UA / RU
Поддержать ZN.ua

Настоящий мужчина — это…

В большинстве случаев мужчины готовы прислушиваться только к ближайшему окружению.

Автор: Алла Котляр

"Настоящий мужчина содержит свою семью", "Настоящий мужчина - всегда на работе", "Настоящий мужчина никогда не наденет розовую футболку и не станет дружить с тем, кто в розовой футболке", "Настоящий мужчина - охотник".

Он охотится на 200 г ветчины в супермаркете, а придя домой, вспоминает, что надо было принести еще и хлеб. Настоящая женщина - собирательница. Поэтому, кроме ветчины, она собирает в магазине еще молоко и многое другое". Мальчик - голубой цвет и машинки. Девочка - розовый и куклы…"

Семь молодых парней поочередно озвучивали со сцены гендерные стереотипы, внушаемые социальным окружением каждому мальчику и каждой девочке с самого рождения. Спектакль "MACHO MEN" сербского молодежного театра Reflektor - о маскулинности, как в Сербии, так и в любом другом европейском обществе. Об ожиданиях общества от мужчины сегодня, и о том, как и какие социальные нормы влияют на его становление.

А перед спектаклем была презентация и обсуждение результатов исследования "Современное понимание маскулинности: отношение мужчин к гендерным стереотипам и насилию по отношению к женщинам, проведенного Институтом демографии и социальных исследований совместно с Минсоцполитики и украинским представительством Фонда народонаселения ООН (UNFPA).

"Такое исследование было проведено в Украине впервые. Раньше на эти темы всегда опрашивали женщин, - отметила замминистра соцполитики Наталия Федорович. - Полученные результаты очень важны для нас, чтобы понять, каковы причины домашнего насилия, какие факторы доминируют, на какие социальные среды необходимо обращать внимание в предупреждении такого поведения, при разработке коррекционных программ дл оказания качественной помощи.

Несколько неожиданным результатом исследования для нас стало то, что не влиятельные лица, лидеры мнений или социальные институции влияют на мужчин, а их ближайшее окружение. Это усложняет наши задачи, но и дает большой шанс через работу с родителями, родственниками, друзьями формировать модели поведения, в центре которых - уважение к достоинству каждого человека.

Исследование подтвердило результаты другого исследования, которое мы проводили совместно с Советом Европы в конце 2014 - начале 2015 годов. Опрос общественного мнения по поводу насилия над детьми показал четкую зависимость между совершением насилия над детьми в детстве и дальнейшим поведением уже взрослого человека. Это также серьезный маячок при наработке государственной программы. Концепция ее сейчас находится на согласовании в разных министерствах и ведомствах".

"Исследование показывает даже не вершину айсберга, - считает замминистра юстиции Денис Чернышов. - Проблема заложена в обществе, в его культуре, наследии. Даже анекдоты у нас пронизаны неравенством женщин и мужчин. Это начинается с рождения, продолжается в школе и каждый день происходит на работе. Поэтому ожидать быстрых результатов не приходится. Это большая ежедневная работа на годы. И я бы хотел, чтобы наши партнеры научили нас, как этот путь преодолеть. С детсада ребенку нужно закладывать мысли о равенстве, равных возможностях и равной ответственности. Девочки тоже должны понимать, что вместе с большими возможностями получают и больше ответственности".

"Мы увидели интересную вещь, - отметил представитель UNFPA в Украине Каспар Пик. - Мужчины всех слоев населения, всех образовательных уровней и всех частей Украины демонстрируют подобные мнения и отношение, когда речь идет о гендерно обусловленном насилии. Полученные результаты помогут нам и многим другим сформировать политику и программы, содействующие равенству женщин и мужчин в украинском обществе".

Анна Герасименко

"Ключевой темой исследования было гендерно обусловленное насилие - отношение мужчин к этой проблеме, их личный опыт, видение причин, последствий, в том числе долгосрочных, и, что самое важное, поиск путей решения и предупреждения конфликтных ситуаций в обществе. Целевая группа - мужчины в возрасте 18–59 лет, - начала презентацию ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Анна Герасименко. - Интересной была категория так называемых обидчиков, то есть мужчин, совершавших домашнее насилие и сотрудничавших с социальными службами, чтобы решить эту проблему, предотвратив новый цикл насилия в собственных семьях.

Главный вопрос - что влияет сегодня на становление мужчины, формирование его личности. Мы знаем, что социализация человека начинается в раннем детстве. На детей оказываются многочисленные влияния - воспитание в семье, отношения с ровесниками, в школе, информационная среда - как СМИ подают информацию, отношения с другими мужчинами, общение на улице, в социальных сетях, развлекательных заведениях. Именно здесь проявляется влияние целого ряда стереотипов.

К сожалению, результаты исследования показали, что эти установки - склонность к агрессивному поведению, к насилию - формируются еще в раннем детстве. Детский опыт респондентов во многом сопровождается неблагоприятными практиками. В частности, половина мужчин признали, что сталкивались с физическими наказаниями в детстве, терпели как физическое насилие в семье - обиды, унижение, угрозы, - так и психологическое насилие, травлю, булинг в школе. Каждый четвертый становился свидетелем физического насилия со стороны отца или отчима по отношению к матери.

Среда, благоприятная для культуры насилия, продолжает формироваться по мере взросления мужчины. Половина респондентов имели опыт срочной службы в армии или получали военную подготовку в специализированных учебных учреждениях. Каждый второй из них признал, что сталкивался с жестоким обращением со стороны руководства или становился свидетелем подобных ситуаций в отношении товарищей по службе. Подобные ситуации были распространены и в среде молодых людей, проходивших службу или получавших военную подготовку. Культура агрессии может восприниматься мужчинами как привычная норма, а применение физического насилия - привычным универсальным инструментом решения определенных конфликтных ситуаций, отстаивания собственных интересов, мнения.

Еще один очень распространенный в нашем обществе стереотип - восприятие мужчины как кормильца собственной семьи. Преобладающее большинство респондентов подтвердили, что именно они остаются основными кормильцами семьи. Но этот стереотип имеет и негативные последствия, проявляющиеся в стрессовой занятости. В частности, каждый третий мужчина сообщил, что часто переживает стресс, подавленность или депрессию, связанные именно с его работой. Как из-за недостаточной занятости и средств, так и из-за чрезмерной занятости, плохих, тяжелых или неблагоприятных условий.

При этом мужчины не склонны обращаться за эмоциональной поддержкой. Треть опрошенных сказали, что никогда ни к кому не обращаются за помощью, если она им нужна. Это имеет крайне негативные последствия для заболеваемости мужчин, их социального благополучия, эмоционального состояния.

От 10 до 25% мужчин сообщили, что испытывают приступы тревоги, депрессии, расстройство сна и внезапные приступы гнева. В то же время обращение к психологам они воспринимают как нечто фантастическое. Лишь несколько процентов респондентов имели опыт общения с психологами. Причем подавляющее большинство из них заявили, что обратились только потому, что им нужна была какая-то формальная бумажка.

Если говорить о маскулинности, об ожиданиях, возлагаемых обществом на мужчин, то когда они сталкиваются с невозможностью им отвечать, они могут обращаться к другим путям подтверждения собственной маскулинности - к рискованным формам поведения, являющимся ныне серьезной причиной чрезвычайной смертности мужчин; злоупотреблению алкоголем, проявлению агрессии, направленной, как правило, на ближайшее окружение.

Негативные последствия маскулинности во многом влияют на семьи, жен и детей. Видение надлежащих ролей - ожидания от будущей семьи, модели поведения, стандарты взаимоотношений - формируется еще в детстве. Когда исследователи обсуждали видение того, каким должен быть хороший муж или идеальная жена, то выяснилось, что единственным требованием к хорошему мужу была его финансовая состоятельность содержать собственную семью. В то же время к женщинам, как к будущим женам, выдвигается целый ряд требований. Мужчины говорят об их внешности, внутреннем мире, высоких моральных качествах. Но главное, чего хотят мужчины, выбирая себе спутницу жизни, чтобы она надлежащим образом выполняла семейные обязанности, то есть заботилась о семье, детях. Мужчины довольно подробно рассказывают о том, что хотят, чтобы их жена делала в домашнем хозяйстве.

Так, 70% мужчин считают, что главная роль женщины в обществе - забота о собственном доме, приготовление пищи для семьи, забота о маленьких детях.

В среднем украинская женщина сегодня тратит на домашнюю работу 29 часов и проводит с детьми 49 часов в неделю, тогда как мужчина, соответственно, 15 и 22.

63% украинских мужчин уверены, что смена подгузников, купание и кормление новорожденных - обязанности исключительно женские. Лишь 27% брали отпуск по уходу за ребенком. При этом отпуска были краткосрочными, лишь один мужчина пребывал в отпуске в течение года. Большинство из тех, кто брал отпуск после рождения ребенка, разделились на четыре группы: 1–
3 дня - 20% 4–7 дней - 28%, 15 дней и более - 28%.

Очевидно, что все это влияет на восприятие женщин как социальных субъектов, функционирующих на рынке труда, получающих доходы, способных делать карьеру. Мужчины достаточно беспристрастно относятся к возможностям женской занятости. Они считают, что женщины могут работать, и даже так же хорошо, как мужчины (79%). Они соглашаются, что женщины должны получать одинаковую зарплату за работу такой же ценности (81%). Но когда речь заходит о лидерских качествах женщин, здесь мужчины довольно скептичны. 40% респондентов считает, что они лучше в бизнесе, 50% - что женщины существенно уступают мужчинам в большой политике. При этом 82% считают, что на рынке труда до сих пор существуют "женские" и "мужские" профессии, что формирует своеобразный замкнутый круг - перспективы развития и будущий путь как для женщин, так и мужчин, где они могут себя реализовывать, определен заранее.

Есть и другие последствия - отношение мужчин к спутницам жизни. Мужчины хотят контролировать своих спутниц во всем: считают, что могут решать, с кем может встречаться женщина и как проводить свое время (18%); не позволяют своим женам надевать определенную одежду или делать провокативный, по их мнению, макияж (22%); хотят всегда знать, где находится их партнерша (53%).

Очевидно, что, с одной стороны, ожидания относительно стандартов семейной жизни, с другой - реальная семейная могут вступать в конфликт. Это противоречие часто выливается в семейные конфликты. Опрошенные мужчины подтвердили, что уровень домашнего насилия в украинском обществе остается достаточно высоким. Так, каждый третий из них утверждает, что лично знает мужчину, который прибегает к насилию в отношении своей жены. Респонденты относятся к этому достаточно толерантно, находя оправдательные причины. В частности, 18% мужчин (фактически каждый пятый) убеждены, что муж может ударить жену в случае измены.

С предубеждением мужчины относятся и к пострадавшим от сексуального насилия. Установки на обвинение пострадавших в провокативном поведении довольно распространены. Половина мужчин ставят под сомнение, был ли факт изнасилования, если женщина пребывала под влиянием алкоголя или каких-либо психотропных средств. Они обвиняют женщину в том, что она не оказывала физического сопротивления, что она неразборчива в своих знакомствах и контактах и имеет плохую репутацию (43%).

При этом, что удивительно, мужчины достаточно искренне, даже непосредственно делятся собственным опытом. Вообще тема гендерного насилия зачастую замалчивается. Женщины, участвовавшие ранее в подобных опросах, стеснялись, боялись, ожидая стигматизации. Подобного исследователи ожидали и от мужчин. Однако мужчины отвечали на вопросы с легкостью. 31% респондентов признали, что в семейных отношениях прибегают к действиям, которые можно классифицировать как эмоциональное или психологическое насилие: обиды, угрозы, унижающее отношение. 13% признали, что прибегали к физическому, 15% - к экономическому насилию.

Существует ли так называемый портрет обидчика? Можно ли найти какие-то общие, объединяющие их черты - социально-демографические, экономические? В результате исследования выяснилось, что обидчики принадлежат к разным возрастным и социальным группам, имеют разный уровень образования. Объединяет их состояние кризиса маскулинности, в котором они пребывают. Говоря о причинах, приведших к семейному конфликту, мужчины в одинаковой мере упоминали как социальные (внешние) причины - трудное материальное положение в семье, отсутствие работы, которые можно считать несоответствием экономическим ожиданиям от мужчины, так и межличностные проблемы в отношениях - постоянная придирчивость жены, вмешательство родственников в семейные отношения, проблемы с детьми. Отсюда можно сделать вывод, что, учитывая те ожидания, которые им внушались с детства, мужчины ощущают себя нереализованными, в том числе и в семейных отношениях. Сталкиваясь с несоответствием, они попадают в кризис маскулинности, который может выражаться в форме агрессии.

Авторитетов, к которым мужчины готовы прислушиваться, чтобы разрешать конфликты в семье и пытаться наладить супружескую жизнь, у мужчин немного. В большинстве случаев мужчины готовы прислушиваться только к ближайшему окружению - к родителям (31%), друзьям и знакомым (22%). Более того, результаты исследования показали, что влиять на взрослых, сформировавшихся мужчин, уже имеющих четкую систему ценностей и предубеждений в отношении особенностей отношений, достаточно сложно. Поэтому основные усилия должны быть направлены на молодых, более гибких, открытых идеям гендерного равенства, справедливости, равного распределения обязанностей.

Молодые респонденты демонстрируют позитивные установки: ответственное родительство, большую заинтересованность в отношениях с женой и детьми. Они привлечены к партнерским родам, берут отпуска по уходу за ребенком, чтобы провести время вместе с семьей.

В мировой практике существует целый ряд инициатив, направленных на привлечение мужчин к преодолению гендерно обусловленного насилия, дискриминации. Это известная всем кампания "Белая лента", набирающая обороты во многих странах. Отдельные инициативы в школах, спортивных кружках, которые реализуются в разных странах мира".

"В Швеции каждому из родителей на 90 дней предоставляется отпуск, который нельзя передавать друним членам семьи, - поделился опытом своей страны посол Королевства Швеция Мартин Хагстрем. - Теперь мужчины берут на себя 30% такого отпуска. Процесс изменения восприятия социальных ролей был длительным в Швеции. Украина его только начинает. Очень важно говорить об ответственном отцовстве. Я вижу современное поколение украинских пап и, мне кажется, оно иное. Гуляя со своим ребенком по городу, я вижу больше мужчин с детьми, что очень радует".

"Мамонты вымерли давно, а стереотипы остались, - говорит замминистра образования и науки Роман Греба. - Нужно наконец определить понятия и правильно их толковать. Потому что гендер не равен ЛГБТ, а гендерное равенство не только содействует праву на самореализацию, но и полезно мужчинам. В частности, они живут меньше именно из-за пагубного влияния этих стереотипов. Поэтому так важна гендерная экспертиза школьных учебников, которая будет содействовать воспитанию нового поколения".

Однако здесь важно не впасть в крайности. Так, в соцсетях родители возмущаются изъятием из учебников слова "родители".

Во всех нововведениях важно соблюдать баланс. Есть немало женщин (и, наверное, мужчин), которые строительству карьеры предпочитают строительство домашнего очага воспитание детей. И если такое решение устраивает обоих в супружеской паре, то какими бы странными ни казались социуму принятые внутри семьи правила, не следует относиться к ним предвзято, если каждый член семьи чувствует себя при этом хорошо. Пытаясь перераспределить и модернизировать социальные роли, важно не создать при этом новые стигмы.