Атеисты - это не те, кто не верит в Бога, это те, кто не хочет быть с Богом.
Так говорил вуйко Дезьо
Я спустился от церкви к озеру и направился к проруби, которую подготовили к празднику Крещения. Стоя над ней, вдруг вспомнил лекции по матфизике: меня тогда взволновало, что процесс замерзания пруда описывается уравнениями колебания струны. Это вызвало у меня улыбку, но следующий ряд воспоминаний заставил задуматься. Та же матфизика напоминала, что для получения правильного результата важно не только применение точной формулы, описывающей процесс, но и использование точных начальных данных и предельных условий.
Я сразу забыл о матфизике, поскольку понял, что для поиска будущего Украины мы должны осуществить эти самые процедуры. Точно определить ее современное состояние - исходные данные, и установить предельные условия - состояние окружающего ее Мира. А уж потом можно применять формулы и искать за ними развязки - пути в будущее.
Я смотрел на озеро уже как на модель, а передо мною были лед, проруби, облака в прорубях, рогоз по берегам, бетонная дамба, лодки на берегу, места рыбаков, площадка с недостроенным рестораном, утки, которые не улетели в теплые края и между отображением туч плавали в прорубях. И чем больше я к озеру присматривался, тем больше понимал, что в перенесении на страну такая задача должна решаться не в формальном рациональном количественном измерении - ее решение нужно искать в сфере культуры как координации человека и окружающего мира. И формулой такого исследования должно быть искусство - как синтез морали, традиций, предрассудков, сказок, анекдотов, бытовых установок и т.п.
Я смотрю на поверхность озера и начинаю ее интерпретировать как "исходные данные" страны. Для себя я определяю их формирование как построение своеобразного ментального портрета Украины. Поэтому формирую вопросы и представляю ответы на них в разговорах в местах социализации: в транспорте, на базаре, в очередях, у церкви, на лавочках в парках и дворах и т.п. Я вспоминаю яркие и свежие впечатления последнего собрания нашего гаражного кооператива, и у меня стремительно формируется последовательность оценок.
Мы имеем общество, в котором человек чрезвычайно трудно продвигает интересы общества, если лично ему это невыгодно или такая выгода неочевидна.
Заботу об общественных делах люди предпочитают перевести на должностных лиц, поскольку именно им за это платят деньги. Если же появляются отдельные лица, проявляющие активность в решении общественных проблем, то по большей части их воспринимают с подозрением или отрицательно. Вспомнить хотя бы в качестве примера волокиту с образованием ОСМД и т.п.
Сами же должностные лица - чиновники - находятся в пространстве условной ответственности по отношению к обществу - ведь их должностные инструкции составляют они же сами, то есть чиновники.
Совместные действия, если они не эгоистичны и не имеют материальной выгоды, практически невозможны. Исключение - волонтерское движение. Вот потому общество и рассматривает их как феномен.
Административная система Украины унаследована ею от советской авторитарной матрицы. Поэтому в ней высшим признаком профессионализма является угождение. Руководители подразделений такой системы не просто работают лишь для того, чтобы сохранить должность, как было когда-то, теперь они и свои непосредственные функции предпочитают исполнять лишь за дополнительное поощрение - взятки.
Профессионалы и образованные исполнители в такой системе не чувствуют свою миссию и не могут реализовать свое призвание. Изменение, повышение социального статуса воспринимается лишь как инструмент конкурентной борьбы, а не возможность полностью реализовать социальную роль. Как следствие - трудовая миграция.
Я смотрю на проруби в озере и понимаю, что у обрисованной мною картины есть исключения, но вся поверхность озера скована льдом.
В таком обществе закон всегда будет нарушаться, если нет риска наказания, или он незначителен. Распространенная практика избирательного применения закона, имеющая еще досоветские глубокие исторические корни, развращает, формирует и сохраняет в обществе состояние правового нигилизма и является питательной почвой для тотальной коррупции, ибо формирует не коррупционеров, а коррупционную систему, действующие лица которой постоянно обновляются.
Воспоминание о призыве "новых лиц" вызывает у меня горькую улыбку - я смотрю, как замерзает вода в ручье, впадающем в озеро.
В таких условиях чиновник будет брать взятки всегда, когда это возможно. А правовой нигилизм убеждает общество в том, что чиновник их всегда берет, даже если этого не происходит. Это порождает благодатное политическое пространство для популистов и прохиндеев.
Население, оставленное вне должного внимания со стороны чиновников, лишенное смыслов получения высших социальных статусов, вынуждено в диалоге с властью использовать свой единственный ресурс - лояльность. А "заботу и порядок" за лояльность обычно гарантирует "сильная рука". И я вспоминаю когнитивный мем "вата", который в последние годы внедрился в нашу жизнь.
Чьи-либо заявления, в которых будет звучать апелляция к альтруистическим мотивациям, к заботе об общем благе, а не о личной выгоде и т.п., будут воспринимать с подозрением или как мошенничество. Вместе с тем популистское откровенное мошенничество будет находить благоприятный отзыв. Это приводит к тому, что теряется связь между идеологией и конкретным поведением в будничной жизни. Таким образом, идеологические партии в стране чрезвычайно хлипки, они не имеют широкой электоральной поддержки массы.
Поэтому если и появляются политические лидеры, у них нет последователей. Появление новых лидеров сразу же сталкивается с высокой степенью недоверия, если это не новый популист.
При отсутствии долгосрочных идеологических программ избирательный бюллетень используется зачастую для мгновенной материальной выгоды.
В таких условиях улучшение в жизни общества будут ценить лишь тогда, когда выигрывает что-то лично человек или его семья - его "ниша выживания". Если изменения не приносят прямой выгоды лично, то их воспринимают настороженно или даже отрицательно. В таких условиях судьба реформаторов всегда обречена на негативную оценку. Избиратель всегда помнит и обращает внимание не на обещания партий (в частности, результатов реформ), а на тех, кто обеспечил ему некоторую выгоду.
Я смотрю на теплотрассу, проходящую вдоль берега озера. На ее кожухе растаял снег. И сразу вспоминаю, что все говорят о высоких тарифах на газ, но почти никто не вспоминает, что благодаря их повышению Украина избавилась от экономической петли не просто коммерческого поставщика, а кровавого агрессора. Даже если такое осознание и появляется, все равно любая властная группа воспринимается как эгоистичная и коррумпированная.
Поэтому и партийное строительство в стране вялое. Его не оживляет даже готовность "ваты" продавать голоса. Во-первых, в указанных условиях трудно просто создать устойчивую организацию без личной материальной заинтересованности ее членов. Во-вторых, всегда есть неуверенность, окупится ли политический проект. В-третьих, тотальное недоверие общества распространяется и на избирателя. В-четвертых, партийные функционеры будут предлагать свои услуги тем, кто больше заплатит. Поэтому мы и наблюдаем иногда неожиданные прыжки в результатах выборов.
Над озером взлетела стая зимующих уток и перелетела с одной проруби на другую, а я решил обобщить свои "исходные данные", сформированные для модели "Украина".
Если попытаться указанное объединить в некую интегральную сумму, можно прийти к выводу: сообщества, в которых культивируются подобные моральные установки, ученые определяют как архаичные или отсталые.
Таким образом, "исходными данными" настоящего для общества Украины являются архаичность, отсталость, первобытность. Хорошо это или плохо, мы сможем выяснить, когда получим конечный результат нашего исследования.
Я начинаю обходить берега озера, чтобы сформировать "предельные условия" модели "Украина". Это будет картина Мира, ее окружающего, но сфокусирована она будет также в плоскости морально-этических установок. И сосредоточен этот анализ будет не столько на нынешнем состоянии дел, сколько на прогнозах интеллектуалов насчет выхода Мира из этого состояния. Для такой работы лучше всего можно использовать последний юбилейный доклад Римского клуба, в котором формируется порядок действий современной цивилизации, которые авторы определяют как настоятельные и неминуемые.
В докладе отмечается, что Мир пришел к необходимости коренным образом изменить парадигму развития цивилизации. До сих пор политические идеологии, религиозные установки, социальные институты, стереотипы мышления, практика действий формировались в предположениях о неисчерпаемости ресурсов, в ожиданиях дальнейшего развития и расширения присутствия цивилизации. На самом же деле выродки капитализма, финансовые спекуляции, материализм и упрощенное понимание окружающего мира, уничижение духовно-морального мировоззрения, отсутствие гармонии в отношениях ведут цивилизацию к коллапсу. Предвестниками этих тенденций является деградация планеты, авторитаризм и фундаментализм, торжество спекулятивного капитала. Современный кризис уже не является последствием очередного цикла, а лишь - углублением кризиса предыдущего. Он становится всеобъемлющим и впитывает в себя истощение природы, экономические, политические, культурные, моральные аспекты. Кризис затрагивает демократию, идеологию и капиталистическую систему в целом.
Основными источниками прибыли стали финансовые спекуляции, уже составляющие, по оценкам авторов, большинство во всех финансовых операциях. Сформировался излишек капиталов в фиктивных, но прибыльных сферах. Вместе с тем ощущается недостаток капиталов в сферах, от которых зависит будущее планеты.
В рамках выявления "предельных условий" для Украины эта оценка экспертов Римского клуба весьма чувствительна и влиятельна накануне введения рынка земли. Тешить и обманывать себя предохранителями в законе относительно приобретения земли нерезидентами не нужно, у нас была горькая практика ваучерной приватизации, есть факты, что стратегическими объектами в Украине почти монопольно владеют граждане страны, осуществившей против нашего государства вооруженную агрессию и аннексировавшей Крым.
Авторы доклада указывают на необходимость различить в методиках экологический, промышленный и финансовый капиталы.
Деятельность человека становится определяющей для судьбы планеты, поэтому в повестке дня появились настоятельные изменения и трансформации систем производства и потребления. Указывается на стремительное вымирание фауны, определяемое как "шестое массовое вымирание".
В системе глобальной безопасности эксперты указывают, что доктрина "гарантированного взаимного уничтожения" лишь служит сохранению арсеналов ядерного оружия и не является системой гарантированного выживания и безопасности планеты.
Отдельное внимание в докладе уделено вопросам чрезмерного потребления, что приводит к засорению окружающей среды и усилению тенденций парникового эффекта. Скепсис у авторов вызывают и прогнозы техноутопистов, заявляющих, что технологии решат все проблемы. Они такие заявления рассматривают как самоуспокоение, которое отвлекает внимание от поиска комплексных решений, требующих изменить образ жизни.
В совершенствовании и уточнении нуждаются методики, используемые финансовыми институтами, поскольку их применение порой приводит к досадным парадоксам: так, разлив нефти, экологическая катастрофа и ее преодоление вызывают в результате рост ВВП, что, по существующим методикам, улучшает показатели страны. Так что, по мнению авторов, возникает потребность сформировать "иную политическую и цивилизационную философию".
Эта "иная философия", считают они, во взаимоотношениях человека и природы должна обеспечить устойчивое развитие и формирование экологического сознания, преодолеть разрывы и противоречия между близкой и дальней перспективами. Изменения и прогресс не должны считаться самоценностью. Особое место в этой философии должны занимать признание частной автономии, которая при этом будет согласована с потребностями коллективного. Важным должен стать учет общественного блага, поэтому государство (общество) должно устанавливать правила для рынков, а не наоборот. Заботой государства должно стать установление балансов, а не механического равенства между мужчинами и женщинами. Особого внимания требуют вопросы социальной справедливости, равенства и справедливого вознаграждения.
Авторы отмечают, что пренебрежение вопросами религии, нетерпимость к вопросам веры приводят к потере государствами этической перспективы. При этом в таких вопросах недопустимы интерпретации, поддерживающие угнетение и насилие, а, следовательно - фундаментализм и его разворачивание представляют угрозу развитию цивилизации. Авторы отмечают положительный вклад религий в человеческую цивилизацию и благосклонно относятся к внедрению базовых принципов религий мира в международное право. Особо отмечается, что современное поколение, отвергнув вместе с религией ее положительные достижения, разорвало связь с мудростью, накопленной человечеством за весь период его существования.
Авторы указывают на неизбежность появления глобальных правил, обязательных для всех стран. Это должно закрепить ответственность каждой отдельной страны за состояние дел на планете в целом и способствовать общему процветанию.
Отдельно в докладе речь идет о стремительных изменениях в энергетических балансах и угасании эры ископаемого топлива. Как выразительный пример приводится ситуация, складывающаяся в Китае, который ныне является его основным потребителем. Компартия этой страны провозгласила план на построение "экологической цивилизации". За четыре года производство солнечной энергии в Китае увеличилось в двадцать раз.
Авторы отмечают, что для нового Мира экономика должна функционировать иначе, чем до сих пор.
Новые требования будет выдвигать новая жизнь и к процессу обучения. Главное из них - это "грамотность в отношении к будущему".
Образование должно "вызывать интерес, высвобождать энергию и активно привлекать способности каждого студента для того, чтобы учиться для самого себя и помогать учиться другим". Оно должно иметь ценностный характер, базироваться на универсальных культурных ценностях и уважении к культурным отличиям. Важным является внедрение интегрального мышления, а не ограничение аналитическим исследованием.
Авторы подчеркивают, что культурное разнообразие так же необходимо для социальной эволюции, как генетическое для биологической.
Вспоминая материалы доклада Римского клуба, я дошел по берегу озера до плотины. Пора делать выводы.
Теперь, имея картину "исходных данных" и "предельных условий" для Украины, мы должны определить свои дальнейшие действия.
Первое, что приходит в голову: Украина должна не догонять Мир, а идти ему навстречу. Это и должно быть формулой, применение которой приведет нас к искомому результату! Поскольку в современных для Украины и Мира условиях процесс "догонять" может включить в себя повторение нашей страной уже сделанных Миром ошибок. Осознание этого факта дает некоторую психологическую разгрузку, ибо, как известно, "нет ничего более трудного, чем ждать и догонять". Поэтому мы никого не догоняем, а по-новому строим страну и ее жизнь.
Второе: для школы Украины нужно сформулировать новую концепцию - это формирование у ученика ответственности за кооперативное выживание Мира. Раскрытие смысла кооперативного выживания - это и есть сумма знаний, которые ученик должен получить в школе как основу будущего личного ответственного поведения. И солидарное обучение, и самообразование должны стать новыми инструментами достижения такой ответственности.
Третье: преодоление партикулярного наследия через введение универсального действия законов вместо их выборочного применения является важнейшей задачей в преодолении правового нигилизма, коррупции как системы и восприятия власти как конкурентного преимущества. Это обеспечит основания для формирования новой корпоративной культуры экономических, политических, общественных и бытовых отношений. Новая корпоративная культура укрепит доверие в обществе. Это немедленно приведет к уменьшению транзакционных затрат в экономике, как следствие - развернет бизнес, вызовет положительные трансформации в политическом пространстве. Информационное пространство станет менее ангажированным, более ответственным, профессия журналиста превратится в призвание.
Четвертое: нужно помнить, что концепт "свободы слова" возникает в недрах общества. Само же общество возникает на основе доверия. Поэтому свободу слова и доверие нельзя даже сравнивать в смысле приоритетов. Свобода слова является производным смыслом от доверия.
Свобода слова нужна для развития общества, но ее нельзя абсолютизировать, делать абсолютным приоритетом. Как только нарушается моральная координация между концептом "свобода слова" и концептом "укрепление доверия", начинается беда. Там, где концепт "свобода слова" становится господствующим над концептом "укрепление доверия", общество сначала становится дезориентированным, а позже просто распадается. Либо же общество приобретает свои крайние формы: диктатуру, тиранию, деспотию. Это тоже проявление абсолютизации концепта "свобода слова" - избирательного ее применения лишь к "одному слову" (что и является пропагандой). Такие общества держатся не на доверии - источнике солидарных действий, которые формируют устойчивые спонтанные порядки общества, а на дисциплине и режиме - инструментах внешнего ресурса принуждения (пропаганды), которые формируют неуверенные, навязанные порядки администрирования. Как только исчерпывается ресурс - деспотии распадаются и исчезают.
Когда координацию между концептами "укрепление доверия" и "свобода слова" примет на себя моральный закон, а не экономическая формула, профессия журналиста приобретет признаки не только призвания, но и миссии.
Укрепление доверия развернет новые солидарные действия общества, а их успешность станет доказательством производительности новых моральных принципов, что немедленно отразится на практике действий, культивируемых в быту.
Есть установка: "Когда исчезает "Царь царствующих", то исчезают и цари". Если выйти за пределы библейского контекста и интерпретировать термин "Царь царствующих" в смысле морального закона, то справедливым будет вывод: "Потеря морального закона неизбежно служит причиной потери силы всех других законов". Справедливо и обратное утверждение: "Когда появляется моральный закон, работают и все законы".
Таким образом, внедрение морального закона, лишенного элементов архаики во взаимоотношениях в обществе, сделает иной законодательную базу страны и в применении, и в продуктивности. Поэтому это становится неотложной задачей для Украины.
В указаниях авторов Римского клуба делается ударение на необходимости интегральных оценок вместо лишь аналитических выводов; на важности этических подходов в дополнении к исключительно материальным; на формировании балансов, казалось бы, взаимоисключающих подходов и т.п. Каким бы это ни казалось парадоксальным, но указанные факторы и технологии мышления органически присущи архаическим обществам. Поэтому, реформируя страну, мы должны учитывать то, что имеем и что может оказаться нашим гандикапом в ближайшем будущем благодаря нашей архаичности, когда стремительно начнет меняться Мир цивилизации. И тогда "последние станут первыми".
Я убежден, что осуществление этих и последующих шагов, которые будут отвечать замечаниям авторов Римского клуба, позволит Украине выйти на цивилизационные тренды развития, перестать быть в плену лишь своих архаических доктрин и пойти навстречу Миру, не догоняя его.
Я возвращаюсь к церкви, оглядываюсь на озеро, взвешиваю уже его предельные условия и исходные данные. Я убежден, что на его берега обязательно придет весна и лед вскроется, но для этого нужно пережить зиму. В голову мне приходят слова Иосифа Зисельса в недавнем интервью, когда он отвечал на вопрос о его видении будущего Украины. Ведущий в студии спросил гостя, оптимист он или пессимист. На это г-н Зисельс, как всегда мудро, ответил: "Я вижу, что будет хорошо, но не верю, что скоро".
Эпоха Просвещения установила такую формулу успеха: "Учись - и станешь успешным".
Индустриальная эпоха ее модернизировала: "Производи - и станешь успешным".
Постиндустриальный мир изменил установку успеха: "Потребляй - и станешь успешным".
Архаичное состояние украинского общества весьма восприимчиво к установке потребления постиндустриального мира, но в архаическом обществе ограничены собственные ресурсы для производства. Так что задачей Украины становится налаживание собственного самого современного производства товаров и общественных благ и формирование новой культуры ответственного потребления, к которой сейчас начинает стремиться координация Мира. Это и будет означать "идти навстречу Миру".
P.S. К указанным "исходным данным", безусловно, нужно добавить состояние войны, в котором находится сейчас Украина. Это состояние проявилось в аннексии Крыма и потере контроля над частью территорий востока страны. Он сопровождается мощной информационной агрессией, имеющей целью дезориентировать общество и уничтожить его ментальную картину, чтобы потом навязать выгодную агрессору фикцию. В значительной мере все это стало возможным из-за отсталости и архаичного состояния установок ментального пространства украинского общества, хотя такие обстоятельства и не были определяющими. И как это ни парадоксально, такая информационная дезориентация, осуществляемая врагом, может способствовать Украине в построении ее нового ментального образа. Но это обстоятельство мы должны осознавать, хорошо понимать и весьма искусно использовать для дальнейшего прогресса страны навстречу Миру.
Несколько лет назад в дальнем конце озера начало ужасно вонять, погибло много рыбы. Сначала грешили на жару, но потом оказалось, что это шабашники во время левых ремонтных работ, нарушая все нормы, подсоединили бытовую канализацию к ливневой. Позже специалисты санитарно-эпидемической и других служб обнаружили эти причины. Организаторов работ заставили устранить нарушение, уплатить штрафы и обеспечить работы по восстановлению озера.
Так будет и с нашими "исходными данными": международные "санитары" принудят агрессора вернуться в пространство международных норм и договоров, потому что "вонь" стоит уже по всему Миру. Агрессор возместит все причиненные убытки, а мы продолжим осознанный прогресс и в ментальном пространстве будем формировать и холить моральные установки, которые сделают недопустимым повторение этих кровавых событий и, главное, - больше не вызовут предпосылок, которые сделали их возможными.