UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новое значение перемирия во время Олимпийских игр

Большинство статей, посвященных Олимпиадам, начинаются с описания античных Олимпийских игр, проводившихся с конца VIII века до н.э. по конец IV н.э., и указывают на основное требование к участникам на период проведения игр - прекращение войн и проведение в Олимпии мирных переговоров для урегулирования имеющихся конфликтов.

Автор: Павел Баранцев

Большинство статей, посвященных Олимпиадам, начинаются с описания античных Олимпийских игр, проводившихся с конца VIII века до н.э. по конец IV н.э., и указывают на основное требование к участникам на период проведения игр - прекращение войн и проведение в Олимпии мирных переговоров для урегулирования имеющихся конфликтов.

До определенного периода Олимпийские игры несли в себе нечто большее, чем просто состязание лучших. Это была идеология, смысл жизни. В дальнейшем они постепенно превращались из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие.

Процесс реанимирования Олимпийских игр начался в 1896 году. В 1992-м Международный олимпийский комитет (МОК) возродил традицию Олимпийского перемирия, обратившись ко всем государствам с призывом его соблюдать.

В 1993 году Генассамблея ООН это начинание поддержала, приняв соответствующую резолюцию, а именно - соблюдать "Олимпийское перемирие" в течение периода, начинающегося за семь дней до открытия и заканчивающегося через семь дней после закрытия каждых Олимпийских игр. В связи с этим перед проведением Олимпийских игр принимается резолюция под названием "Утверждение мира и построение лучшего мира посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов". Насколько она успешна?

1992 год. После применения к Югославии санкций ООН (в связи со сложившимися взаимоотношениями между нею, с одной стороны, и Хорватией и Боснией и Герцеговиной - с другой), страна не была допущена к участию в Олимпиаде-92. С целью допустить спортсменов бывшей Республики Югославии к участию в Играх XXIII Олимпиады в Барселоне МОК проводил переговоры с ООН. В результате югославские спортсмены были допущены к соревнованиям в качестве "независимых участников Олимпийских игр".

1994 год. Невзирая на осаду столицы, спортсмены Боснии и Герцеговины принимали участие в Олимпийских играх, возродив тем самым надежду на перемирие в разрывавшемся конфликтами Сараево. После скоординированных дипломатических усилий прогресс такого масштаба наблюдался впервые в современной истории Олимпийских игр.

В 1998 году высокая напряженность удерживалась в регионе Персидского залива. Соблюдение Олимпийского перемирия в соответствии с резолюциями ООН дало возможность Генеральному секретарю Кофи Аннану искать дипломатическое решение кризиса в Ираке. Был подписан Меморандум о взаимопонимании между ООН и правительством Ирака.

В 2000 году МОК учредил "Международный фонд "Олимпийское перемирие" (Фонд), миссия которого - продвижение олимпийских идеалов, служение делу мира и дружбы, развитие международного понимания. В частности - поддержание соблюдения Олимпийского перемирия, призыв к прекращению всех боевых действий на время Олимпийских игр в месте проведения и за его пределами.

Благодаря усилиям Фонда в 2000 году во время проведения церемонии открытия Игр XXVII Олимпиады в Сиднее делегации Южной и Северной Кореи маршировали вместе под флагом Корейского полуострова. Несмотря на начало бомбардировок в 2003 году, спортсмены Ирака, а также Афганистана приняли участие в Олимпиаде-2004. На Лондонской Олимпиаде 2012 года все десять спортсменов Сирии подписались на стене Олимпийского перемирия, продемонстрировав тем самым мощь спорта.

Идеи, бывшие основополагающими во время проведения Олимпийских игр в Древней Греции, заложены в фундамент и современных Олимпийских игр.

Спорт неотделим от политики и, как в античные времена, так и в современном мире, вне политики не существует. Примером может служить отсутствие на Олимпиаде, проводимой в 2010 году, делегации Республики Косово, на участие которой в Олимпиаде в качестве независимого государства наложили вето отдельные члены МОК. Не смогли присутствовать на одной из олимпиад президенты Белоруссии и Зимбабве - им было отказано в получении виз властями страны, в которой проводились Олимпийские игры.

Отказы в приеме отдельным политикам, по мнению деятелей государства принимающей стороны, недостойных присутствовать на проводимых Олимпийских играх, не являются единичными.

Эти действия вступают в противоречие с нормами Олимпийской хартии. По моему мнению, недопущение подобных ситуаций является непосредственной задачей президента МОК и руководства Фонда, основные функции которых направлены на проведение мирных переговоров, с целью дипломатического урегулирования имеющихся конфликтов.

Во многих случаях усилий Фонда достаточно для решения проблем и нестандартных ситуаций. Например, в случае, когда страна по каким-либо причинам отстранена от участия в Олимпийских играх, спортсмены допускаются к участию в качестве независимых олимпийских участников.

Описанные случаи являются следствием как положительной работы Фонда, так и, к сожалению, на мой взгляд, недостаточного веса в обществе их представителей.

Результаты деятельности Фонда зависят от многих факторов. Один из основных - это участники - члены Совета директоров Международного центра "Олимпийское перемирие" (Центр). Их целью является содействие процессу урегулирования, соблюдению Олимпийского перемирия, призыв к прекращению всех боевых действий во время Олимпийских игр в месте проведения и за его пределами, а также проведение мирных переговоров для урегулирования имеющихся конфликтов.

Центр управляется Советом, состоящим из выдающихся деятелей спорта и политики. В Совет входят члены МОК, члены национальных олимпийских комитетов, олимпийские чемпионы, члены правительства Греции, нобелевские лауреаты и др. География членов Совета директоров Центра достаточно обширна, поскольку он состоит из представителей всех континентов.

Центр отвечает за реализацию проектов, связанных с глобальным поощрением культуры мира посредством спорта и Олимпийского идеала, в соответствии с принципами и политикой, установленными Фондом.

Главный штаб Центра расположен в Афинах, что, по мнению организаторов, является "символичным", с отделением связи в Лозанне и символическим офисом в Олимпии.

Деятели спорта и политики, выдающиеся люди современности, осуществляют свою деятельность в 31 городе мира. В Афинах - четыре, в Москве и Париже - по два, в остальных городах - по одному.

Таким образом, безоговорочный лидер среди городов, являющихся каркасом Международного олимпийского движения по индикатору "Международный фонд "Олимпийское перемирие", - это Афины. Далее следуют Лозанна, Москва и Париж. Удельный вес четырех ведущих городов составляет менее четверти (22%) от общего числа, что свидетельствует о размытости командных городов и об отсутствии особого влияния каждого из них на процессы, происходящие в этом сегменте. Исключение составляют разве что Афины.

В одном из отчетов ведущей консалтинговой компании A.T.Kearney за 2015 год по показателю "Политическое участие" ключевую роль играет наличие в городах посольств, консульств; "мозговых" центров; международных организаций; конференций на политическую тематику; учреждений с глобальным охватом. Лидерами указанного индикатора по перечисленным сегментам являются Вашингтон, Брюссель, Женева, Нью-Йорк.

Исходя из этого, размещение узлов каркаса Международного Олимпийского движения по индикатору "Международный фонд "Олимпийское перемирие", "символичного" в Афинах, а также в остальных ведущих городах - Лозанне, Москве и Париже, не является эффективным для выполнения основных функций содействия процессу политического урегулирования, соблюдению Олимпийского перемирия, призыва к прекращению боевых действий, а также к проведению мирных переговоров для урегулирования имеющихся конфликтов. Эти действия МОК и Фонда носят декларативный, "символический" или "половинчатый" характер и не являются в полной мере действенными.

Спорт без политики невозможен. Задачей лидеров Фонда и Центра является использование своего имени, авторитета на благо и содействие построению мирного и лучшего мира. Если предпринимаемых усилий недостаточно, необходимо привлекать деятелей, которые ныне являются непререкаемыми авторитетами для всего человечества, в частности - ведущих политиков мира, а также деятелей искусства, науки и т.д.