UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как мы строили мир в Николаевке

В Николаевку - травмированный войной городок в Донецкой области - группа волонтеров, назвавшая себя "Новый Донбасс", приехала в октябре 2014-го. Тогда людей из Киева здесь воспринимали как радикалов-бандеровцев. Спустя восемь месяцев ученики николаевской школы сами едут в "сердце бандеровщины" - Львов, чтобы представить постановку о любви к Николаевке. Как же стал возможен такой поворот? Как простое человеческое общение и культурные активности произвели революцию в николаевской школе?

Автор: Елена Макаренко

В Николаевку - травмированный войной городок в Донецкой области - группа волонтеров, назвавшая себя "Новый Донбасс", приехала в октябре 2014-го. Тогда людей из Киева здесь воспринимали как радикалов-бандеровцев. Спустя восемь месяцев ученики николаевской школы сами едут в "сердце бандеровщины" - Львов, чтобы представить постановку о любви к Николаевке. Как же стал возможен такой поворот? Как простое человеческое общение и культурные активности произвели революцию в николаевской школе?

Николаевка - небольшой городок в Славянском районе Донецкой области, население которого до лета 2014 года насчитывало около 17 тысяч человек. Активная жизнь здесь началась в середине прошлого столетия, когда построили Славянскую теплоэлектростанцию. С тех пор и поныне предприятие является мотором города, дающим рабочие места и оправдывающим его существование. Здесь нет театра, кинотеатра, боулинга, развлекательного центра. Все крутится вокруг станции. За 20 с лишним лет независимости Украины в город "извне" никто не приезжал. Да и местные не особо пытались открыться "внешнему миру". Жизнь шла своим чередом: работа, дом, школа, магазин, пару кафе... Пока в начале июля 2014-го в город не постучалась война - с обстрелами, бомбоубежищами, убитыми... Через несколько дней война ушла, оставив разрушенные дома и судьбы, а также множество вопросов и противоречий, разделивших жителей на две группы - "За Украину" и "за Россию с ДНР". Вопросы возникли не только у николаевцев. Из-за случившегося о городе узнали и за его пределами. Война на Востоке Украины многих заставила задуматься о том, почему это стало возможным? Чем 24 года занималось государство, если целый регион оказался таким изолированным, и что делать, чтобы этот кошмарный сон закончился? На последний вопрос первым вызвалось отвечать отнюдь не государство, а волонтерская братия, сформировавшаяся после Майдана.

Начало "Нового Донбасса"

В николаевской школе №3 - около 200 учеников (до войны было больше). Во время боевых действий в июле прошлого года школа тоже находилась под обстрелами. Была разрушена крыша, выбиты окна, двери, выщерблены стены. По словам бойца Нацгвардии Артема - уроженца Николаевки, когда-то учившегося в этой школе, где до сих пор работает его мама, - во время боевых действий здесь находились террористы.

- Я поехала на съемку в Попасную как режиссер творческого объединения Babylon'13, - рассказывает руководитель "Нового Донбасса" Лариса Артюгина. - Там ко мне подошел Артем и попросил о помощи. У Артема была мечта - чтобы 1 сентября дети из Николаевки пошли в школу. Но школа была разгромлена, и парень попросил меня снять ролик, чтобы рассказать о проблеме и найти спонсоров. Я пообещала помочь, если подключится и будет готова помогать вся община города.

Мы сняли небольшой фильм, и я начала всем об этом рассказывать, спрашивать, кто может помочь. Святослав Юраш из Babylon'13 познакомил меня с Оленой Кошарной из Всемирного конгресса украинцев. Человек с открытым сердцем, она прониклась ситуацией и дала деньги. Тогда я сказала Саше Фоменко (теперь главный менеджер "Нового Донбасса"): "Собирай активистов культуры, надо ехать".

Помогать и физически, и культурно (душевно) - принципиальная позиция "Нового Донбасса", в марте официально ставшего общественной организацией. С одной стороны, некорректно и неэтично пытаться наладить диалог с людьми, у которых разрушен дом. С другой - чисто материальная помощь не меняет мышление, ее недостаточно, чтобы наладить диалог. Тем более что коррупция в Украине продолжает жить своей жизнью, и рассчитывать на то, что выделенные финансы просто так дошли бы по назначению, как минимум, наивно".

Волонтерские экспедиции

В октябре 2014-го в Николаевку приехала первая экспедиция волонтеров - актеры, художники, специалисты кино, психологи. В течение двух недель каждый из них проводил мастер-классы и уроки профориентации со школьниками. Параллельно убирали и ремонтировали. В облагораживании территории принимали участие все - и школьники, и волонтеры, и учителя, и родители. Вопросы идеологии дружбе не слишком способствовали. "Когда директор школы объявила субботник, многие родители были настроены агрессивно, - рассказывает Л.Артюгина. - Спрашивали нас: "Что вам здесь нужно? Вы же от киевской хунты". Я переживала еще и потому, что с нами был Алик - боец Нацгвардии, приехавший на время ротации. А здесь 80% населения поддерживало сепаратистов.

Но мы аполитичны и приезжаем только с культурой. Да и совместный труд все же сделал свою работу. Агрессия ушла. Так что беседу мы закончили выяснением того, что первично: бытие или сознание. Этот вопрос снял идеологическое напряжение".

И все же главная работа, по словам волонтеров, происходила между поездками - когда у николаевских школьников, их родителей и учителей было время осмыслить произошедшее.

"Зимой, перед днем Святого Николая мы готовили праздник, украшали коридоры, зал школы, - продолжает руководитель "Нового Донбасса". - Поздно вечером в одном из классов я услышала шум - двое мужчин прибивали плинтус. Оказалось, один из них - тот, с кем тогда спорили на субботнике. "Мы вам так благодарны, - говорит. - Передайте спасибо волонтерам за помощь нам и нашим детям".

Вторая поездка состоялась в декабре. Состав волонтеров несколько поменялся - появились драматурги, журналисты, рукодельница, специалист IT и преподаватель хип-хопа.

"Атмосфера второй поездки отличалась кардинально, - рассказал актер Театра на Подоле и главный менеджер "Нового Донбасса" Александр Фоменко. - В первый раз на нас смотрели с большой опаской. Общаться было очень тяжело. Потом сами местные вспоминали: "Мы не знали, о чем с вами можно, а о чем нельзя говорить". Они не понимали, что происходит, и зачем мы приехали. Но когда увидели, что и как мы делаем, личностный диалог стал налаживаться.

В первой поездке мы сняли два фильма, сделали выставку арт-терапии - каждый нарисовал свою картину. А через шестнадцать дней уехали. И люди почувствовали: что-то случилось. Это что-то их ощутимо изменило. И когда мы приехали во второй раз, то почувствовали - они нас ждали.

Кульминацией второй поездки стал праздник Святого Николая. Волонтеры с детьми готовили постановку Театра Теней. Лиза Костыркина, занимавшаяся постановкой, была потрясена талантом школьников.

Святого Николая играл немецкий режиссер Георг Жено, по случайному стечению обстоятельств присоединившийся к проекту во второй поездке. Его роль не ограничилась раздачей подарков. Георг выслушал и прочел все пожелания детей, большинство из которых касались мира в Украине: "Но дети хотели от меня чего-то большего - надежду, веру в то, что война закончится и больше никогда не повторится. Если бы кто-нибудь еще месяц назад сказал мне, что я буду играть Николая в таком старомодном костюме, я бы, наверное, в это не поверил. Но случилось что-то страшное. И чудесное. Страшное, потому что каждый четвертый ребенок, подходивший ко мне, желал мира в Украине. И только потом - что-нибудь еще для себя. Например, маленькую собачку, как первоклассница Юля.

Город Николаевка нуждался в чуде. И в эту неделю все мы стали Николаями".

Эта школа, город, люди запали Георгу в душу. Он возвращался туда не раз, создав инсталляцию "Страх в Украине", которую показал уже в нескольких городах Европы, а также проект Hands&Hearts for Ukraine - для привлечения европейских волонтеров. Последняя работа Георга Жено и драматурга Наталии Ворожбит (также начавшей свое знакомство с Николаевкой с поездки вместе с "Новым Донбассом") - "Моя Николаевка" состоит из историй самих школьников о любви к городу и о любви вообще. Их рассказы, очень откровенные, говорят о том, о чем родители и учителя даже не догадывались. В конце июня постановка была показана во Львове в рамках Национального форума "ДОНКУЛЬТ - Мистецькі надра".

Об идеологиях

Хотя все украинские волонтеры "Нового Донбасса" - люди, имеющие твердую и понятную гражданскую позицию, в поездках, особенно поначалу, политические темы не поднимались. И дело не только в безопасности.

Знаю, сейчас у многих появляются мыслишки: а, может, ну его, этот Донбасс? Зачем что-то там отстраивать, если нет гарантии, что опять не придут сепары? Так вот, я считаю, что всего этого не случилось бы, если бы кто-то вот так ездил и просто общался с людьми. Проблема ведь не в идеологии. Почему кто-то должен верить нашим рассказам из Киева о том, как жить? Если тебе есть, что сказать, то сделай и покажи.

Цель организации "Новый Донбасс" (неофициальный слоган которой - Help Yourself, помоги себе сам) - создавать громады, которые станут основой гражданского общества в Украине; показать людям, что от них тоже что-то зависит и что, в первую очередь, они сами - строители своего будущего.

Мышление людей на Востоке Украины часто не подразумевает личной ответственности за собственную судьбу. Так исторически сложилось. Люди поколениями считали себя винтиками, которые ни на что не могут влиять. Отказаться от мышления винтика и начать мыслить свободно - очень непросто.

Проект "Новый Донбасс" не ставил перед собой целью кого-то в чем-то переубеждать. Но в результате совместной работы, общения и обмена опытом некоторые изменения произошли сами по себе. Так, над школой взвился украинский флаг. Многие школьники получили украинские паспорта. А ведь альтернативой мог стать паспорт ДНР. На взгляды старшеклассников во многом повлияла поездка на Западную Украину, которую устроила для них известная актриса и волонтер Римма Зюбина. Одним из самых ярких и по-хорошему шокирующих впечатлений для школьников стала русскоязычная школа в Мукачево.

Приехав в Николаевку второй раз, волонтеры сразу приметили среди одиннадцатиклассников длинноволосую красавицу Леру в вышиванке. "Я надела ее, потому что хотела сделать приятное волонтерам, - сказала девушка. - Не скрою, многие из нас, и я тоже, поддерживали "первую волну" зарождения всего этого движения здесь. Но в нужный момент, слава Богу, я все поняла… Поняла, что люблю свою Украину и горжусь этим безумно. И как же круто сейчас среди сброда слепо идущих за идеями ДНР–ЛНР иметь свою позицию и сказать: "Я - украинка!"

"Мы не говорим в поездках о политике, - объясняет Лариса Артюгина. - Наш проект - культурный. Мы убеждены, что это единственный язык, который могут услышать все. Но культура означает не концерт после фуршета, а процесс ее творения. Вместе со школьниками и родителями мы рисуем, проводим уроки драмы, пишем… Мы вместе творим культуру. И считаем, что именно это больше всего сейчас нужно этим людям. Это залечивает раны, объединяет, поддерживает и помогает. Культура - это клей, который может склеить Украину, как разбитую чашку. В японской культуре есть искусство "золотого шва" - Кинцуги, реставрация керамических изделий. В клей добавляется золото, и склеенная чашка ценится больше, чем новая. Культура - это золотой шов. Думаю, если бы была возможность на какое-то время Запад переселить на Восток и наоборот, то не было бы войны".

"Моя Николаевка"

29 мая в николаевской школе №3 состоялся последний звонок. В этом году он, наверное, был самым людным за всю историю учебного заведения - тележурналисты, официальные лица и, конечно, волонтеры. Театр Теней, Book-crossing платформа, художественная студия работают здесь и после того как закончился проект. И все же главным успехом "Нового Донбасса" Лариса Артюгина считает тот факт, что школьники (да и некоторые родители и учителя) теперь сами мечтают стать волонтерами.

Катя Сергеева:

- Наш учебный год был совершенно не такой, как обычно. Обычно - это какие-то занудные уроки, серые будни, абсолютно неинтересные, когда не хочется идти в школу. Но когда я заболела после зимних каникул и узнала, что к нам в школу снова едут волонтеры, то расстроилась. И хотя обычно, когда болею, то люблю посидеть дома и не тороплюсь в школу, тут я сказала: "Мама, я иду учиться!" Не представляю, что бы мы делали без "Нового Донбасса". Они помогли нам восстановиться, как-то жить обычной жизнью… То есть снова радоваться каким-то незначительным моментам…

Анатолий Скатькив:

- Мы стали понимать, что все люди разные, мнений - много. Судить поверхностно и при этом быть уверенным в своей правоте - не всегда правильно. Нужно думать. Николаевцы стали больше понимать людей, контактировать с ними. Да, противоречия по-прежнему есть. Но не так, как было сразу после войны. Это было что-то страшное. Я, например, осознал, что мне тоже хочется помогать людям, быть волонтером. Нужно открываться людям, и не бояться этого.

Виктория Городинска, ученица 8-го класса, взялась продолжать Театр Теней после того, как волонтеры уехали. Участвовала в постановке "Моя Николаевка". Свой рисунок прокомментировала у себя на странице в Facebook: "Пока есть время, хочу чуточку рассказать о смысле этого рисунка, ибо учителям он был не особо понятен (фото: незаконченный вариант). Первая часть - рыжеволосая девушка с шикарными локонами. Просто сидит в школе за партой, закатив глаза вверх, с мыслью: "Как скучно. Когда это закончится?" (мне не разрешили вставить надпись). Вторая часть - та же девушка, которой протягивают руку помощи, на которую она боится как-либо отреагировать. И третья, последняя - счастливая девушка стоит в окружении волонтеров. Так же закатив глаза вверх, она будто смотрит назад в прошлое и думает: "Как хорошо, что этот период грусти закончился". И да, люди нарисованы со смыслом. Здесь есть Георг, Лиза, Маша и Лора. На большее меня не хватило. Большое вам всем спасибо. Даже этот рисунок помог посмотреть на ситуацию со стороны, так сказать".

Конечно, в городе осталось много нерешенных проблем. Но важно то, что здесь был задан вектор для развития, для дальнейшего диалога и, в конечном итоге, построения гражданского общества.