UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хэллоуины нам чужие. А магия наша

В "Музей гуцулскої магії" спешишь как заколдованный.

Автор: Светлана Кабачинская

Суеверных людей всегда больше, чем тех, кто полагается исключительно на себя. Потому что если на себя, то все нужно делать самому. А так хочется поверить, будто что-то хорошее для тебя может сделать кто-то где-то там и, главное, на дурняк - тебе для этого и пальцем не придется пошевелить. Нет, пальцем еще можно, указательным. Ну, и произнести какое-то волшебное слово.

Одним словом, всем хочется чудес.

И потому, когда среди рекламных щитов на битой - в буквальном и переносном смыслах - дороге видишь вдруг разрывы молний на грозовом небе и надпись "Музей гуцулскої магії" (второе слово так и написано - с местным произношением), то спешишь туда как заколдованный. Тем более что указанный адрес - пгт Верховина, Жабьевский поток, 66 - тоже добавляет страшноватой таинственности, в которую невыносимо хочется проникнуть. Вот хочется - и все! Даже когда упомянутая улица все время будто заканчивается, а этого демонического номера все нет и нет, ты усматриваешь в этом какой-то потусторонний знак. И тут, наконец, хатка, как у ведьмы, окруженная всеми возможными признаками магии - и котами, и пеньками, и клюками, и еще неизвестно чем, но точно сказочным. Все это сделано из дерева, однако кто знает, во что живое оно может превратиться в одну из вальпургиевых ночей?!

Но в обычные дни это просто музей, созданный верховинцем Николаем Данилюком. Созданный с убеждением, что все странное и сверхъестественное интересно людям, как и ему, потому что большинство экспонатов музея собраны руками пана Николая. Его же руками созданы деревянные скульптуры вокруг музея. А в самом музее размещены экспонаты, которые иллюстрируют историю и природу Гуцульщины с такой немного жуткой, но больше познавательной стороны, потому что демонстрируют весьма странные предметы, найденные здесь, на этой земле: камень-громовицу, отколотый молнией, камень счастья с проросшим сквозь него деревом, "перо ангела"… И даже обычные бытовые вещи, которые принадлежали удивительным людям со сверхъестественными способностями - мольфарам, а теперь переданы их потомками в музей, без сомнения, таят в себе остатки колдовства своих бывших хозяев.

Светлана Кабачинская

Во всяком случае, это следует из рассказа гида, голос которой звучит вкрадчиво, таинственно. Ведь речь идет о колдунах, которых в Карпатах называют мольфарами. Мольфары есть разные - добрые и злые, ясновидцы и экстрасенсы, знахари и целители, травники и шептуны. А еще есть "градивныки", или же "хмарныки" - люди большой силы воли, способные разогнать тучи и отвернуть бурю: недаром же их величают планетниками. О таком могущественном колдуне впервые рассказал Михайло Коцюбинский в повести "Тіні забутих предків" еще в 1911 г. Он писал тогда в письме к жене: "Гуцул - глубокий язычник, который всю свою жизнь, от рождения вплоть до смерти, проводит в борьбе с духами, населяющими горы, леса, реки и озера". Знаменитый фильм Сергея Параджанова "Тіні забутих предків", снятый в 1964 г., сделал этот край, преисполненный мистики и чар, известным на весь мир. Ведь и повесть, и фильм создавались здесь неподалеку, в селе Криворовня Верховинского района.

Фантастическая природа Карпат и сегодня дает простор для самых фантастических фантазий, которые, однако, вполне могут быть правдой. Музей гуцульской магии как раз и рассказывает об известнейших здешних мольфарах, к которым ходили лечиться, спасаться, узнавать о прошлом, будущем, судьбе и как защититься от беды. Пересказывают, что один из них, Михайло Нечай, на протяжении нескольких дней, дождевых по прогнозам, держал небо сухим над первым конкурсом украинской песни "Червона рута" в Черновцах в сентябре 1989 г. А мольфарка, Параска Соколовская, считалась повелительницей гадюк. Неудивительно, что именно такие истории особенно интересны для туристов, которых, по словам гида, этим летом каждый день бывало в музее от двухсот до полутысячи человек. Ведь лучше увидеть змей и гадюк экспонатами в стеклянных банках, чем встретиться с ними где-то на лесных тропах. А что этой и другой живности много в местной чаще, болотах и реках, можно понять хотя бы из бывшего названия поселка Верховина - Жабье.

Светлана Кабачинская

Неудивительно также, что возник такой музей в Верховине. Потому что, во-первых, грех не использовать местные легенды, пересказы, вообще магию как одну из составляющих культуры гуцул, чтобы и туристов прибывало, и свежая копейка водилась. А, во-вторых, создавать частные музеи стало традицией в Верховине: поселок едва ли не самый богатый в Ивано-Франковщине такими вот изюминками туристического бизнеса. Здесь и музей музыкальных инструментов, и частная сыроварня, и дом-музей фильма "Тіні забутих предків", и…

Все-таки легкая была рука у того, кто сделал первый в Верховине музей. Или же это просто магия, созданная руками тех, кому не на кого полагаться, кроме как на себя.