деду Морозу?
- А я и сейчас пишу, и моя мама пишет. В прошлый Новый год я загадала два желания. Первое - чтобы мы наконец-то сняли дом в Киеве и съехали от дедушки. У него много людей живет, и поэтому я, моя мама и маленькая сестричка всем мешаем. Ну и второе - чтобы закончилась война. Дом мы сняли, а вот война не закончилась. В этом году я снова буду просить, чтобы был мир. И пока с желаниями все. Больше я ничего не хочу.
- Тебе в новой киевской школе нравится?
- Нет. В луганской школе обучение было на русском языке, поэтому здесь мне тяжело. Некоторые учителя меня понимают, а некоторые ставят двойки, когда я начинаю отвечать на русском и объясняю, что не знаю украинского. Директор школы у нас ведет биологию. Он мне всегда говорит: "Отвечай на русском, я тебя пойму, объясню, что непонятно". Что же мне делать, если я так привыкла, и у меня в семье все говорят на русском? Я стараюсь, но сразу все не получается.
- А друзья у тебя здесь появились?
- Очень мало. В основном все мои друзья там, в Луганске.
Диана вместе с подругой, 17-летней Катей, готовит на праздник танцевальную постановку. А еще помогает младшеньким репетировать роли.
Катя приехала из Донецка в сентябре прошлого года.
- Как только начались боевые действия, папа перевез меня на дачу. Там было спокойно. А когда и там уже начали стрелять, моя семья переехала в Киев. Впервые на Фроловскую я попала в летний лагерь. Было очень здорово: мы ездили на экскурсии, занимались разными интересными делами. Теперь я сама стала волонтером, вот помогаю готовить праздничный концерт. У себя дома я занималась танцами, видела, как их ставят, и теперь могу показывать это детям.
- Говорят, сценарий концерта, который вы сейчас репетируете, писала ты?
- Да. Мне дали список номеров, а я связала их, написала слова для ведущих.
- Ты учишься в школе?
- Да, в одиннадцатом классе. Честно говоря, в Киеве учиться намного легче. В Донецке я училась в очень серьезной гимназии. А сейчас мне проще учиться в обычной киевской школе. Но в Киеве у меня началась другая жизнь. И в принципе она мне очень нравится. Я познакомилась со многими классными людьми - и со взрослыми, и со своими ровесниками. С друзьями организовываем концерты, ходим на интересные мероприятия. Например, ездили на "Х-фактор".
- Ты писала в детстве письма Деду Морозу?
- Да, и всегда клала их под елочку. А рядом ставила стакан молока с печеньем. Родители, чтобы я не видела, ночью тихонько забирали печенье и отпивали молоко. В письме я прямо писала, чего хочу, чтобы родители прочли и приняли это к сведению (смеется).
- В этом году ты писала Деду Морозу?
- Нет.
- А если бы писала, что бы ты у него попросила?
- Я бы попросила, чтобы сюда на Новый год приехал мой папа. Он остался в Донецке, потому что не мог бросить там бабушку и дедушку. Я не видела папу с тех пор, как мы приехали в Киев.
- Очень тебе желаю, чтобы это желание исполнилось.
- Спасибо.
Пока мы разговаривали с Катей, закончил репетировать свой номер 13-летний Никита. Прямо с импровизированной сцены плюхнулся на оккупированного мной плюшевого медведя. За Никитой увязались четыре Славика. Они висли у него на шее, руках и ногах, кувыркались и всячески веселились. Во время нашего разговора Славики пытались подсказать старшему товарищу правильные, на их взгляд, ответы на вопросы тети-журналистки. Никита только улыбался и уверял, что братья ему совсем не мешают.
- Я из Луганска. Уехал из родного города больше года назад. Приехали с мамой и бабушкой, но недавно бабушке пришлось вернуться обратно в Луганск. Ведь там остался дедушка. Переживаю за них. Впервые я пришел на Фроловскую просто получить помощь. Потом мама меня записала в летний детский лагерь. Я даже понемногу волонтерил здесь в центре - помогал сортировать вещи. Теперь я в здешнем детском клубе.
- Ты уже привык к Киеву? Комфортно себя здесь чувствуешь?
- Да, очень красивый город. Тут много друзей.
- В школе тебе нравится?
- Да, я неплохо учусь.
- В детстве ты писал письмо Деду Морозу, загадывал желание на Новый год?
- Конечно! Я думаю, все писали. Но сейчас у меня уже это прошло.
- Да ладно! Не может этого быть!
- Я мысленно загадываю желание. Но пусть это останется между нами.
- Что загадаешь в этом году?
- Чтобы не было войны. Это самое главное. А еще у меня есть мечта поехать в Лондон.
- Почему именно в Лондон?
- Не знаю. Вот просто захотелось увидеть этот город и все.
- Если очень хочешь, то обязательно сбудется.
- Да, я все для этого сделаю. Нужно хорошо отучиться в школе, потом в институте, найти хорошую работу и тогда я обязательно заработаю денег на свою мечту.
Отряд эльфов, Дед Мороз и Снегурочка
Концерт ко Дню святого Николая на Контрактовой площади прошел с блеском. Аудитория была очень благодарной - подпевала, хлопала и всячески поддерживала юных артистов. Были здесь и волонтеры с Фроловской, и родители. "Правда ведь наши дети самые лучшие?" - шепнула мне Леся Литвинова. "Да!"- закивала я, до красноты в ладонях аплодируя стоявшим на сцене.
Но на этом праздничные хлопоты не закончились. Впереди - Новый год. Для участия в празднике зарегистрировались полторы тысячи детей-переселенцев. И волонтеры Фроловской всерьез занимаются его подготовкой.
Вовсю трудится отряд эльфов - пакуют подарки, собранные меценатами и просто неравнодушными людьми. По сценарию праздника, двор волонтерского центра превратится в огромную игровую зону. Все будет происходить прямо под открытым небом: мастер-классы, в том числе и танцевальные, аква-грим, концерт на небольшой сцене. Гостей будут встречать фокусник, Дед Мороз и Снегурочка. Кстати, сказочные дедушка с внучкой приехали из Луганска. В 2013 году они были признаны лучшими Дедом Морозом и Снегурочкой родного города.
На самом деле это семейная пара, родители троих детей, младшему - девять месяцев. Вера, так зовут Снегурочку, еще в Луганске занималась организацией праздников. Говорит, что очень любит свою работу, пришла в нее по призванию (по образованию Вера - модельер).
В Луганске у Веры осталась 74-летняя мама и брат-инвалид. "Тяжело им пришлось. Над их домом все леталo. Я давно их не видела. Сегодня они пошли в магазин, где есть Skype, и поговорили с нами. Я впервые за полтора года увидела родных. А они увидели моих малышей. Созваниваемся каждый день. Хочу, чтобы они нас дождались".
Несмотря ни на что, Вера не теряет оптимизма. Раскисать надо тогда, когда нет рук, ног и головы, считает она. Главное, чтобы дети были здоровы. А все остальное - это такая ерунда!
К празднику Дед Мороз и Снегурочка готовятся тщательно.
"Я очень люблю эту свою работу и всегда стараюсь сделать так, чтобы детям было хорошо. Я и сама в душе ребенок. Очень люблю игры и развлечения. Мы постараемся быть настоящими, - обещает Снегурочка. - Будем работать со всеми сразу, не выбирая кого-то одного победителем, чтобы не обидеть. Потому что эти детки и так травмированы. Просто не хочу спровоцировать своей работой еще какие-то неудобства. Я знаю, как тяжело адаптируются эти дети. Они оставили все свои игрушки дома. Для нас, взрослых, это ерунда. Мы можем купить новую одежду, телефоны и в принципе нормально себя чувствовать. А они до сих пор, хотя и прошло уже два года, говорят о том, какого цвета была у них машинка. Даже если переводишь ребенка из комнаты в комнату, для него это тоже микростресс, а тут вообще все другое: другой город, другой дом и даже правила игры со сверстниками другие. Другие друзья, другие требования в школе и внутренние правила детского общества - они часто делят друг друга на "наших" и "ваших", мы, мол, оттуда, а вы отсюда. Не так часто, но это бывает. Некоторые дети даже в школу не хотят ходить из-за этого. Значит, нужно так развеселить их на праздники, чтобы они забыли все свои проблемы. Чтобы все неприятности превратились в большую сосульку, упали с огромной высоты и разбились на кучу осколков".