Однако украинское законодательство и общественность до сих пор дают на него кардинально разные ответы.
Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" содержит 52 категории лиц, которые имеют статус ветерана войны и на которых распространяются государственные льготы и гарантии (скидка на оплату коммунальных услуг, льготный проезд, первоочередное получение земельного участка и т.п.). Получение этих льгот зависит от возможности лица доказать, что он входит в одну из 52 категорий.
ОО "Юридическая Сотня" решила провести опрос, насколько граждане знают, кто относится к этим категориям и кого понимают под словом "ветеран". Опрос был проведен при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID Украина). Его результат был неожиданным: мнения респондентов почти полностью отличались от того, что написано в законе.
В двух опросах приняли участие 595 и 1442 респондента соответственно. Один опрос выяснял, насколько люди знают категории ветеранов в законодательстве. Второй касалось льгот. Правильно ответить на все вопросысмогли лишь 3% опрошенных. Большинство ответили правильно лишь на половину вопросов.
Для большинства опрошенных было сложно правильно определить категории ветеранов. Ответ "военный, который воевал на востоке Украины (в районах проведения АТО/ООС)", бесспорно, дали все. А вот с другими категориями начались проблемы. Хотя опрос проводился, в частности, и среди ветеранов, они не знали, что ветеранами, согласно законодательству, являются также лица, ставшие инвалидами вследствие участи в Революции достоинства; добровольцы с инвалидностью; лица, проживающие на территории, где ведутся боевые действия, подвергшиеся ранению и ставшие лицами с инвалидностью.
Лишь 4% знали, что участники духового оркестра, выступавшие на фронте перед воинами Второй мировой войны, также считаются ветеранами.
83% респондентов были уверены, что добровольцы давно имеют право на статус участника боевых действий. Однако по закону добровольцы ветеранами официально не считаются. Об этом знают лишь 17% опрошенных. Согласно Закону "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", добровольцы могут получить статус ветерана только если получат инвалидность во время участия в боевых действиях.
Чем урегулирован вопрос предоставления статуса ветерана?
Украинское законодательство под ветеранами понимает не только лиц, имеющих непосредственное отношение к защите Родины или проходивших службу в силовых структурах.
Термин "ветеран" с соответствующими уточнениями (войны, труда, службы) используется в разных законодательных актах. Кроме того, Закон "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" приравнивает к ветеранам лиц, не проходивших службу в силовых ведомствах и не принимавших участие в боевых действиях.
Вообще категории ветеранов, предусмотренные законом, можно условно поделить на три группы, в зависимости от их отношения к боевым действиям.
Первая группа: а) участники боевых действий; б) лица с инвалидностью вследствие войны. Эти две категории имеют непосредственное отношение к участию в боевых действиях.
Вторая группа - лица, пострадавшие вследствие боевых действий: а) члены семей погибших; б) гражданские пострадавшие.
Третья группа - лица, имеющие особый статус и поддержку от государства: а) пострадавшие во время участия в Революции достоинства; б) лица с инвалидностью вследствие ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; другие.
Особо - о статусе ветеранов военной службы. Его предоставляют лицам, более 25 лет находившимся на военной службе, независимо от того, принимал человек участие в боевых действиях или нет. Их статус регулируется другим Законом - "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальная защита".
Таким образом, Закон "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" противоречит сам себе. В статье 4 закон дает общее определение понятия "ветеран войны", согласно которому ветеранами являются лица, принимавшие участие в защите Родины или боевых действиях на территории других государств; а в других его статьях, где представлен конкретный перечень ветеранов, речь идет не только о непосредственных участниках боевых действий. Безусловно, другие категории также нуждаются в поддержке от государства, но природа их статуса разная, поэтому и подход к предоставлению поддержки должен отличаться.
Почему важно иметь четкое определение, кто является ветераном?
Терминологическая неопределенность понятия является причиной трудностей в формировании и восприятии образа ветерана. В украинском контексте слово "ветеран" не всегда будет означать человека, принимавшего участие в защите Родины или проходившего службу в ВСУ. Размытое восприятие образа ветерана приуменьшает вклад этих лиц в защиту нашей Родины.
Вместе с тем, с юридической точки зрения, законодательное определение статуса ветерана важно, поскольку это является основанием для получения льгот от государства. По действующему закону их аж 23.
Обозначенная проблема касается большого круга людей. 4% населения в Украине являются ветеранами (1,4 млн). Из них участников боевых действий в АТО/ООС - 369 294 (по состоянию на 01.06.2019).
Кроме того, при наличии такого большого количества ветеранов невозможно обеспечить индивидуальный подход к предоставлению услуг каждому.
Потребности лиц, которых по закону относят к ветеранам, очень разные. Если ветеранам Второй мировой войны мы должны отдать должное уважение и обеспечить беззаботную старость, то молодые ветераны российско-украинской войны ищут возможности для саморазвития, образования, карьерного роста.
Действующее законодательство старается угодить всем и сразу, но не способно установить высокий уровень социальной защиты никому. Подведение всех под общий знаменатель без учета возраста, социального статуса, негативного влияния военного конфликта не является хорошим механизмом государственной поддержки.
Проблема именно в базовом законе. Как бы исполнительная власть ни старалась обеспечить все задекларированные гарантии, реальная реформа упирается в устаревшее и противоречивое законодательство. Так что для нового парламента задача №1 в сфере защиты ветеранов - принять обновленный закон о статусе ветеранов. Законодательство должно четко определить статус ветерана, выделить аналитически обоснованные категории. Без этого невозможно модернизировать постсоветскую систему государственной поддержки защитников Украины.