UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кому нести свой мозг и душу?

Медицинская психология: в поисках истины...

Автор: Михаил Матяш

Недавно одна моя знакомая, которая работает школьным психологом, рассказала интересную историю. К ней обратился бывший ученик и попросил посоветовать хорошего психолога, поскольку понимал, что ему нужна профессиональная помощь.

Парень только что вернулся из Донбасса, где воевал два года на передовой, был ранен, видел смерть товарищей... Так вот, готовясь к демобилизации, он сказал боевым побратимам, что дома обязательно обратится к специалистам за психологической помощью, поскольку с посттравматическим синдромом не шутят. И посоветовал им сделать так же. А те подняли его на смех. Кое-кто говорил: "Я что, псих, чтобы обращаться к психологу?!". Далее пошли аргументы, дескать, в такой помощи нуждаются лишь слабаки, а нормальные люди справляются с проблемами самостоятельно. Или: "Мой друг (жена, мама, отец, брат) для меня лучший психолог". Прозвучало даже: "Наговоришь этому психологу всякого, вывернешь перед ним душу, а он потом раззвонит о твоем самом сокровенном всей округе. И как потом жить?".

В этой короткой сцене, как в зеркале, отразились самые распространенные мифы и страхи относительно специалистов, профессия которых начинается с корня "псих": психолог, психиатр, психотерапевт. И причиной такой довольно отрицательной реакции являются многие факторы, в частности недостаточная осведомленность людей с содержанием психологической помощи, отсутствие системы психологических служб, в отличие от еще довольно эффективно действующих медицинских, или, что хуже всего, отрицательный опыт общения с малоквалифицированным специалистом.

Укажу, что на сегодняшний день наиболее структурированной и наиболее близкой к человеку является школьная психологическая служба, поскольку, формально или реально, она работает с детьми, родителями, сотрудниками учебных заведений и т.п. Кстати, боец, просивший совета у своего школьного психолога, получил консультацию у профессионального психолога, отработал свои проблемы и смог адаптироваться к мирной жизни. Чего не скажешь о сотнях, тысячах ветеранов российско-украинской войны. К сожалению, стрессовое расстройство, возникающее вследствие физической или психологической травмы, само по себе не исчезает. Посттравматическое стрессовое расстройство, или невроз, проявляется по-разному, в зависимости от психотипа. У одного человека возникает слабость, у другого появляется раздражительность, у третьего снижается гемоглобин и начинается анемия, четвертый не может усидеть на месте и все время - как натянутая струна.

Если человек не может справиться с психологической травмой или проблемой сам, если не помогли родные и друзья с их советами "не думай об этом - все пройдет", - пора обращаться к специалистам: психологу, психотерапевту или психиатру. Ведь чтобы восстановить нервную регуляцию, нужно применять в зависимости от случая разные методы: психотерапию, рефлексотерапию или медикаментозное лечение.

В современном мире профессии психолога, психиатра и психотерапевта необычайно популярны и востребованы. Но так было не всегда. В Украине ситуация изменилась лишь после распада СССР и обретения независимости. Почему же в обществе возникла такая довольно настороженная и даже отрицательная реакция на этих специалистов? Во времена советской власти психологию преследовали, ее развитие было очень замедлено.

Октябрьский переворот 1917 г. в Российской империи радикально изменил весь дальнейший ход общественного развития, науки в целом и наук о человеке в частности. Известно, что события развивались так, что только с 1922-го по 1923-й из Советского Союза выслали более 100 ученых, представителей настоящей научной элиты, а чрезмерная идеологизация и, позднее, биологизация (как попытка научного обоснования) психологии привела к тому, что психологическая наука фактически потеряла свой предмет исследования.

Резкое усиление репрессивной партийной политики произошло в СССР на рубеже 20–30-х прошлого века. Идеологически это обосновывалось выдвинутым в 1928 г. тезисом Сталина о нарастании классовой борьбы, а затем поиском замаскированных врагов - "контрреволюционеров и вредителей" в разных сферах общественной жизни, в частности и науке, что стоило многим ученым научной карьеры, а то и жизни. Не стала исключением и психология.

Наступление на психологическом фронте приобрело просто-таки катастрофический размах: шпиономания, стремление видеть в каждом ученом замаскированного врага, искажение содержания западной науки, толкование ее как средства выражения интересов буржуазии, направленных против социализма, и, соответственно, обвинение ученых, которые опирались на опыт западных исследователей, в сознательном вредительстве. А это на много десятилетий оградило советскую науку от прогрессивного развития мировой научной мысли. Кроме того, догматизация марксизма и "сталинского диамата" оборачивалась агрессивным отношением к любым проявлениям настоящей культуры, и это стало роковым для свободного научного поиска. Как следствие, насаждалась атмосфера страха, с помощью которого партийная верхушка легко манипулировала учеными. И со временем сформировался особый тип организаторов науки сталинской формации - институт красной профессуры.

В психологической науке, к счастью, репрессивный аппарат не вызвал "лысенковщины", однако нанес ей огромный вред, начиная с закрытия (после 1932 г.) психологических журналов, ликвидации крайне важных для практики психологических направлений и заканчивая физическим уничтожением многих психологов. В связи с этим нельзя не отдать должное моральному подвигу тех советских ученых, которые, несмотря на невыносимо сложные условия сталинского общества, продолжали служить истине как главной ценности жизни ученого.

В 1920–1930-х гг. в СССР бурно развивалось одно из направлений прикладной психологии - психотехника. Его начали немецкий психолог Уильям Штерн и немецко-американский психолог Хьюго Мюнстерберг, которые исследовали проблемы управления предприятием, профессионального отбора, профессиональной ориентации, рационализации труда и т.п. В Советском Союзе развитие психотехники приобрело форму т.н. НОТовского движения (НОТ - научная организация труда). В 1927 г. регистрируется Всероссийское психотехническое общество, председателем которого становится выдающийся психолог И.Шпильрейн (1891–1937). Он последовательно изучал проблемы усталости работника промышленного производства, диагностики профессиональной пригодности и профессионального отбора, занимался вопросами рационализации условий профессиональной деятельности и минимизации травм на производстве. В 1930 г. Исаака Шпильрейна избрали президентом Международного общества психологов.

Однако в начале 1930-х начинается кампания по уничтожению советской психотехники: ликвидируют психотехнические лаборатории, репрессируют многих ученых. В январе 1935 г. Шпильрейна арестовали, а в 1937-м, по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстреляли. Через 20 лет ученого полностью реабилитировали.

Другим направлением психологической мысли, которое бурно развивалось в 20–30-е XX века в Советском Союзе, была педология. Ее основателями стали немецкий педагог и психолог Эрнст Мейман (1862–1915), призвавший исследовать не только возрастную специфику ребенка, но и индивидуальные траектории его развития, и американский психолог Стэнли Холл (1844–1924), который, собственно, и выступил с идеей о необходимости создать комплексную науку о ребенке - педологию. Однако 4 июля
1936 г. в газете "Правда" было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов", в котором педологию объявили лженаукой, наносящей вред советскому государству и детям. Следствием этого постановления стали репрессии против ученых и фактическое уничтожение отечественной педологии. Должность (к счастью, не жизнь) потерял директор Института психологии, педологии и психотехники советский психолог и врач
А.Залкинд. Кстати, с 1917-го по 1920-й Залкинд руководил Петроградским психотерапевтическим институтом, интересовался психоанализом и активно продвигал психоаналитические теории в СССР. В это же время Залкинд описал т.н. комплекс парттриады, суть которого заключалась в наличии невротических симптомов, гипертонии и вялого обмена веществ у 90% представителей партийной номенклатуры, что интерпретировалось как профнепригодность из-за нервных перегрузок и нарушения гигиенических норм.

В послевоенный период идеологическое давление со стороны советского режима на отечественную психологическую науку было особенно интенсивным. В 1950 г., в разгар борьбы "с космополитизмом и подхалимством перед Западом", отдел науки ЦК ВКП(б) инициировал проведение объединенной сессии АН СССР и Академии медицинских наук СССР, которая вошла в историю как "Павловская сессия". Итогом работы мероприятия стали репрессии против ведущих физиологов Л.Орбели, И.Бериташвили,
П.Анохина и других ученых. Суть обвинения заключалась в том, что они лишь на словах поддерживали учение Павлова о высшей нервной деятельности, а на самом деле занимались разработкой идей, противоречащих идеям покойного академика. Большинство физиологов, которых критиковали на сессии, были вынуждены прекратить активную исследовательскую деятельность, а скрытый запрет критиковать учение Павлова просуществовал в СССР до середины 1960-х.

Одной из жертв борьбы с космополитизмом стал выдающийся психолог С.Рубинштейн. В 1920–1930-е гг. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который стал одной из основных методологических основ отечественной психологической науки. Суть этого методологического принципа заключается в том, что психика человека формируется и проявляется в практической деятельности. В 1942 г. вышел учебник С.Рубинштейна "Основы общей психологии", который и по сей день является одним из лучших. В 1947-м ученого сместили со всех руководящих должностей. Лишь в 1953-м с него сняли все обвинения.

Кроме репрессий, не забудем о еще одном позорном явлении в Советском Союзе - использовании психологической науки для подавления инакомыслия. Речь идет о карательной психиатрии. Ее методы: установление ошибочного диагноза; принудительная госпитализация в психиатрическую больницу людей, которые не нуждаются в соответствующем лечении; изоляция; фактическое использование клиники как тюрьмы; принуждение принимать сильнодействующие психотропные препараты с тяжелыми побочными эффектами; применение мучительных медицинских процедур, которые физически повреждают мозг. Такое "лечение" часто приводило к преждевременной смерти, и тогда причины смерти фальсифицировали. В СССР так "лечили" выдающихся политических оппонентов, которым ставили психиатрический диагноз. Способ был технически несложным, но действенным, поскольку препараты имели нужный набор побочных эффектов. Если человек не ломался как личность, то получал такое количество проблем со здоровьем, что ему уже было не до политики.

Система карательной психиатрии была уничтожена в СССР лишь в 1988 г., когда Минздраву СССР передали 16 психиатрических больниц МВД СССР специального типа, пять из которых ликвидировали. С психиатрического учета сняли 776 тыс. пациентов, а из Уголовного кодекса изъяли статьи, по которым антисоветская пропаганда и "клевета" на советский порядок рассматривались как социально опасная деятельность.

Однако даже в условиях сплошной несвободы психологическая наука имела значительные достижения. Так, одним из создателей отечественной нейропсихологии - нового направления, сформированного на соединении психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, стал Александр Лурия, психолог, специалист в сфере теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Работая в начале 1920-х в Московском институте психологии, он исследовал феномен аффективных состояний, а также разрабатывал т.н. методику связанных моторных реакций. Эту методику широко применяли в исследованиях эмоционального состояния студентов на экзаменах; лиц, подозреваемых в преступлении; больных психическими расстройствами. Именно это исследование во многом предусмотрело создание ныне всем известного полиграфа, или "детектора лжи". Также он изучал проблемы психологического развития ребенка, влияние наследственных факторов и факторов окружающей среды на формирование социальных навыков. Профессор Лурия, работая в разных неврологических клиниках, исследовал людей, страдающих болезнью Паркинсона с нарушением речи.

Совместно с выдающимся ученым и исследователем Л.Выготским Лурия изучал мозговую организацию умственных процессов. Исследования, посвященные нарушениям психологических процессов, стали основанием нового направления - нейропсихологии. Общая работа с Л.Выготским позволила советскому психологу создать новое учение о высших психических функциях человека. Это во многом определило все дальнейшее развитие отечественной психологии. В годы Второй мировой войны Александр Романович руководил военным госпиталем на Урале, где работал с тяжело ранеными бойцами, которые нуждались в психологической адаптации. После войны продолжил работу в области нейропсихологии. Лурия сумел подробно исследовать нарушения высших психических процессов, что стало возможным благодаря его собственным методам нейропсихологической диагностики.

В области дефектологии выдающийся психолог развивал объективные методы исследования детей с разными формами умственной отсталости, на основе чего создал их классификацию, имеющую большое значение для педагогической и медицинской практики. Своими работами Лурия завоевал огромный международный авторитет, стал почетным членом многих академий наук и психологических обществ в Европе и США.

Последние десятилетия фактического состояния и развития психологической науки в Украине приближают ее к ведущим практикам мировой системы прикладных исследований и предоставления услуг в сфере именно охраны психического здоровья, социально-психологического благополучия человека. В таком контексте особенно важно понимать разницу между психологом, психиатром и психотерапевтом и то, какое образование и конкретные профессиональные компетентности должен получить каждый из этих специалистов. Ключевым предметным полем для понимания этих отличий является соответствующая программа подготовки в учреждениях высшего образования.

Корень этих слов "псих" (который так пугает некоторых наших соотечественников, а на самом деле имеет вполне невинное значение: "психо" - с греческого "душа", "дух") создает ложное впечатление, что все упомянутые выше специалисты лечат одинаково. Фактически у психолога, психотерапевта и психиатра одна цель - помочь пациенту восстановить расшатанную психику. Но делают они это разными способами.

Если коротко, то психология - наука, которая изучает общие вопросы состояния души; психиатрия - сфера медицинской области, которая предполагает лечение разных психических отклонений; психотерапия - метод лечения влиянием на психику.

Разберемся подробнее.

Термин "психология" происходит от древнегреческих слов "психо" (душа) и "логос" (знание). Психология как наука отделилась от философии и, соединившись с другими дисциплинами (физиологией, медициной, зоологией, неврологией и др.), разделилась на множество специализаций (клиническая психология, психология личности, психофизиология, возрастная психология, педагогическая, социальная, инженерная и т.п.). Практическое применение психологического знания разнообразно, в зависимости от разных сфер интереса. Психолог может стать специалистом по HR; педагогом-психологом; участником команды, которая исследует функционирование мозга; ученым; медицинским психологом в клинике общей практики или психиатрической больнице; психологом-консультантом или, получив дополнительное образование, психотерапевтом.

Профессия психолога в современном мире актуальна, престижна и популярна как никогда. Психологов готовят практически в каждом университете, ведь спрос рождает предложение. Психолог - это специалист, который закончил вуз, чаще всего педагогический, и занимается научным изучением психики человека. К медицине как таковой он никакого отношения не имеет. Главное отличие психолога от психотерапевта и психиатра в том, что психолог не врач. Соответственно, диагноза он не ставит и не лечит. У него другая задача: помочь пациенту восстановить душевное равновесие, приобрести уверенность в себе, развить коммуникативные способности, научить справляться с отрицательными последствиями умственного и эмоционального перенапряжения. То есть психолог работает со здоровыми людьми, у которых имеются какие-то проблемы в жизни. Именно со здоровыми, поскольку в противном случае пришлось бы ставить диагноз и лечить. Помощь психолога чаще всего устная, а результат его деятельности - конкретные советы по выходу из кризисных ситуаций.

Именно к психологу следует обращаться, когда человек ощущает:

- предельную неудовлетворенность собственной жизнью, отчаяние;

- неудовлетворенность собой - то, что обычно называют неуверенностью в себе или низкой самооценкой;

- хронические стрессы, проблемы с настроением, депрессию;

- последствия перенесенной физической или психологической травмы в виде душевных страданий и переживаний;

- трудности с адаптацией на месте учебы, работы и т.д.;

- сложности в нахождении общего языка с семьей, риск развода или проблемы в выборе партнера, конфликтует;

- непонимание со стороны близких и родных, будучи при этом чрезмерно требовательным к себе и самокритичным;

- соматические проблемы, из-за чего постоянно жалуется на здоровье при отсутствии изменений в организме.

Психологи могут работать в центрах реабилитации подростков, жертв домашнего насилия, заключенных, людей с зависимостью и т.п.; службах спасения (скорой помощи, ГСЧС); военных подразделениях; спортивных заведениях, училищах, университетах, на предприятиях или в больницах. Обычно эти специалисты сотрудничают с представителями других медицинских специальностей. Кроме того, в наше время психологи обязательно должны быть в дошкольных и образовательных учебных заведениях.

В частности, в обязанности школьного психолога входят:

- психологическая диагностика, которая заключается в проведении групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости; анализ проблем личностного развития, текущего физического и психического состояния, межличностных взаимоотношений учащихся, семейных и детско-родительских взаимоотношений; оценивание развития познавательных процессов и способностей; профориентация;

- психологическое консультирование - работа по конкретному запросу родителей, учителей, учеников;

- коррекционно-развивающая работа, она проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, во время которых психолог старается корректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на улаживание проблем в эмоционально-волевой сфере, в общении, с самооценкой учеников;

- психологическое образование - ознакомление (обычно во время консультирования, выступлений на педагогических советах и родительском собрании) учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

- методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчетной документацией).

Поскольку уровень доверия к психологам среди граждан нашего государства мизерный, люди, учитывая нестабильность жизни в целом, нуждаются в дополнительных гарантиях. Именно поэтому одна из очень важных и затребованных ныне профессий - врач-психолог, врач, который имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения психических заболеваний, а также их последствий, т.е. имеет не только психологическое, но и медицинское образование. Высококвалифицированных специалистов в сфере медицинской психологии готовит медико-психологический факультет Национального медицинского университета им. А.Богомольца. После окончания учебы студенты на протяжении года проходят интернатуру. И лишь после этого им присваивают специализацию врач-психолог.

Квалифицированные специалисты могут самостоятельно выполнять профессиональную работу и занимать должность врача-психолога в учреждениях здравоохранения Украины: многопрофильных и специализированных больницах, диспансерах, поликлиниках, роддомах, центрах медико-социальной экспертизы или в частных медицинских учреждениях. Основная задача врачей-психологов - психологическая помощь соматически больным. Они обычно не лечат душевных расстройств.

В отличие от врача-психолога, целевая аудитория психотерапевта исключает работу с пациентами, страдающими невротическими, неврозоподобными, соматоформными расстройствами, в общих (соматических) лечебных учреждениях. Это специалист, имеющий квалификацию по психотерапии. Он занимается более серьезными проблемами, использует лекарства, как это делает психиатр, и при этом углубляется во внутренний мир пациента. То есть лечит расстройства на пределе, а медикаментозное лечение является лишь дополнением к основной терапии, но отнюдь не заменяет ее полностью.

Психотерапевт работает с психически здоровыми людьми, у которых есть внутриличностные проблемы, создающие неудобства и мешающие нормально жить. Прежде всего с теми, кто страдает депрессией, фобиями разного характера, болезненными зависимостями. Его цель - обнаружить у человека и преодолеть чувство растерянности, апатии, научить его примириться с драматичными жизненными событиями, такими как смерть близких или разрыв отношений. Психотерапевты также нередко помогают пациентам, которые пережили попытку суицида или имеют устойчивые суицидальные наклонности. Такие специалисты могут заниматься проблемами людей, страдающих психосоматическими заболеваниями (физическими недугами, вызванными психическими расстройствами, когда нет обычных физических причин, которые их вызывают). Примером психогенного заболевания может служить реактивный (кратковременный) психоз, когда разные неблагоприятные факторы (стихийное бедствие, автокатастрофа, военные действия) вызывают симптомы, присущие хроническому заболеванию, а именно шизофрении.

Психотерапевта часто путают с психиатром. Но это разные врачи. По сути, психотерапевт объединяет в себе функции и психолога, и психиатра. Он обязательно должен получить высшее образование в медуниверситете. Причем его специализация - психиатрия или неврология. Психотерапевтом по функции часто бывает психолог, имеющий дополнительное образование (специализацию по медицинской психологии).

К методам лечения психотерапевтов принадлежат: гипноз; арттерапия; нейролингвистическое программирование; игротерапия; недирективный гипноз и пр.

В современном мире существует много направлений психотерапии. Назовем наиболее распространенные.

Психоаналитически ориентированная терапия - наиболее глубокое и трансформирующее направление в современной психотерапии. Родоначальником психоанализа является З.Фрейд. Это одно из первых направлений психотерапии и основной для других видов терапевтической деятельности. Главная идея психоанализа - человеческое подсознание является источником всех психологических неурядиц, и именно в нем скрыты мотивации и защитные реакции, являющиеся движителями сознательных действий человека. В подсознание психоаналитики проникают с помощью разных методик, в частности анализируя сны своих пациентов или их свободные ассоциации (больной говорит врачу все, что первое придет ему в голову, и невольно озвучивает подсознательные мотивы своих поступков).

Когнитивно-поведенческая терапия - направление психотерапии, в основе которого лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессий) являются иррациональные убеждения и внутренние установки. Это сейчас наиболее распространенная терапия в мире, поскольку она максимально сфокусирована на симптоме. Однако, по мнению некоторых научных школ, не лечит самой причины проявлений.

Теперь многим известно выражение "завершить гештальт", которое имеет отношение к еще одному направлению психотерапии - гештальт-терапии. Эта наука рассматривает психологические проблемы как нарушение цикла контакта и потерю творческого приспособления, из-за чего получаются незавершенные гештальты (ситуации). Основоположник - Ф.Перлз.

Наверное, наиболее философским ответвлением психотерапии является экзистенциальная психотерапия - направление, которое основывается на внимании, уважении и активном познании терапевтом всех особенностей и аспектов индивидуального бытия (экзистенции) личности клиента, без намерения выяснить патологические или неэффективные характеристики его жизни, поведения и деятельности.

В последнее время в Европе приобретает развитие направление, которое называют "семейно-системная терапия". Оно не рассматривает отдельно каждого индивида, а решает проблемы в семье, рассматривая семью как определенную систему, а члена семьи - как носителя симптома всей системы. Исследуется и лечится соответственно вся система (семья). Есть несколько разных школ этого направления и их основателей.

Еще одно из направлений также базируется на ценностях семьи, которые формируют личность. "Семейные расстановки по Хеллингеру" рассматривают семейную систему сквозь призму определенных родовых законов и через порядок родственников в системе. Есть три закона принадлежности к определенной системе, иерархии и балансу между "отдавать и брать". Это эффективное направление психотерапии, но не признанное в научном мире.

Не всегда человек может описать словами то, что с ним происходит. "Алекситимия" - это когда человек бессилен вербально определить свое эмоциональное состояние. В такие моменты крайне важна телесно ориентированная терапия, которая исходит из того, что наши невротические конфликты обозначаются на теле, мимике, позах, движениях, жестах. Психологические и эмоциональные проблемы решаются снятием мышечных напряжений и блоков. Автор метода - Вильгельм Райх.

Есть еще один метод, где особый акцент делается на телесных ощущениях, - холотропная терапия. Ее специфика - активизация подсознательного содержания психики через использование интенсивного дыхания под специально подобранную музыку, а также работа с собственным телом. Авторы - Станислав и Кристина Гроф.

Положительная терапия базируется на трех основных принципах: надежде, балансе и самопомощи.

Подчеркну, что сложных психических заболеваний психотерапевты не лечат.

Люди часто путают психотерапевта с психоаналитиком. Психоаналитик - это психотерапевт, который получил дополнительное образование по психоанализу, т.е. прошел по меньшей мере 300-часовой курс собственного анализа и дидактического анализа у высококвалифицированного специалиста. Поэтому психоанализ является важным инструментом психотерапии. Замечу: в нашей стране специальности "психоаналитик" в реестре нет.

В СССР психоанализ как психотерапевтическая практика был запрещен более 60 лет, вследствие чего была утрачена традиция, которую с блеском начали отечественные психоаналитики в первой четверти
XX в. Поэтому с распадом СССР психоанализ возрождался в нашей стране фактически с нуля.

По начальному диплому психоаналитик может быть психиатром, психотерапевтом или психологом, который получил дополнительное психоаналитическое образование. Иметь медицинское образование психоаналитику не обязательно. Психоаналитиков и психотерапевтов на Западе готовят на протяжении семи и более лет. И это уже после получения основного диплома врача или психолога. Деятельность психоаналитика находится под контролем специальных международных организаций из-за сравнительно высоких рисков профессии: ведь психоаналитику очень часто приходится иметь дело с острыми проблемами, глубочайшими переживаниями, структурными изменениями в личности человека.

Наиболее резонансная из профессий, которые имеют непростую репутацию, вызывают противоречивое отношение и тянут за собой шлейф некоторого недоверия и страха, это психиатр - врач с медицинским образованием, который работает с людьми, имеющими действительно сложные и запущенные заболевания психики (шизофрению, биполярные расстройства, тяжелые формы депрессии); разные виды зависимостей (алкоголизм, наркоманию); послеинсультные состояния; эпилепсию. Он может диагностировать деменцию и умственную отсталость. Но ему вполне по силам справиться и с относительно легкими психическими нарушениями, к которым принадлежат неврозы, фобии, разлады личности. Также психиатр проверяет вменяемость подозреваемых в совершении преступлений, определяет степень их психической адекватности. Часто от него зависит судьба человека.

В отличие от психолога и психотерапевта, которые обращают внимание только на поведенческие и умственные особенности больного, психиатр оценивает и его физическое состояние, смотрит на то, как функционирует головной мозг. Так что психиатрическое лечение - это не только консультации и беседы, но и наблюдение за пациентом, проведение разнообразных тестов, медицинское обследование и ряд процедур (биохимические, эндокринологические, иммунологические, токсикологические исследования, электроэнцефалограмма, ядерно-магнитная томография и пр.), определение точного диагноза и дальнейшее профессиональное лечение, в том числе психотропными препаратами с постоянным контролем состояния пациента.

Психиатр оканчивает медицинский университет, где овладевает довольно большим количеством дисциплин, в частности углубленно изучает анатомию, нейробиологию, нейрохимию мозга человека, фармакотерапию, а также основные психотерапевтические методики (психоанализ, психодраму, основы бихевиоризма, когнитивную терапию) и многие другие разделы науки.

В завершение скажу, что выучиться на психолога, психотерапевта, психиатра и стать им - это совсем не одно и то же. С одной стороны, эти специалисты спасают людей от самоубийств, помогают преодолеть проблемы в семье, дают советы относительно решения конфликтов. С другой - за время практики им приходится работать с наибольшими ужасами человеческой психики. Они всегда будут видеть чужое горе, искалеченные души. Каждый ли сможет это выдержать? Медики имеют дело с человеческим телом и, заканчивая вуз, произносят клятву Гиппократа, обещая, что телесного вреда больному не нанесут. Но ведь душа более хрупкая, чем тело. Ее может сломать неосторожное слово. Возможно, и врачам человеческих душ тоже не помешало бы давать свою клятву?

Замечу, что сегодня деятельность людей, предоставляющих консультативные, диагностические и психотерапевтические услуги, нуждается в регламентации, сертификации и лицензировании - как на уровне государственных программ, так и на уровне профессиональных объединений.