UA / RU
Поддержать ZN.ua

Майдан 2.0, или Как спасают жизни и судьбы

Начался новый Майдан - 2.0. Его фокус - спасение жизней и судеб людей, пострадавших в кровавые февральские дни.

Автор: Анна Гулевская-Черныш

Когда 21-22 февраля парламент Украины принял судьбоносные для страны решения, для многих настала долгожданная победа. Победа, ставшая символом трехмесячной борьбы Майдана за свободу, достоинство и будущее. В тот момент еще никто не допускал возможности интервенции России. Никто не думал, что через неделю-две слово "война" войдет в обиход каждой семьи. Внимание было сфокусировано на новой власти, формировании Кабмина и ожидании реформ. Но именно в этот период для определенной группы людей (и для меня лично) начался новый Майдан - 2.0. Его фокус - спасение жизней и судеб людей, пострадавших в кровавые февральские дни.

Что остается за кадром

До сих пор неизвестно точное количество людей, раненых и погибших в результате жестких киевских противостояний в январе-феврале. На 17 марта Евромайдан SOS располагает данными о 119 погибших и 183 пропавших без вести. По сей день неизвестно, скольких людей похоронил в себе пылающий Дом профсоюзов. Но что несколько десятков раненых сгорели заживо - уже факт. По свидетельствам некоторых экспертов, у нас нет современного качественного оборудования, которое помогло бы провести надлежащую экспертизу на месте трагедии. Еще две недели назад искали партнеров для его приобретения за рубежом.

Болезненный вопрос и раненые. Ведь многие пытались избежать контактов с государственной медициной, помня, как в январе раненые с Грушевского вместо больницы попадали прямо в СИЗО. Получив первую помощь в полевых госпиталях, люди "растворялись" по квартирам, частным медицинским заведениям, тайно возвращались домой… Многие из все же попавших в киевские больницы регистрировались под выдуманными фамилиями.

Тем временем Международный координационный центр гуманитарной помощи, созданный при содействии Ольги Богомолец, совместно с Евромайданом SOS на основе официальных данных Минздрава и списков волонтеров, дежуривших в больницах и полевых госпиталях, составляет реестр раненых. На 17 марта он насчитывал более 460 пострадавших. Но это предварительные данные. Некоторые источники утверждают, что в официальных списках Минздрава - 750 раненых, а в волонтерских - около 3 тысяч.

Как спасали раненых

18 февраля оперативно возобновили свою деятельность волонтерские инициативы "Стража в больнице", "Народный госпиталь", "Помощь пострадавшим в Киеве", которые в январе оказывали первую "подпольную" помощь пострадавшим на Грушевского.

Потоки частных пожертвований снова рекой начали стекаться в больницы. Новые госпитали развернули на базе киевских церквей всех конфессий. А сотни волонтеров были готовы прийти на помощь - приготовить пищу, принести одежду и постельное белье.

23–24 февраля, когда угроза арестов в больницах миновала, из полевых госпиталей туда были переведены все тяжелораненые. Однако многие из них, преимущественно с тяжелыми огнестрельными ранениями, находились на грани жизни и смерти. По инициативе Ольги Богомолец их начали отправлять за границу. Благодаря усилиям ее и других волонтеров принять таких раненых на лечение согласились Польша, Литва, Германия, Австрия, Словакия. И на 11 марта, по данным Международного координационного центра, на лечение за рубеж были отправлены 219 человек.

Отсутствие адекватных решений со стороны правительства, и прежде всего Минздрава, вынуждало волонтеров даже без медицинского образования самостоятельно искать пути спасения раненых. Так, 5 марта десятерых ребят отправили на лечение в Израиль. У четверых из них были огнестрельные ранения позвоночника (один даже пережил клиническую смерть). От них отказались европейские клиники. Но за три дня были найдены другие. За частные средства (65 тыс. евро) был нанят немецкий реанимобильный самолет, внесены депозиты на лечение (220 тыс. долл.) Сделанные операции дали этим ребятам надежду на продолжение полноценной жизни. Но нужно найти еще 300 тыс. долл. для оплаты счета за первые десять дней работы израильской клиники. Готово ли это сделать украинское правительство?

Однако в самом тяжелом состоянии находятся нетранспортабельные, которых нельзя было вывезти за рубеж. Сегодня им нужны не деньги и лекарства, а медики-специалисты, которые помогли бы определить, как именно можно спасти их жизни. Ведь, к сожалению, есть факты, что за рубежом наших ребят спасали еще и от занесенных в киевских больницах инфекций, делали повторные операции и ставили новые диагнозы. И это то, над чем все мы должны задуматься.

Прошло уже больше трех недель, а многие пострадавшие еще остаются в киевских и больницах по месту проживания или до сих пор находятся на Майдане. Потоки частных пожертвований на раненых уменьшились. На помощь им пришли благотворительные фонды.

"Тяжелая артиллерия" приходит на помощь

События последних месяцев показали - благотворительные фонды не способны оперативно реагировать в экстремальных ситуациях. Особенно, когда вопрос касается поддержки "здесь и сейчас". Наличие собственных программ, критериев и требований, важных для прозрачной деятельности фондов, мешает им оперативно реагировать на ситуацию, требуя определенного времени для принятия решений. А время подчас - это человеческая жизнь...

С другой стороны, фонды могут стать надежным источником долгосрочной поддержки. Правда, таких в Украине сейчас немного.

Впервые газ на Грушевского был пущен 19 января, а первая благотворительная программа в поддержку пострадавших "Гуманитарная солидарность", инициированная украинскими писателями С.Жаданом, О.Забужко, А.Курковым и экс-министром здравоохранения В.Князевичем вместе с МФ "Відродження", была анонсирована только
5 февраля. По словам исполнительного директора фонда "Відродження" Евгения Быстрицкого, "специалисты программы сейчас сопровождают обращения 46 потерпевших, которым во многих случаях необходимо не только разовое медицинское вмешательство, но и надлежащая долгосрочная реабилитация, протезирование. Мы особенно подчеркиваем, что наша инициатива направлена на помощь всем пострадавшим, с любой стороны баррикад. Здесь не должно быть никаких дискриминационных препятствий. До смены власти в стране представители МВД не шли на контакт с общественными благотворительными инициативами. Теперь ситуация изменилась, и мы уже предоставили помощь одному из пострадавших правоохранителей, находящемуся в тяжелом состоянии. Все решения о предоставлении средств по программе принимает независимый экспертный совет, в состав которого входят медики и общественные деятели. "Гуманитарная солидарность" основана на принципиальной позиции фонда "Відродження" - полная прозрачность расходов и поступлений программы. Мы не принимаем средства наличными. Только через специальный счет фонда. Очень активно нашу программу поддерживают зарубежные учреждения, в соответствии с законодательством Украины. За короткий период от зарубежных фондов, предприятий и физических лиц поступило 1 млн 120 тыс. грн. Наибольшие взносы сделали правительства Эстонии, Канады, украинская община в Великобритании и Балтиморе (США). Активно участвуют в благотворительной помощи и неравнодушные украинцы. Фонд сделал и собственный взнос, который может увеличиваться в случае возникновения неотложных нужд".

События 18-20 февраля заставили активизироваться и другие благотворительные фонды.

20 февраля фонд "Социальное партнерство" (основатель Л.Черновецкий) объявил о выделении 10 млн грн в поддержку семей погибших. Как утверждает его президент Артем Макеев, "до 14 марта мы помогли 61 семье. Родным, которые понесли утрату, предоставили помощь на общую сумму 6,1 млн грн - каждой семье по 100 тыс. грн".

21 февраля Фонд Р.Ахметова "Развитие Украины" закупил для 17-й больницы травматологические дрели на сумму 143 725 грн. Также было решено помочь семьям погибших на Майдане - как активистов, так правоохранителей. "Чтобы распределение средств было прозрачным и понятным, к процессу привлечены журналисты, представители общественных организаций, в частности Евромайдана SOS, руководители подразделений правоохранительных органов. Основные принципы - социальная справедливость и индивидуальный подход к каждой семье. Уже состоялось первое заседание, где рассматривался вопрос о предоставлении помощи семьям Небесной Сотни. Принято решение в отношении первых 25 семей - общая сумма помощи составляет 2,6 млн грн, из которых 1,8 млн - для 18 несовершеннолетних детей, 825 тыс. грн - 20 взрослым (решение по четырем взрослым еще на рассмотрении). 17 марта состоялось заседание экспертного совета по предоставлению помощи семьям 17 погибших военнослужащих и милиционеров. В девяти семьях осталось 15 несовершеннолетних детей в возрасте от двух месяцев до 16 лет, у семи погибших - родители-пенсионеры. Сумма помощи семьям составит 2 млн 50 тыс. грн", - отмечает директор фонда Анатолий Заболотный.

Из международных фондов первым на трагические события в Киеве откликнулся Европейский фонд за демократию. Его президент Ежи Романовски отметил, "что, как правило, фонд поддерживает законодательные реформы и инициативы, направленные на развитие демократии, и никогда не занимается адресной помощью. Однако, поскольку украинцы на Майдане отстаивали демократические преобразования в Украине, мы приняли оперативное решение направить 100 тыс. евро на адресную помощь". Через своих партнеров в Киеве фонд передал средства пострадавшим на Майдане.

Одним из партнеров этого фонда выступил Украинский форум благотворителей (УФБ). "Мы избрали для себя формат одноразовой финансовой помощи в размере от 500 до 8 тыс. грн, в зависимости от состояния пострадавшего и его потребностей, - отмечает руководитель программ УБФ Дарья Непочатова. - Кому-то нужны средства на билеты домой, а кому-то - реабилитация в санатории после огнестрельного ранения. На 14 марта такую помощь получили 92 человека (общая сумма - 186,9 тыс. грн).

Сотрудничаем с больницами, в которые попадали пострадавшие, а также с отдельными волонтерами, взявшими под опеку тяжелораненых после кровавых событий. Поскольку огромное количество пострадавших не попало в больницы, важным партнером для нас стал медпункт Майдана на улице Городецкого. На лечение туда постоянно приходят люди с ампутированными пальцами, обмороженными конечностями, контузиями от шумовых гранат, с отравлением газом и т.п. Получив соответствующую медицинскую помощь в медпункте, они продолжают свою работу "на баррикадах". А мы пытаемся хотя бы минимально им помочь, ведь, например, даже на то, чтобы купить удобную обувь (после обморожения ходить в старой невыносимо больно), у них нет средств".

Итак, сегодня уже идет активная финансовая поддержка со стороны фондов, а также частных лиц через личные счета семей раненых и погибших на Майдане. Но некоторые фонды и благотворительные организации начали готовиться к другим формам поддержки, поскольку финансы - не всегда ключевое средство.

Так, благотворительная организация "Джойнт" пригласила в Киев трех экспертов из израильской коалиции психологов, работающих с травмами. Они будут готовить несколько групп киевских специалистов для работы на новосозданной "горячей" линии психологической поддержки. Также они готовы спланировать и провести тренинги для других психологов, задействованных в работе с населением. Ведь психологические травмы сегодня - одна из острых проблем не только киевлян.

На прошлой неделе свой визит в МФ "Каритас Украина" завершил австрийский эксперт Раймер Тайтленгер, имеющий колоссальный опыт работы с крупными кризисными проектами в Турции, Японии, на Гаити и т.д. Он помог фонду разработать качественную методологию работы и эффективную схему опеки пострадавших вследствие массовых протестов в Украине. На днях Каритас дает старт работе сети психотерапевтических центров по всей стране, которые будут предоставлять разнообразные социальные и психологические услуги семьям пострадавших.

Но важным вопросом для общества остается долгосрочная поддержка этих семей, которая будет необходима в течение 2-5 лет.

Инициатива
долгосрочной поддержки

21 февраля несколько неравнодушных людей поняли, что семьи погибших и пострадавших не должны захлебнуться в волне помощи, которую им будут активно собирать в первое время после трагедии. Помощь должна быть долговременной и соответствовать потребностям. О героях и их семьях надо заботиться постоянно и системно. А значит, нужно сплотиться.

Так в Фейсбуке появилась инициатива "Помощь семьям погибших на Майдане". За пять дней количество участников инициативы увеличилось до 18 человек и организаций, готовых делиться информацией, работать с семьями и координировать свою поддержку в команде. Инициатива поставила основной целью две задачи: собирать и проверять информацию о семьях и их потребностях; координировать усилия тех, кто хочет помочь поддержать семьи погибших на Майдане. Техническим партнером Центра стал БФ общины Приирпенья.

Благотворительный марафон "Небесная Сотня" на 5 канале, состоявшийся 24 февраля, собрал за сутки 17 млн грн на счет Фонда общины Приирпенья, за двое - уже почти 26 млн. И это было только начало. Неравнодушие людей поразило. Стало понятно, что собранные средства, которые должны работать в экстренных случаях, когда лечить тяжелораненых надо здесь и сейчас, могут быть использованы и для предоставления долгосрочной помощи.

Было решено создать новый фонд - "Центр помощи пострадавшим на Майдане "Семья Майдан". Все деньги со счетов БФ общины Приирпенья перейдут на счета нового фонда по завершении его официальной регистрации. На 14 марта общая сумма на счету БФ общины Приирпенья составляла 48 млн 84 тыс. 27 грн (из суммы отчислены 2 млн 220 тыс. грн уже осуществленных выплат) плюс 2 тыс. 906 евро, плюс 2 тыс. 654 долл. На других карточных счетах - 290 тыс. 27 грн и 2 тыс. долл. (с учетом осуществленных выплат). На платформе GlobalGiving от 198 благотворителей было собрано 19 тыс. 723 долл.

Со счета Фонда общины Приирпенья перечислено более 2 млн грн для оплаты самолета в Израиль и внесения депозита на лечение наших ребят, о которых говорилось выше.

Но официальный старт программ долговременной поддержки запланирован на 1 июня 2014 года. К тому времени Центр "Семья Майдан" должен, во-первых, вместе с другими партнерами завершить составление полной базы погибших и пострадавших со статусом предоставленной помощи и оценкой будущих потребностей. Во-вторых, составить карты потребностей каждой семьи. В-третьих, определить критерии, по которым будут оцениваться необходимость, форма и размер помощи. Ведь речь идет не только о финансовой поддержке, но и о юридическом, социальном и психологическом сопровождении.

Стать гарантами порядочности и контролировать правомерность деятельности новообразованный фонд пригласил известных людей, поступкам и репутации которых в обществе доверяют. Стать членами Наблюдательного совета уже согласились Ольга Богомолец, Мустафа Найем, Сергей Жадан и Ольга Герасимьюк.Выполнять аудит деятельности Центра "Семья Майдана" согласились известные международные аудиторские компании EY (ранее Ernst&Young) и PwC Украина (PricewaterhouseCoopers).

Что беспокоит благотворителей

События последних недель снова подняли на поверхность нерешенные системные проблемы.

Сегодня перед благотворительными фондами, оказывающими индивидуальную поддержку раненым и семьям погибших, встал вопрос уплаты налога на доход физических лиц в размере от 15 до 17%. Этот налог взимается, если сумма пожертвования превышает 1710 грн. Но когда речь идет об оплате счетов за лечение в десятки тысяч долларов, хочешь не хочешь, а задумаешься - спасать жизнь или платить налог? Сейчас юристы благотворительных фондов и организаций готовят изменения в Налоговый кодекс Украины, соответствующие современным европейским стандартам благотворительной деятельности. Надеемся, что они найдут поддержку в Кабмине и Верховной Раде.

До сих пор остается неясной судьба гуманитарной помощи поляков, которую они направили на Майдан еще в январе. Прошлогодние изменения в законодательство почти заморозили поступление "гуманитарки" в Украину. Необходимо определить критерии и выработать прозрачный и четкий механизм, позволяющий быстро определить, что на самом деле является контрабандой, а что - гуманитарной помощью. Ведь если не внести изменения в Закон "О гуманитарной помощи", в критический момент нас может ждать гуманитарный коллапс.

Наиболее распространенным инструментом сбора массовых благотворительных пожертвований в последние месяцы стали частные карточки. Более весомые суммы перечисляли на счета благотворительных фондов. Тем не менее международный опыт показывает, что самым действенным современным способом сбора пожертвований являются благотворительные смс. Но в Украине, в отличие от западных стран, с каждой эсемески взимается налог в размере 45%, что уменьшает сумму пожертвований почти в два раза.

14 марта Минобороны обратилось ко всем мобильным операторам с просьбой выделить отдельный короткий номер для сбора пожертвований от населения в поддержку армии. А Минфинансов готовит распоряжение об освобождении таких смс от налогообложения.

Этот факт возмутил благотворителей. Почему специальные условия снова создаются для отдельных случаев? Почему проблема не решается комплексно? А если, не дай Бог, вновь срочно понадобится сбор средств на спасение раненых? УФБ вместе с юристами мобильных операторов уже подготовил необходимые изменения в законодательство, которые в ближайшее время будут зарегистрированы в парламенте. Надеемся, что их поддержат правительство и депутатское большинство.

В завершение...

Последний месяц продемонстрировал, что новое правительство страны начало активно пользоваться "кошельками" соотечественников для решения собственных проблем. Сейчас граждане массово сбрасываются на медицину, армию, журналистику и т.д. И это при том, что они платят налоги. То есть, благотворительность становится параллельным государственному бюджету источником финансирования государственных обязательств.

Конечно, сейчас украинцы, борясь за собственную независимость, готовы идти на эти пожертвования. Но... это не должно стать нормой. Правительство должно найти новые "рецепты" управления бюджетом, создавая благоприятные налоговые условия для социальной ответственности бизнеса и частных благотворителей.

Кроме того, все граждане хотят быть уверены, что их пожертвования используются исключительно по назначению. Иначе всеобщее разочарование после сбора пожертвований на так и не построенную "Больницу будущего" покажется цветочками по сравнению с возможной катастрофой человеческого доверия к благотворительности.