Проблема старения населения актуальна не только для Украины, но и практически для большинства развитых стран мира, в частности и стран Европейского Союза.
При этом проблема старения населения, с одной стороны, является вызовом, поскольку давит на системы социального обеспечения, а с другой - ставит вопрос разумного использования трудовых ресурсов людей среднего и пожилого возраста в ситуации ограниченности рабочей силы в большинстве стран ЕС и Украины в частности.
Культ эйджизма, наблюдаемый в Украине, выливается в дискриминацию людей пожилого возраста во многих сферах общественной жизни. Проблему эйджизма мы часто рассматриваем в контексте нарушения прав человека среднего или пожилого возраста в сфере занятости - при приеме на работу или увольнении.
Дискриминация по возрасту на рынке труда - один из наиболее распространенных видов дискриминаций во многих странах. Даже сравнивая уровень занятости и безработицу среди людей в возрасте 55–64 лет, как это заведено в ЕС, мы видим, что уровень занятости этой категории на 10–13% ниже уровня занятости населения в возрасте 20–64 и на 25% ниже, чем в когорте 35–49-летних.
Проблема старения сегодня является серьезным вызовом как для систем социального обеспечения, так и, собственно говоря, для жизни человека среднего и пожилого возраста. Среди всех мер, принимаемых в развитых странах для ее преодоления, на первом месте - создание условий для активного старения. Это значит, что для человека, который достиг определенного возраста, должны быть созданы условия для продолжения активной общественно-политической жизни, и особенно на рынке труда. В этом контексте, понятно, что дискриминация по возрасту запрещена во всех странах ЕС, в Украине - тоже.
Между тем с каждым годом общий процент людей предпенсионного возраста и достигших пенсионного возраста на рынке труда увеличивается. Поэтому для них нужно создать возможность учиться в течение жизни.Это важно для лиц не только пожилого, но и среднего возраста, потому что в наше время профессиональные навыки и формы занятости быстро меняются, соответственно - меняются требования работодателей. Рынок образовательных услуг должен чувствительно реагировать на изменения на рынке труда. Но, безусловно, говоря о необходимости создания такого рынка образовательных услуг, следует задуматься и над другим вопросом: а нужен ли каждому человеку, особенно рабочих профессий, старый диплом государственного образца? Не лучше ли расширить возможности неформального образования на рабочем месте или дистанционно и после соответствующего тестирования зачислять человека на работу по полученной специальности?
Не должно быть монополии профессионально-технических учреждений или учреждений государственной службы занятости. Человек и работодатель должны иметь право выбора образовательного учреждения для получения новых навыков или профессии. Сегодня некоторые считают, что для обучения взрослого населения нужен отдельный закон. Я думаю, что это неправильный подход. Лучше инкорпорировать в закон о профессиональном образовании норму об обучении взрослого населения. Тогда это тоже будет в определенной степени построение мостика между поколениями, квалификациями, опытом одних и других для продолжительной трудовой жизни.
Для того чтобы человек продолжал активную трудовую жизнь, необходимо развить социальную инфраструктуру, в частности создать или восстановить детские дошкольные учреждения. Законодательством предусмотрено охватить всех дошкольников старше трех лет дошкольным образованием, но сегодня у нас большие очереди в детсады, т.е. возможности доступа к ним ограничены. Как следствие - детки приходят к школе неподготовленные или слабо подготовленные. Это - во-первых. А во-вторых, уход за ребенком возлагается на кого-то из взрослых, преимущественно людей постарше. Повышение пенсионного возраста должно было бы привлечь внимание государства, местных органов власти и самоуправления к развитию и обновлению сети детских дошкольных учреждений.
Власть не должна показывать плохой пример игнорирования людей пожилого возраста. На мой взгляд, когда Законом "О занятости населения" (2013) был принят показатель 45+ как квота для обязательного трудоустройства определенного количества лиц, то уже этим заложили низкую возрастную планку для дискриминации. Тем самым работодателям подали "сигнал" рассматривать работника 45+ как неконкурентоспособного и игнорировать его при трудоустройстве. Поэтому нужно отказаться от квоты 45+, подняв ее как минимум до 50–53 лет. Это будет отвечать и повышению пенсионного возраста, который внедрен для женщин, и нуждам системы социального обеспечения: ведь чтобы получить пенсию, человек должен иметь довольно большой трудовой стаж. Как же можно его получить, если уже в 45 лет мужчина или женщина в расцвете сил попадают в категорию бесперспективных на рынке труда и, как следствие, выпадают из общественной и политической жизни. Особенно это проявляется в последнее время. Сейчас, к сожалению, пренебрегают опытом людей пожилого возраста, которые владеют глубокими знаниями, системным подходом к управленческим решениям, институционной памятью. А это наносит большой ущерб функционированию государственной службы.
Негативное восприятие людей пожилого возраста - не только на рынке труда, но и в обществе - разрушает также мотивацию молодежи идти работать в бюджетные учреждения или в органы власти и местного самоуправления. Кроме того, это стимулирует отток молодежи и людей разных возрастных групп на обучение и трудоустройство за границей.
Между тем хотел бы подчеркнуть, что и в Украине обозначились определенные перемены к лучшему в восприятии людей пожилого возраста на рынке труда. Так, по официальной статистике, в течение последних лет мы видим положительный показатель пусть даже небольшого роста количества занятых людей в возрасте 60+. Более того, я припоминаю период 2009–2010 гг.: когда экономический и финансовый кризис охватил Украину, то единственная категория, которая давала прирост занятости, - это люди за 55 лет (женщины), 60-летние и старше (мужчины). Сегодня я сравниваю данные двух кварталов 2018-го с соответствующим периодом 2019-го и вижу, что тоже произошел рост количества занятых именно в этой когорте (почти на 180 тыс. чел.). Преимущественно в сфере услуг, торговли и, конечно, бюджетной сфере, в частности образовании, здравоохранении. Это связано с несколькими факторами. С одной стороны, из-за низких зарплат молодежь не держится в школе или медицинском учреждении, а ищет работу в других секторах или частном бизнесе, или же за рубежом, а с другой - уровень пенсий, доходов людей среднего и пожилого возраста подталкивает их к поиску дополнительных заработков. Принимая во внимание все это, перед работодателями возникает очень важная задача: в рамках их социальной ответственности создавать условия для солидарности поколений в трудовых коллективах и обеспечивать достойную работу для всех.