UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Катитесь во Львов, если так любите Украину!"

Почему крымчане бегут, и почему Львовщина помогает

Автор: Оксана ЗАГАКАЙЛО

На протяжении последних трех месяцев многое пришлось увидеть впервые. На этой неделе впервые увидела чувство страха.

Хрупкой крымчанки, которую на львовском вокзале встретили не только представители власти, но и СМИ. С двумя малыми детьми и большими сумками она убегала от камер и, плача, умоляла: "Пропустите!".

Жителя Крыма, который соглашался поговорить, если не буду называть его имя, так как это может сказаться на судьбе его семьи. Каждые пять минут разговора он замолкал и тревожно спрашивал: "Я слышу еще какой-то голос... Наш разговор прослушивают?".

Двух отважных женщин, которые согласились на анонимный комментарий, но на всякий случай привели с собой мужчину для защиты.

И еще многое...

Итак, мы встретили крымчан. И едва ли не впервые я признательна работникам Львовского облсовета. Ведь по большей части журналистам приходится анализировать ситуации и проблемы, возникшие из-за власти.

К вокзалу приехали бусы, которыми людей отвезли сначала на обед во Львовский гериатрический пансионат, а затем - на расселение в санаториях Львовщины и частном жилье.

2 марта председатель Львовского облсовета обратился к жителям Крыма: "Сегодня вы, как и все украинцы, оказались в сложной ситуации, созданной нам руководством Кремля. Мы призываем вас ехать к нам, чтобы пережить этот конфликт среди людей, которые всячески будут вас поддерживать". И к населению Львовщины: "Мы всегда демонстрировали свое расположение ко всем гражданам Украины, независимо от языка общения, национальной или религиозной принадлежности. Свою европейскость должны показать и сейчас. Еще раз докажем оккупанту, что украинцы - едины и непобедимы". На временное проживание заявили о желании жители Симферополя, Севастополя, Керчи, Евпатории, Ялты. В то же время на горячую линию звонили по телефону жители Львовской области.

Уже 3 марта военнослужащий Владимир сообщил, что вместе с друзьями готов обеспечить жильем семьи военных и гражданских представителей из Крыма: 500 мест - на Львовщине и 5 тыс. - на Киевщине. Частное жилье и гостиничные номера. Места для проживания подготовлены также в санаториях Моршина, Трускавца, Немирова, Схидницы, Великого Любеня. Поселиться в них может по меньшей мере тысяча крымчан. Владельцы гостиниц готовы предоставлять даже номера люкс. Василий Мартыняк, директор департамента социальной защиты Львовской ОГА, говорит, что в санаториях люди бесплатно будут проживать, питаться и получать по необходимости медпомощь. Также ведутся переговоры с предпринимателями, готовыми обеспечить питаниям тех, кто поселится в частных домах. Управленцы-просвещенцы гарантируют детям из Крыма воспитательный и учебный процесс в детсадах и школах. Депутаты Львовского облсовета организуют культурную программу для крымчан во Львове и области: посещение музеев, театров, храмов и замков. Депутат Орест Шейка рассказал, что договорился с владельцами кафе и пиццерий о проведении в них встреч для крымчан.

Во Львове и области, по данным облсовета, уже есть жилье для 2 тыс. приезжих. По состоянию на 11 марта во Львовской области поселены 560 жителей Крыма. Кроме того, крымчанам предоставляет помощь Общественный сектор Майдана. И, наверное, не только он. Но одна из наших собеседниц, как выяснилось, снимает жилье.

Рима Пабрежене (из Севастополя): "Во Львове я две недели. Приехала с сыном. Нашла в Фейсбуке жилье и арендую его. Свою квартиру закрыла. Все оставила: большой телевизор, мебель... Взяла только кота. Мы еще раньше хотели переселяться во Львов, но не решались все оставить. Я восхищалась львовянами, думала, как много они сделали для революции. У меня два образования: английская филология и техническое дело. Преподавала сначала иностранный язык, потом - спецкурс о строении судна. Работа и море - это все, что держало меня в Севастополе. Хотя того, что зарабатывала, хватало только на питание. Сын - инженер по специальности. Получает второе высшее образование в Симферопольском университете. Хотя теперь не знаю, как все будет...

Мы не причастны к политике, однако выходили на Майдан еще с ноября. С несколькими моими студентами держали плакаты. Нас окружили, начали фотографировать, запугивать. Спрашивали: "Что вы будете делать, когда Путин придет?". Кричали: "Катитесь в свой Львов, если так любите Украину!". Если держишь украинский флаг, ты - враг. Теперь проукраинские люди боятся выходить на улицу. Да и вообще не с кем пообщаться. Мама моей подруги говорит: "Хохлы - козлы". Все знакомые сына ездили на Антимайдан, признавались - зарабатывать деньги. У него и друзей почти нет. Я с преподавательницей украинского языка дважды ездила на Майдан в Киев. В революционной столице нам было безопаснее всего. В Севастополе после этого жить стало еще страшнее.

Раньше не было этой ненависти. Все началось, когда почали пугать, что бандеровцы едут в Севастополь. Самое страшное, что за последние месяцы мы потеряли аполитичное поколение независимой Украины. Молодежь будто зомбировали. Теперь она тоже кричит: "Беркут" - герои!". Дело в том, что 22 года никто ничего не делал для того, чтобы Севастополь стал украинским городом".

Тимур Сеитаблаев (фамилия изменена, из Севастополя): "Во Львове мы уже почти неделю. Нам предоставили жилье. На следующий день после приезда ребенок пошел в школу, хотя у нас не было никаких документов. Жене предлагают роботу. В Крыму банковскую карточку заблокировали, у меня даже не было за что заправить автомобиль. Друзья из Винницы купили бензин, чтобы мы могли доехать. Во Львов прибыли фактически без денег.

В Крыму ищут бандеровцев даже среди жителей с русскими фамилиями. Если не разделяешь мысли о необходимости присоединиться к России, то ты - фашист, нацист, бандеровец. Если говоришь об этом вслух - опасность намного больше. Я переживал за семью, поэтому и должен был выехать. Сегодня мне звонил по телефону заслуженный артист Украины, рассказал, что, когда его не было дома, приходили люди в камуфляжной форме и интересовались, где он. То есть уже ходят по квартирам. Я посоветовал, чтобы он на всякий случай семью вывез. Если все будет хорошо, вернутся, а если нет - родных сбережет.

То, что многие люди из Севастополя хотят в Россию, - не миф. Когда еще было противостояние на Майдане, по указанию не знаю кого (наверное, Януковича) председатели южных ОГА начали раскручивать тему, что приедут бандеровцы, фашисты, которые будут штурмовать обладминистрации. Начали собирать толпы. В Севастополе этим занимался Владимир Яцуба. Проводили митинги, на них призвали записываться в самооборону и защищаться от наступления бандеровцев, которые якобы уже направлялись поездами, кораблями, самолетами. Люди были под влиянием эмоций. Потом Янукович исчез. Председатель Севастопольской госадминистрации отказался от должности и вышел из Партии регионов, заявив, что она замешана в преступных деяниях. Руководство людьми подхватили пророссийские силы, которые в Севастополе, к сожалению, были, есть и в ближайшее время будут. Украинская власть в глазах севастопольцев дискредитировала себя. Россия же наобещала золотые горы: высокие зарплаты, российское гражданство - что угодно, лишь бы только отделились от Украины путем референдума, а затем присоединились к РФ.

Пятая колонна в Крыму формировалась на протяжении 22 лет независимости Украины. Причем не только из казаков. В Севастополе более 15 пророссийских казачьих организаций, мобилизованных с
1990-х. Они обороняли Владимирский собор на Херсонесе. Проводили пророссийские мероприятия, занимались организацией их безопасности. Финансировала все это Россия.

К сожалению, только некоторые люди понимают, к чему все это может привести, и чего можно ожидать. Но ведь они запуганы. Не выходят кому-то что-то объяснять, ибо сейчас уже никто никого не слышит, на каком бы языке ты ни говорил. Если против России - ты враг номер один. Тебя могут разорвать, побить - что угодно. Люди организовывали Майдан. В декабре-январе собиралось до 200 севастопольцев. Как только пророссийские депутаты узнали о заявке на проведение митингов, начали поднимать своих - бабушек, которые хотят колбасу по 3,20 за кило, и казаков - препятствовать Майдану. Но пять митингов все-таки состоялось, шестой - в честь погибших.

У меня нет официальных данных, но половина населения Крыма точно не хочет в Россию. К сожалению, сегодня все зависит от слова Путина. Никто не может повлиять на ситуацию, кроме него. Возможно, мировой общественности удастся убедить президента РФ... Но пока в Крыму стоят военные с оружием - нет никакого контроля. Пытаемся просто выстоять".

Сервер Шарифуллин (фамилия изменена, из Симферопольского района): "Прежде всего - страшно за детей. Никто не знает, что у Путина в голове. Крымские татары вместе с жителями Крыма создают бригады. Следим, чтобы не было провокаций. Стараемся избежать ненужной нам войны. Крымские татары - народ, который не будет молчать. Мы проводили митинг в Симферополе возле Верховной Рады. Вышли сказать свое мнение, отстоять позицию. Теперь на наших воротах рисуют кресты. Это дестабилизирует. Однако мы стараемся не поддаваться на такие действия. Я привоз жену и сестру с детьми. Должен был их сопровождать, чтобы посмотреть, какая ситуация во Львове. Мы же не знали, куда едем, в какие условия. Очень признательны Львовщине. Теперь буду рассказывать, что сюда можно спокойно приезжать. Сам возвращаюсь, чтобы быть с теми, кто остался на полуострове".

P.S. Жительница Севастополя стала арендовать квартиру еще до обращения председателя Львовского облсовета Петра Колодия. К нашему интервью она даже не знала о возможности проживать в санатории, бесплатно питаться и пользоваться другими услугами. Однако сказала, что это слишком. Поскольку привыкла всю жизнь работать и содержать себя. Так что единственное, в чем нуждается, - это работа.

Ну, а ради визуализации настроений населения в Севастополе можно просмотреть на YouTube видео "Не обыкновенный фаш..." и "Не 5-й канал".