UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одноклассники и одноклассницы: кто кем больше недоволен?

В одной из киевских школ специально для ZN.UA был проведен экспресс-опрос среди учеников 15—17 лет на тему взаимоотношений между одноклассниками и одноклассницами.

Автор: Виктория Сорокопуд

В одной из киевских школ специально для ZN.UA был проведен экспресс-опрос среди учеников 15-17 лет на тему взаимоотношений между одноклассниками и одноклассницами. Его результаты, честно говоря, оказались достаточно неожиданными. Памятуя о том, как непросто складываются отношения в школьной среде, сколько там насаживается комплексов и стереотипов, мы решили спросить парней и девушек, как они сами оценивают формат их общения. Среди ответов наиболее неожиданными оказались те, которые касались традиции раздельного обучения, характерной для царской России. Все парни (их среди 49 респондентов оказалось 22) высказались против нее. Более того, объясняли свой ответ они в сущности одинаково: «Без девушек не было бы стимула учиться. В школу не хотелось бы идти. Класс был бы с плохой дисциплиной».

Удивительно, но так писали те, кем большая часть одноклассниц (15 из 27), мягко говоря, недовольна. «Они глупые и недостаточно развитые. Хотелось бы больше уважения к себе», «…не видят разницы между девушками и парнями, грубят, матерятся, неуместно шутят»; «…у них нет культуры и уважения. Они ведут себя как дети. Одни маты и насмешки»; «тот уровень, который у них есть, не соответствует взрослому», «многие мальчики моего возраста дурачатся, их шутки являются прямым унижением. Они маленькие, надо быть взрослее»; «чаще всего эти парни ставят себя выше нас и открыто это демонстрируют. Хотелось бы, чтобы эти люди осознали, что они ничем не лучше, а может даже хуже». Девушки говорили, что мальчишкам их класса не хватает воспитанности, приличных манер, серьезности, культуры поведения, уступчивости, умения поддержать, смелости брать на себя ответственность, словарного запаса, умения слушать, честности, уравновешенности, мужества. Лишь четыре школьницы написали, что их устраивает все - и это, честно говоря, на фоне общей информации выглядит аномально.

Почему мы стремились получить ответ на эти и другие вопросы? Уже давно пришло время спуститься с небес и пересмотреть все доставшиеся в наследие от совдепии учебные формы. Сегодня стало нормой рассуждать о том, кто такой настоящий мужчина и почему его в нашем обществе ищут днем с огнем; кто такой хороший отец и почему истинная модель отцовства в Украине считается утерянной. Оказывается, чтобы ответить на эти вопросы, не надо хвататься за Вторую мировую войну. Нужно просто посмотреть на среднеобразовательные формы.

Скажу тебе как «боец бойцу»…

Говорят, в системе школьного образования мальчики ничем не отличаются от девочек, а девочки - от мальчиков. Это подмена ценностей №1. Психологи уже написали тонны работ о том, что, во-первых, девочки и мальчики совершенно по-разному участвуют в процессе обучения, а во-вторых, психологический возраст мальчиков от психологического возраста девочек сильно отстает. А это значит, что со школьной скамьи мальчики, которые согласно своей природе призваны девочек оберегать - воспринимают их как конкурентов по учебе. А конкурент для любого мужчины - всегда противник, независимо от того, во что тот одет к противнику применимы все способы борьбы - и психоэмоциональные, и физические. Сама система здесь подливает масла в огонь: самыми-самыми в ней могут быть только те, кто преуспевает в учебе. И не надо проводить исследование, чтобы сказать: большинство золотых и серебряных медалей в школе всегда принадлежало и продолжает принадлежать девочкам. Откуда у воспитанного в такой системе мужчины может появиться понимание того, что о женщине нужно заботиться, что ее нужно от чего-то защищать, если в течение 11 лет он видел ее превосходство и терпел поражения? К тому же в течение всех этих лет его работу в большинстве своем оценивали Альбина Степановна, Мария Николаевна, Нина Константиновна и другие женщины. Так ли просто после всего этого остаться или стать рыцарем, героем?

Мы спросили парней о том, каких свойств и качеств не хватает девушкам их класса. Пожелания выстраивались преимущественно по принципу «скажу тебе как боец бойцу». Ребята писали, что их одноклассницам не хватает энтузиазма, смелости, умения за себя постоять, дисциплины, открытости, откровенности, общительности, ума, уважения к одноклассникам. Впрочем, даже напротив этого вопроса некоторые парни умудрились ставить прочерк, а также писать «всего хватает» или «не знаю, потому что мы не общаемся». И если 15 девушек из 27 сказали, что им не нравится формат общения, который существует между одноклассниками и ними, то из 22 ребят «недовольных» одноклассницами оказалось только пятеро. Мы попросили объяснить свое «нет» - из пятерых парней это кое-как сделали только двое. Один написал «с девушками нельзя завязать разговор», а второй сказал: «Они кумарят. Надо, чтобы они стали взрослее и добрее».

«С волками жить - по-волчьи выть»?

Чтобы прокомментировать, а где-то и объяснить ответы девушек и парней, мы обратились к организовавшему этот опрос школьному психологу Владимиру ЛЫСЮКУ. «Я не согласен с вами в том, что уровень общения, который был между одноклассниками и одноклассницами еще
10 лет назад, остался таким же, - говорит он. - Сейчас мальчишки стали более жестокими. В них появилось больше хамства, они могут грубо ответить, «послать». Причем многие из них считают, что это нормально. А девочки уже привыкли к такому обращению, поэтому, отвечая на вопрос, как они реагируют, когда одноклассники причиняют им душевную боль, многие писали «я промолчу и забуду» или «просто включу игнор». Что касается самих мальчишек, они грубят и ругаются матом тоже не просто так. Это происходит из-за того, что у парня либо маленький словарный запас, который не позволяет ему проявить и выразить себя в полной мере, либо заниженная самооценка. Кроме того, если дома кто-то властвует над ним, в школе он будет пытаться властвовать над другими. А вот для девочек жестокость и мат - это практически всегда защитная реакция. «С волками жить - по-волчьи выть». Этот принцип срабатывает тогда, когда девушек сильно допекут или в том случае, когда мальчишки, на их взгляд, не понимают по-другому.

Что касается заданного вами вопроса о раздельном обучении - с одной стороны, парни и девушки при таком подходе действительно ощущают, существующую между ними разницу, но с другой - именно совместное обучение помогает им друг друга узнавать. Посмотрите, как они написали: «…сейчас другое время, и я считаю общение с противоположным полом неотъемлемой частью моей жизни. Помимо девушек-подруг у меня много друзей мужского пола»; «раздельное обучение возведет барьер, который еще больше усложнит общение»; «без девушек было бы не так весело, была бы другая атмосфера» и т.д. Хотя был один и достаточно нестандартный ответ. В нем девушка написала, что мальчишки в школе - это не парни, это одноклассники. Что парень, с которым знакомишься на тусовке, у друзей, это совсем другое. В какой-то степени это действительно так. И мальчики, и девочки приходят в школу для того, чтобы учиться, а это значит, что каждый одноклассник является, по сути, конкурентом. Но на тусовке отношения выстраиваются совершенно по-другому. Поэтому очень может быть, что жестокость и хамство сегодняшних мальчишек, с одной стороны, является неумелой попыткой самоутвердиться, привлечь к себе женское внимание, а с другой - продиктовано желанием победить в учебе. Понятно, что при таком подходе девушки будут не только закрываться от них, но и откровенно их игнорить... Не так давно в нашей начальной школе один из младших школьников сильно упал, но его одноклассники в этот момент не пришли ему на помощь. Они просто стояли и смотрели. Как вы думаете, почему?

- Не знаю…

- Можно сказать, что дети проявляют жестокость. Но когда мы начали эту ситуацию разбирать, выяснилось: они просто не знали, что делать. И когда через пару дней похожая ситуация произошла с другим ребенком, несколько детей сразу же подбежали к нему, подняли. В старших классах происходит то же самое. Психологический возраст мальчиков от психологического возраста девочек всегда отстает. Очень часто мальчишки просто не знают, что сказать, как поступить, что нужно, а чего не нужно делать в той или иной ситуации».

«Промолчу и забуду»?

«И мальчики, и девочки приходят в школу для того, чтобы учиться…» - об этом мифе тоже есть что рассказать. За знаниями в школу сегодня идут только ученики начальной школы. В средней и старшей школе такой мотивации уже нет. Там из десяти ребят только один или двое скажут, что им интересна учеба. И не стоит думать, что начался инволюционный процесс. Просто сама школьная система уже давно устарела. Вместо того, чтобы мотивировать ребят на поиск нестандартных решений, приучать их думать, анализировать и сопоставлять, их учат переписывать, пересказывать и пережевывать чужое. Напомним, что еще в 60-х годах прошлого столетия социолог Харриет Цукерман провела анкетирование нобелевских лауреатов США, чтобы выявить факторы, повлиявшие на их развитие. Оказалось, что 69% всех будущих лауреатов выбирали себе таких учителей, которые через некоторое время были удостоены Нобелевской премии. И самым ценным, чем обладали эти люди, были не знания, а умение нестандартно мыслить, нетривиально размышлять. Это то, что отсутствует в среднестатистической украинской школе. Сегодня мотивации учебы ради учебы уже нет. И отнюдь не случайно все респонденты мужского пола написали, что у них не было бы стимула посещать школу без девчонок.

В процессе экспресс-опроса мы постарались выяснить и ситуацию с уровнем душевной открытости, понять есть ли она в «классной среде». В ответах на вопрос «Когда одноклассники противоположного пола причиняют вам душевную боль, как вы реагируете?» писали: «со мной такого никогда не случалось» (шесть человек); «плохо» (трое); «просто не общаюсь с ними», «я не обращаю внимания на обиды»; «спокойно» (двое); «я не обращаю на них внимания, когда они ругаются - они хотят быть правильными»; «никак, просто сдерживаю свои эмоции»; «ставлю в игнор»; «я не обижаюсь на них потому, что знаю - когда-нибудь они подойдут и извинятся…». Надо сказать, ответы какой-то части девушек от мужских «стандартов» недалеко ушли: «стараюсь не обращать внимания и простить. Они ведь не специально» (четверо); «обижаюсь, но недолго» (двое); «такого еще не было» (шестеро); «промолчу и забуду»; «не считаю, что обиды от мужиков надо принимать близко к сердцу»; «обращаю все в шутку. Это мой способ защиты. Не люблю жаловаться и утешать себя»; «иногда это больно. Я могу уйти, ничего не сказав. Но парни могут делать это и в шутку - тогда я не обращаю внимания»; «отвечаю с сарказмом и издевкой - они этого заслуживают». Впрочем, среди ответов девушек попадались и такие, которые можно отнести к обнадеживающим: «по пустякам я не обижаюсь, но если что-то серьезное - объясню, что он неправильно повел себя. Пусть думает. Попросит прощения - прощу, нет - не буду общаться»; «любые проблемы можно решить разговором и объяснить, что он недостойно себя ведет»; «я замыкаюсь в себе, долго думаю над этой ситуацией, ищу ответ на то, в чем виновата лично я, пытаюсь в себе что-что изменить»; «душевную боль мне может причинить только любимый и родной человек, а парни из класса делают только то, что от них отворачивает»; «у меня сразу же возникает вопрос: «И кто их только воспитывал?!»

Вот вам и объяснение того, почему каждый второй брак в Украине на сегодняшний день расторгается не достигнув трехлетнего рубежа. Если в течение 11 лет большинство девочек отшлифовывают деструктивный принцип «промолчу и забуду», а парни, судя по всему, вообще не знают, как в тех или иных случаях поступать - счастливой семьи без работы над собой у таких не будет. И очень может быть, что в рамках образовательной системы ребятам надо рассказывать и о различиях, существующих между мужской и женской природой.