Самая большая и самая старая неполитическая гуманитарная общественная организация, работающая на территории всей страны, - Общество Красного Креста Украины - празднует в эти дни свое 95-летие. Основной целью его деятельности является защита жизни человека, предупреждение и облегчение человеческих страданий во время вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий, предоставление помощи медицинской службе Вооруженных сил Украины и органам здравоохранения, содействие органам государственной власти в их деятельности в гуманитарной сфере.
С апреля 1918 года, когда по инициативе Мариинского общества сестер милосердия, с 1878 года оказывавшего благотворительную медицинскую помощь малоимущим киевлянам, состоялся Учредительный съезд Общества Красного Креста Украины, и до настоящего времени одной из основных программ деятельности Общества и всех его организаций является медико-социальная помощь незащищенным слоям населения. Инвалидам и одиноким немощным людям помогают патронажные сестры. Как во времена СССР, так и в настоящее время их отряд самый многочисленный на просторах бывшего Союза. Если в Российской Федерации и Беларуси их насчитываются десятки, то в Украине за своими подопечными на дому присматривают 3200 патронажных сестер.
В районах, удаленных от больничных заведений, созданы 464 центра и комнаты медико-социальной помощи с банками бытовых вещей и прокатными пунктами (костыли, инвалидные коляски и т.д.), около 20 дневных стационаров. В сельской местности, там, где нет фельдшерско-акушерских пунктов, создано почти 900 пунктов первой медицинской помощи. Содействуют этому главы сельсоветов.
Они рекомендуют кандидатуры из местных жителей, а специалисты Красного Креста обучают этих людей оказывать первую помощь, что крайне важно для дальнейшего успешного лечения.
Еще одна программа - готовность к чрезвычайным ситуациям. В каждой областной, городской и большинстве районных организаций Красного Креста созданы неприкосновенные запасы продуктов питания, медикаментов, одежды, обуви, одеял, фильтров для очистки воды, и т.д. на случай экстремальных ситуаций. Здесь есть все необходимое для поддержания людей в первые дни беды, пока не придет основная помощь. Лишь за последние пять лет потерпевшим в чрезвычайных ситуациях Обществом оказана помощь более чем на 20 млн. гривен.
Немало усилий стоит обучить население навыкам предоставления первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий, аварий и, особенно, в ДТП.
В сотрудничестве с государственными органами Красный Крест принимает меры относительно укрощения эпидемий туберкулеза и СПИДа, оказывает действенную поддержку беженцам и мигрантам, активно участвует в патриотическом донорском движении, устраивании судеб беспризорных детей, в розыске людей, которые при различных трагических обстоятельствах утратили семейные связи, содействует развитию молодежного и волонтерского движения, имплементации международного гуманитарного права.
Ограничимся лишь этим сжатым перечнем основных направлений работы Общества, поскольку охватить всю его многогранную деятельность в одном газетном материале просто невозможно. Стоит лишь добавить, что вся она реально помогает государству в выполнении Национальной программы преодоления бедности. Ведь только за последние пять лет объем медико-социальных услуг, которые сотрудники Красного Креста предоставляют своим подопечным на дому, вырос в полтора раза. Безусловно, масштабность этой помощи непосредственно зависит от материально-финансовых возможностей УОКК.
Поэтому Общество постоянно заботится о развитии и увеличении собственного потенциала, совершенствовании своей финансово-экономической деятельности. Благодаря этому за те же пять лет его доход увеличился в 1,7 раза.
Президент Общества Красного Креста Украины Иван Усиченко считает, что результаты работы Общества были бы еще весомее, если бы во всех регионах страны краснокрестные организации получали надлежащую поддержку со стороны органов местной власти, как это, кстати, предусмотрено Законом Украины "Об Обществе Красного Креста". К сожалению, так бывает не везде, поэтому, чтобы не быть голословными, приведем конкретные примеры.
В семидесятых годах прошлого века в семи областях Украины в кооперации с государственными органами здравоохранения для потребностей Общества были построены служебные помещения. Часть средств на них была выделена из государственного бюджета, однако основное финансирование обеспечивало УОКК. Следовательно, и сомнений относительно принадлежности этих помещений ни у кого не возникало. До недавнего времени.
Но вдруг к Ивану Игнатьевичу приходит сообщение главы Черниговской областной организации Общества Красного Креста Украины о том, что органы местной власти требуют от него подписать соглашение об аренде здания, которое занимает организация. На том, мол, основании, что она, согласно решениям Черниговской городского и областного советов, является коммунальной собственностью.
Несмотря на то, что Общество Красного Креста имеет все документы, которые подтверждают его право на упомянутую недвижимость (решение городского совета о выделении земельного участка, платежки, акты приема-сдачи), волокита вокруг спорного помещения длится уже несколько лет. Мало того, такая же ситуация сложилась и в Хмельницкой области, где органы местной власти так же посягают на собственность, которая издавна принадлежит Обществу.
- Мирно разрешить спор очень просто, - считает Иван Игнатьевич. - Депутаты упомянутых городских и областных советов должны принять решения, которыми бы отменились предыдущие, принятые ошибочно, и конфликт был бы улажен. Зато нам упрямо предлагают обращаться в судебные органы.
Нетрудно понять, почему Президент Общества Красного Креста Украины не спешит подавать в суд, потому что и к гадалке не стоит ходить, чтобы узнать, в чью пользу будет принято судебное решение. А на добровольное признание собственных ошибок властные органы ни за что не соглашаются, поскольку это вызывает нежелательные сомнения в их компетентности. Это только сапер ошибается один раз, а чиновник - сколько угодно, причем, безнаказанно. Несмотря на то, что каждая его ошибка по масштабности разрушений может превзойти много взрывных устройств.
Интересно допустить (абсолютно гипотетически), какой крик поднялся бы, если Обществу Красного Креста пришло бы в голову требовать возмещения своей помощи у местных органов власти? Стоит отметить, что только за последние 10 лет Черниговской и Хмельницкой областям в денежном эквиваленте она составила соответственно более 57 млн. и 35,3 млн. гривен - полностью сравнимо со стоимостью отчужденного у благотворителей имущества.
К счастью для общества, для его незащищенных слоев помощь сотрудников Красного Креста идет от самого сердца и не нуждается ни в каких компенсациях. Из года в год ее объемы непрестанно растут. Этот рост мог бы быть еще ощутимее, если бы так же непрестанно не росли расходы Общества на собственное содержание. Речь не о современном обустройстве офисных помещений или кабинетов, как это заведено во многих благотворительных организациях и фондах, которые на представительские потребности и собственное благополучие тратят средств больше, чем на помощь нуждающимся.
Стоит заглянуть в любую организацию УОКК или его киевскую штаб-квартиру на Пушкинской, 30, чтобы собственными глазами убедиться - везде, в кабинете Президента включительно, господствует скромность. Поэтому когда Общество обращается в органы местной власти с просьбой уменьшить непомерные коммунальные платежи, то это лишь желание сохранить ту или иную комнату социальной помощи, содержать которую слишком дорого, а отказаться от нее значит бросить на произвол судьбы немощных людей, которым не будет где эту помощь получить.
Общество Красного Креста не в состоянии взять исключительно на себя весь груз гуманитарных проблем общества. Да и не должно. Его задание - сплотить небезразличных к чужой беде, вдохновить их собственным примером на гуманные поступки, чтобы стать надежными помощниками государства в решении социальных проблем. Но и государство в свою очередь должно способствовать этим благородным попыткам.