UA / RU
Поддержать ZN.ua

О социальных услугах

В Украине проходит целый ряд реформ, которые касаются социальной сферы, однако общей дорожной карты у них нет, что порождает ряд проблем и нестыковок.

Автор: Наира Аветисян

К сожалению, сегодня у понятия "защита прав детей" в Украине нет должной комплексности.

К сожалению, сегодня у понятия "защита прав детей" в Украине нет должной комплексности. Есть очень хорошие, довольно развитые элементы. Но нет системности, видения цельной структуры. К защите прав детей в Украине до сих подходят секторально, то есть каждый сектор занимается проблемой сам по себе. Между тем европейский подход требует межсекторальности.

В Украине много говорят о социальных услугах, тогда как ЮНИСЕФ использует более широкое понятие - "социальные сервисы". Социальных сервисов в Украине - большое разнообразие. Есть даже такие, которых нет в других частях мира. Это неплохо, ведь каждая страна создает свою собственную систему.

Проблема в том, что отсутствует планирование на основе данных - какие сервисы есть на уровне общины, района, области, сколько их, и какие потребности они покрывают.

Вдруг решили, что проводим деинституализацию, и нужны малые групповые дома (МГД). Сколько, каких, какова в них нужда - данных нет. Страна бросается из крайности в крайность. Но развитие должно быть равномерным. И не только по указанию сверху. Желательно, чтобы общины, которые лучше знают проблему снизу, сами участвовали в этой планировке. Поэтому:

1. Для начала необходим хороший ситуационный анализ, чтобы понять, где и каких сервисов не хватает - сколько детей, сколько семей, каковы их потребности и в каких сервисах они нуждаются.

2. Котирование уже имеющихся сервисов, человеческих и финансовых ресурсов - что уже есть, как работает и чего не хватает.

3. Дальнейшее планирование следует проводить на основе двух предыдущих шагов - возможно, необходимо усилить некоторые имеющиеся сервисы; возможно, нужно создавать новые.

Сегодня в Украине проходят сразу несколько реформ. Децентрализация, административная реформа, реформы образования (в том числе инклюзивного), здравоохранения, деинституализация... Если посмотреть на их цели, все они - позитивные. Но, к сожалению, общей дорожной карты у всех этих реформ нет. Каждый сектор опять делает свое.

Между тем любая реформа требует детального анализа перед тем, как мы решим, что и как хотим менять. Нужно понять, какова ситуация в стране, в том или ином регионе, в общине. Проблемы со статистикой (последняя перепись проводилась уже очень давно), к сожалению, усугубил еще и военный конфликт. Но, увы, Украина бежит с реформами вперед, не учитывая того, что есть на местах.

Сейчас идет реформа инклюзивного образования. Для этого вначале нужно было понять, сколько на самом деле в стране детей с инвалидностью. Зарегистрированных - менее 2%. Но этого не может быть. Как правило, их - более 10%, а в конфликтных странах - до 20%. Необходимо понять индикаторы детской инвалидности - какие их виды, и в каком размере. Потом смотреть - покрывают ли эти нужды интернаты, и как надо их менять. А не объявлять внедрение инклюзии, не подготовив ни школы, ни родителей. Нельзя сделать инклюзию за одну ночь. Для этого нужна хорошая подготовка. Которой у всех этих, по сути хороших, реформ нет.

В сфере деинституализации сейчас хотя бы стало ясно: какая-то работа по котированию сервисов идет. Ее нужно продолжать, чтобы понять, как и что мы хотим менять, и хватает ли для этого ресурсов на уровне общины и семьи. Потому что нельзя просто закрыть все интернаты и создавать вместо них МГД. Каждый ребенок, каждая семейная история - это особый случай, и решения должны приниматься на индивидуальном уровне - нужно развивать все формы альтернативного ухода, не только МГД. Социальным сервисам, принимающим решение о помещении ребенка в альтернативный уход, также должны быть доступны разные его виды - начиная с опекунства, усыновления до разных видов фостерных семей и т.д..

Поэтому первоочередные шаги в сфере в 2020 году, на мой взгляд, должны быть такими:

1. Необходима координационная структура, выше министерств, чтобы провести аналитическую работу и понять взаимосвязь реформ - как каждая из них будет влиять на другие. Например, как децентрализация и реформа образования повлияют на деинституализацию или систему социальных льгот и выплат, на реформу здравоохранения? Кто-то должен сделать эту большую работу, и связать все звенья в одно целое, чтобы понять - какова общая цель. Для детей в этой стране необходимо создать какое-то общее видение. Говорится, что оно есть, но основа его разорвана.

2. Провести оценку человеческих и финансовых ресурсов. Бюджет Украины, как и любой страны, не такой гибкий. Нужно посмотреть, какие ресурсы есть у учреждений, которые мы собираемся закрывать, и как можно перенаправить их на цели реформ - децентрализации, деинституализации. Если этого не делать, армия сотрудников детдомов и интернатов будут оказывать противодействие реформе, создавая барьеры. Надо понять, кто из этих людей готов меняться ради детей.

3. Если говорить о деинституализации, то необходимо посмотреть на требования международных стандартов по альтернативному уходу, и, одновременно с реформой, развивать эти стандарты не только количественно, но и качественно.

Для правильных финансовых вливаний Евросоюза и других доноров очень важно, чтобы у страны было свое видение, какой-то аналитический документ, показывающий, где есть проблемы и что нужно развивать.

Деинституализация не случится, если в стране нет внимания к превенции и к развитию сервисов двух разных типов - для помощи семьям, находящимся в СЖО (например, дневные центры, родительские классы, юридические сервисы, шелтеры для жертв насилия), и альтернативный уход (опекунство, попечительство, ДДСТ и приемные семьи, патронат, усыновление). Все это входит в понятие "сервис", более широкое, чем "услуга". Служба по делам детей - это тоже сервис, со своими инструментами и методами.

4. Параллельно необходимо развивать навыки и знания специалистов, работающих с детьми и семьями во всех сферах. Каждый план должен включать разработку разных сервисов, стандарты и capacity building (наращивание потенциала).

И пора уже думать об учебных программах в университетах. Ни один донор не сможет перетренировать всех специалистов, работающих с детьми. Capacity building должен быть частью любой реформы.

5. Необходимо просчитать, сколько и какой сервис будет стоить, и создать минимальный пакет. Чтобы люди на местах каждый раз не начинали с нуля, а знали, сколько стоит МГД, ДДСТ и приемная семья, дневной центр, и каковы минимальные требования к каждому из них. Это поможет местному самоуправлению планировать.

6. Еще одна важная вещь, которой часто не хватает, - мониторинг и отчетность. Чтобы все работало, как часы, время от времени необходимы проверки и рекомендации на их основе: что и как необходимо изменить. Работники социальных сервисов должны понимать не только с какими инструментами они работают, и какие есть требования и ресурсы, но также то, что они подотчетны - за каждое принимаемое решение, за каждый предоставляемый сервис, за его качество и результаты.

Для мониторинга необходимы стандарты. Не только количественные - квадратные метры и калории в день, но качественные. Например, как часто ребенок должен общаться с биологической семьей? Как предотвратить насилие? Как ребенок может пожаловаться на насилие в институции?

Люди очень часто понимают деинституализацию как закрытие больших институций и создание маленьких, что неправильно. Это, скорее, усиление превенции, чтобы ребенок не попадал в институции. Здесь также очень важно разнообразие форм альтернативного ухода, чтобы у структур, принимающих решение о судьбе ребенка и семьи, было много опций и возможностей как можно лучше учесть интересы ребенка.

Этим летом тендер на проведение оценки системы альтернативного ухода в Украине выиграла организация International Social Service - один из авторов руководства ООН по альтернативному уходу. Очень надеюсь, что результаты оценки помогут всем нам двигаться дальше в правильном направлении, с учетом международного опыта и специфики Украины.