Высокие израненные дубы и сосны в лесу около села Мощун на Киевщине хорошо помнят март 2022-го. Здесь украинские войска сдерживали россиян на подступах к столице. Враг обстреливал наших защитников и село «Градами», бомбил с самолетов. Несколько раз позиции в этом лесу переходили из рук в руки. И каждый раз во время атак лес терял сотни деревьев, а Украина — десятки своих лучших дочерей и сыновей. Один из них — старший лейтенант, командир роты 72-й бригады Бадри Лолашвили с позывным «Пиночет».
Тело Бадри родные нашли почти через два месяца после его гибели, а хоронили — в первый день рождения его сына. Чтобы не сойти с ума от горя, мама и брат Бадри Лолашвили основали благотворительный фонд в его честь. Они помогают другим семьям искать тела родных и обустраивают Мемориал памяти павших защитников и защитниц в мощунском лесу. Кем был Бадри Лолашвили и как его семья сплачивает вокруг себя тех, кто потерял родных, — рассказываем в материале.
Отличник по жизни
Бадри родился в Грузии 3 января 1980 года в семье грузина и украинки. Когда мальчику было четыре года, семья переехала на малую родину матери — в поселок Драбов на Черкасчине.
Мальчик рос настойчивым, любознательным и жадным к учебе. Мама, Лариса Лолашвили, говорит, что у него получалось все, за что бы он ни брался. По журналам «Ешко» выучил английский в 9 классе. В свое время играл в футбол, бегал, был виртуозом в математике, хотя и учился в гуманитарном классе. Брат Павел сознается, что для него Бадри был главным авторитетом в жизни, человеком, на которого он равнялся.
Школу мальчик окончил с золотой медалью. Потом учился в НТУ «Харьковский политехнический институт» на экономиста.
«После экономического факультета Бадри хотел окончить еще физико-математический. Его интересовала и юриспруденция. Но сына в ХПИ заметил профессор Лев Раскин, который разрабатывал систему наведения танка. Он предложил Бадри учиться в аспирантуре и писать кандидатскую диссертацию. И сын согласился. Но до защиты кандидатской не дошло, поскольку не было достаточно денег, чтобы заплатить официальные платежи для сбора комиссии», — вспоминает Лариса Лолашвили.
Университет Бадри окончил с «красным» дипломом. После учебы уверенно и быстро поднимался по карьерным ступеням на государственной службе. Сначала работал в финансовом управлении Драбовской райгосадминистрации. Потом — в местном КРУ. Со временем его пригласили в КРУ Оболонского района Киева. А затем — в Департамент образования и науки, молодежи и спорта.
«Пиночет»
Бадри не служил в армии, но окончил военную кафедру в университете. Поэтому, когда в 2014 году в Украине началась война, пошел добровольцем на фронт, хотя имел бронь от КГГА.
1 сентября 2014 года он встал в ряды 14-го батальона Черкасской ТрО. А уже через четыре дня был на передовой. Когда погиб командир роты, Бадри заменил его. Со временем 14-й батальон ТрО стал частью Белоцерковской 72-й бригады.
«У Бадри долго не было позывного. Кто-то из ребят пошутил: «Будешь Пиночет». Когда у него спросили: «А почему Пиночет?» — он ответил: «А почему не Пиночет?». Все рассмеялись, а Бадри в конце концов получил позывной. Он долго держал высоту под Волновахой. Даже когда должны были отступать, сохранил ее. Эту высоту называли Пиночетовской и после демобилизации брата. А захватили ее россияне лишь после вторжения 24 февраля», — вспоминает брат Павел.
Бадри демобилизовался в сентябре 2015-го и вернулся в столицу, где возглавил КНП «Образовательное агентство города Киева». Но в свободное время наведывался к побратимам на передовую: привозил нужные вещи и очень радовался, как изменилось украинское войско с начала войны.
Новатор в образовании: физика и химия в VR и AR от Бадри Лолашвили
Когда Бадри возглавил Образовательное агентство, он увлекся технологиями виртуальной (VR) и дополненной реальностей (AR). В конце концов это привело к созданию проекта Book`VAR — учебник, мобильное приложение и VR-шлем. Это комплексная программа по физике для учеников 7–11-х и химии для 8– 9-х классов. Она открыла абсолютно новый подход к образованию.
Используя VR-шлем и джойстики, ученики в режиме реального времени выполняют эксперименты по физике в виртуальной реальности. А с помощью мобильного приложения и специального учебника — проходят тему по физике в 3D. Этими разработками уже пользовались ученики нескольких киевских школ. В дальнейшем инновация должна была распространиться на всю столицу, а потом — и Украину.
Агентство работало над созданием полноценного виртуального класса по всем предметам, что было особенно актуально во время пандемии коронавируса. Бадри также организовал Первое онлайн-радио «Школа», контент для которого создают сами дети.
Сейчас обязанности директора Образовательного агентства исполняет заместитель Бадри Никита Бугаев. Он приехал отдать почести коллеге и товарищу в Мощун. Говорит, не впервые здесь. Наведывался и весной, когда территория была захламлена после длительных боев, и в другие дни, когда здесь воздавали дань героям.
«Мы работали с Бадри почти 14 лет в сфере образования. Он был многогранным человеком и настоящим патриотом. Возил с собой в путешествия украинский флаг еще до того, как это стало популярно. О Бадри можно написать книгу, такой масштабной личностью он был. Он достигал результата во всем, за что брался. Цифровизация образования, спорт и даже военное дело… Очень жаль, что Бадри больше нет. Я грущу за ним как товарищ. А Украина потеряла большой талант и ум новатора», — сдерживая слезы, говорит мужчина.
Он добавляет, что из-за войны у агентства есть проблемы с финансированием и командой. Но все наработки и идеи Бадри об оцифровке образования сохранены, зафиксированы и продолжат жизнь и развитие после победы.
«Какой смысл в том, что я служил в АТО, если россияне захватят Киев»
В 2020 году Бадри женился на своей возлюбленной Яне. Через год у пары родился первенец — сын Дамир.
«Бадри был идеальным отцом. Он очень ждал сына, участвовал в каждом его шаге: походах к врачу, прогулках, купании, любил просто любоваться, как малыш спит... Когда я рожала Дамира, муж ждал под дверями и даже записал на диктофон первый крик сына. Только с папой Дамир смеялся заливаясь», — вспоминает жена Яна.
По ее словам, Бадри хотел большую семью: двух сыновей и девочку Адель. Планировал, чтобы между мальчиками была небольшая разница в возрасте, чтобы они поддерживали друг друга, как это было у них с Павлом.
Родные говорят, что Бадри был уверен: полномасштабной войны не избежать. Он встретил ее в доме родителей на Черкасчине. Мама, Лариса Павловна, рассказала, что в ночь с 23 на 24 февраля они долго разговаривали на кухне. А когда расходились спать, сын сказал: «Ну, если этой ночью не начнется, то войны уже не будет». Но она началась, поэтому утром Бадри отвез маму с невестками и детьми в более безопасное место, а сам вернулся в Киев.
Сначала мужчина вступил в ряды терробороны. Но понимал, что врага надо останавливать не в Киеве, а на подходах к нему. Поэтому настаивал, чтобы его взяли в 72-ю бригаду, где он был в резерве.
«В последний раз мы виделись 6 марта, Дамиру было ровно 10 месяцев. Я знала, что Бадри пойдет воевать. Иначе быть не могло, ведь чужаки вторглись на нашу землю. И просила, чтобы ждал повестки, а не шел добровольцем, как в 2014-м. Я говорила, что у него есть мы, что у него есть Дамир. Помолчав, он лишь обронил: «Зато Дамирчик скажет, что его отец воевал», — вспоминает последнюю встречу жена Яна.
Наверное, Бадри чувствовал, что больше не увидит родных людей. По словам Яны, потом он делился с коллегами: «Когда я закрывал дверцу машины, мы с Дамирчиком смотрели друг на друга. Он смотрел и не знал, что видит меня в последний раз».
Яна и Бадри ежедневно обменивались словами любви и поддержки. Не созвонились только 10 марта. Как оказалось, в тот день Бадри стал командиром роты 72-й бригады и поехал к побратимам на позиции в село Мощун.
«Брат утверждал, что врага нужно остановить до того, как он зайдет в столицу. Говорил, что не сможет объяснить сыну, зачем воевал на Донбассе, если Киев возьмут. Я видел, что он рвется на передовую. И был лишь вопрос времени, когда он туда попадет», — размышляет Павел.
Бадри похоронили в первый день рождения его сына
11 марта Бадри приезжал в Пущу-Водицу за вещами. Там была мобильная связь и он попытался дозвониться жене. Но поговорить не удалось. В тот же день Бадри вернулся на позицию, и с тех пор родные потеряли с ним связь.
12 и 13 марта в Мощуне шли жесточайшие бои за Киев. Враг наступал. Украинские войска, сколько могли, отражали атаки. Но силы были неравные. Поэтому 13 марта наши защитники получили приказ отступать. Бадри почему-то не смог этого сделать. Когда через полтора месяца найдут его тело, в заключении о смерти напишут: погиб в ближнем бою от пулевого ранения.
«Никто из побратимов не видел Бадри раненным или мертвым. Поэтому мы еще долгое время надеялись, что он в больнице или плену. Везде искали», — со слезами на глазах говорит Павел.
Но 4 мая в мощунском лесу военные нашли табличку с надписью: в окопе похоронены два украинских защитника. Оказалось, один из них — Бадри Лолашвили. Павел считает, что позиции засыпали наши воины, когда отступали. Ведь при Бадри сохранились телефон и деньги, которые он брал, чтобы покупать солдатам сигареты и вкусняшки. Точные обстоятельства гибели «Пиночета» можно будет узнать позже, когда его побратимы вернутся с фронта.
Бадри похоронили в Драбове, рядом с могилами родственников. Это произошло 6 мая — в первый день рождения его сына. На память о папе у Дамира останутся фото, видео и воспоминания родных и близких.
«Нам с Бадри посчастливилось найти друг друга. Я всегда знала: главное, что у меня есть он, остальное — неважно. Теперь его нет. И это чувствуется так, словно забрали больше, чем половину меня… Мой муж был очень добрым ко всем. Жаль, что сын больше не узнает этой доброты», — говорит Яна.
Благотворительный фонд в память о сыне
Семья очень тяжело переживала потерю Бадри. С вестью о том, что тело нашли, умерла надежда, что жизнь еще может быть такой, как раньше. После погребения начались серые дни, хотя за окном светило солнце и приближалось лето.
Чтобы помочь маме прийти в себя от горя, Павел создал «Благотворительный фонд «Бадри Лолашвили». Его цель — соорудить мемориал на месте гибели защитников Украины и заботиться о нем. А еще — помочь другим семьям отыскать тела бесследно пропавших и вернуть их домой. По словам Павла, уже официально установили имена 35 людей, погибших в боях в Мощуне. Но их, вероятно, намного больше.
«Мы сами прошли этот тяжелый путь поисков тела. Позже к маме начали обращаться родственники других погибших, чтобы она поделилась информацией. Тогда мы твердо решили, что должны помочь и увековечить память обо всех, кто здесь погиб», — говорит Павел.
Так семья вместе с другими родственниками погибших и местными начала обустраивать лесную полосу в Мощуне. Сегодня в селе о событиях семимесячной давности напоминают разрушенные дома, сожженные авто вдоль обочин и израненные деревья.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/2ce283853fc5ef03b94d55c49ed42270.jpg" ltitle="Село Мощун после боев за Киев" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/8cce97aa9955dafa46f7060f3f3fc6ce.jpg" rtitle="undefined"]
В самом лесу, возле окопа, где нашли тело Бадри, стоит памятная плита в его честь. В нескольких десятках метров от нее прямо на дереве прикреплено фото другого военного по фамилии Зиновьев. Везде флаги, цветы, свечи...
14 октября, в День защитников и защитниц Украины, здесь собралось несколько десятков людей, чтобы воздать почести своим героям, помолиться и основать Аллею в их честь. Мужчины и женщины высадили кусты калины, туи, хризантемы и другие растения.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/0dc32ad1f83e9ae9417b9c883a1940af.jpg" ltitle="Калина, посаженная в честь погибших в Мощуне военных" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/cfe9cd098e1ef472c8128c64edefea60.jpg" rtitle="undefined"]
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/dceac34afa280730916eb202927b0b61.jpg" ltitle="В этом лесу люди отдают дань памяти всем, кто погиб за Украину" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/3cfb147abac2838c9987eee9f21bcba4.jpg" rtitle="undefined"]
За работой на их лицах на мгновение появлялись улыбки. Так фонд в честь Бадри Лолашвили мимоходом делает еще одно сверхважное дело, о котором его организаторы, возможно, и не думали, — объединяет людей в сообщество. Это помогает им всем пережить индивидуальное и вместе с тем общее горе. Ведь они понимают боль друг друга, как никто другой.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/973b458121ce12b073c777a2fcf71d36.jpg" ltitle="В лесу еще много воспоминаний об украинских героях" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/ece8127e0a7b705894f218668f32d826.jpg" rtitle="undefined"]
Если оглядеться вокруг, в мощунском лесу еще много личных вещей и предметов быта украинских военных. Вот там чей-то сын застилал пленкой дно блиндажа, где постоянно была вода. На другом конце цепочки блиндажей — остатки полевой кухни. А дальше — аккуратно сложенный спальный мешок, в котором, возможно, холодной ночью видел свой последний сон чей-то отец. На спальнике стоит подписанный белым ботинок «с-т булдак», кусок бинта…
Под вечер, когда люди расходятся, в лесу остается только ветер, который своим шепотом пытается унять боль надломленных деревьев…