UA / RU
Поддержать ZN.ua

Душа, раскованная революцией

В советский период эту неординарную личность упоминали как зачинателя поэтической ленинианы в Украине.

Автор: Роман Якель

Имя Валерьяна Полищука возвращается из полнейшего забытья. В советский период эту неординарную личность упоминали как зачинателя поэтической ленинианы в Украине, автора почти фантастической поэмы «Ленин» (1922), написанной на два года раньше знаменитой оды «вождю мирового пролетариата» Владимира Маяковского. Изредка Валерьяна Полищука не забывали называть среди творцов детских сказок. А уже в 1980-х о поэте заговорили как о певце Октябрьской революции 1917 года и противоречивой фигуре в украинской литературе. И только на рассвете независимости Украины этого человека начали интерпретировать в духе исторической справедливости - поэт «расстрелянного Возрождения». Однако все сказанное выше представляется лишь одиночными штрихами к многогранному и сложному образу Валерьяна Полищука - поэта, прозаика, публициста, литературоведа. Первого октября исполнилось 115 лет со дня его рождения.

Желание быть образованным Валерьян унаследовал по отцовской линии. Дед Александр, хлебороб, организовал в своем доме школу, первую в селе Бильче на Ривненщине. И уже его сын Лев научился грамоте. А поэтическая натура Валерьяна - от матери Софии, певучей, остроумной женщины, которая умела «приговаривать стихами».

Чтобы сын прожил зиму в Луцке и подготовился к вступлению в гимназию, отец продал полторы десятины земли и корову. Способный ученик зарабатывал на жизнь частными уроками. А когда получил земскую стипендию - 103 рубля, то не растранжирил ее на мелочи, а купил отцу корову-кормилицу.

В 1914 году до Луцка докатилась Первая мировая война. Валерьян Полищук переводится в Екатеринославскую классическую гимназию. И здесь не обошлось без приключений. Смелый характер подсказал юноше: издавай русско-украинский сборник «Первая ласточка», не спрашивая на это разрешения у руководства гимназии. Так и поступил, напечатав в сборнике первое стихотворение «Круті і низькі береги». Из-за споров со священником мальчика исключили из гимназии. Пришлось поработать на заводах - брянском и киевском «Арсенале». Но в конце концов возобновил учебу в гимназии и закончил ее с золотой медалью.

Валерьян отказался получать сельскохозяйственную специальность или духовный сан, на чем настаивали родители. Его привлекала архитектура. Поэтому поехал учиться в Петербург, в институт гражданских инженеров. Именно здесь его застала Октябрьская революция. По его собственным воспоминаниям, Валерьян вместе с рабочими охранял склады острова Сельдяной Буян.

Затем юноша поступает на историко-философский факультет Каменец-Подольского университета. Кроме обучения, Валерьян погружается в водоворот украинского национального возрождения, которое тогда царило (к сожалению, недолго) и дух которого поддерживали известные преподаватели этого вуза во главе с ректором Иваном Огиенко. В книге писателя Василия Горбатюка «З-під трави забуття» помещены уникальные документы из государственного архива Хмельницкой области. Из них мы узнаем, что весной 1920 года Валерьян Полищук входил в состав студенческой делегации, отправленной к главному атаману Симону Петлюре, чтобы донести ему «желание студенчества Каменец-Подольского государственного украинского университета принять участие в построении государства». От партии эсеров неравнодушного юношу избрали в комиссию для созыва Всеукраинского студенческого конгресса, которую он и возглавил. Способный юноша редактировал студенческий журнал «Нова думка».

С надеждой на обновление Украины

Валерьян Полищук восхищался октябрем 1917-го. Как он писал в одном из ранних стихотворений, он «кинув мотику, маузера взяв і молота холодного з криці і пішов руйнувати порослі мохом вежі...». Именно поэтому в его поэзии доминируют монументальные сцены «ударів, заграв, луни революції», образы «володарів, які здолають керувати цілими світами революції». Он стал певцом неспокойного времени, потому что считал, что революция высвободила творческий дух народа, дала людям возможность развивать свои таланты («дух мій розійшовсь міжзоряним етером»), хотя и не отрицает трагизма, кровавого развития тех событий («Ми трощили, любили, ми жили в наш смертний час»).

В 1920 году Полищук основал в Киеве литературно-художественную группу «Гроно», которая провозгласила новые принципы послереволюционного искусства. Девизом гроновцев стала «новонайдена краса руху, швидкості як антитеза інертності...». Через пять лет программные принципы «Грона» художник развил в организованной им литературной группе «Авангард». Он считал, что пролетарская революция - это не бунт, она руководствуется закономерным развитием истории. Поэт не согласен с неоклассиками, неоромантиками, футуристами как выразителями хаоса, «идеалистической ереси», хотя и сам был в большой степени идеалистом. Он выбрал творческий путь созидательного конструктивного динамизма, которого требуют новая жизнь, индустриализация страны. Мировоззрение молодого художника гармонировало с идеями его друга Мыколы Хвылевого: культурный ренессанс придет с Востока, а не с материалистического, рационального Запада. А революция лишь открывает ему дорогу...

Писатель Евгений Шморгун, который уже полвека исследует жизненные пути Валерьяна Полищука, по моему мнению, реально оценивает идейные мотивы его поэтического творчества: «Они вместе с Мыколой Хвылевым связывали революцию 1917 года с обновлением Украины, надеялись, что повысится уровень культуры, в частности литературы, театра. И находились основания для таких ожиданий. Советская власть сначала поощряла писателей, да и вообще творческую интеллигенцию. Валерьян Полищук ездил в творческие командировки в разные страны Европы, получал неплохие гонорары за книги. А позже все это свернули. Поэт искренне надеялся: коммунистическая власть сделает Украину украинской. И не его вина, что после революции наступила большевистская тирания»...

Валерьяну Полищуку не была чужда пейзажная лирика. Но за картинами сельской идиллии он видит мудрость жизни, мажорно сообщает о голосах радиостанции. Именно поэтому поэтический сборник «Радіо в житах» (1923) стал этапным явлением в его творчестве. Вне сомнения, ряд пейзажных стихов Валерьяна Полищука принадлежат к лучшим достижениям украинской поэзии. А в любовной лирике поэт вскоре эволюционирует от личных чувств к гимну мужественным женщинам, ожидающим мужей с фронта. В.Полищук проявил себя «мастером поэтической детали». «Звуковые образы в его стихах органически вплетаются в зрительные картины», - высоко оценивал его творчество литературовед Зиновий Суходуб.

Валерьян Полищук активно обращался к жанру поэмы и ее разновидностям - легендам, балладам, думам. В частности, «Думу про Бармашиху», где создан динамичный и колоритный образ крестьянки, которая начала поддерживать новую власть, критики считают одним из лучших поэтических произведений В.Полищука. За свою короткую жизнь он издал 15 поэтических сборников, романы в стихах «Ярина Курнатовська» и «Червоний потік».

Поэт считал, что о философе такого уровня, как Григорий Сковорода, нельзя просто говорить. Нужна поэзия. Так родился роман в прозе и стихах «Григорій Сковорода», сотканный из разных жизненных эпизодов, идей и впечатлений философа. Но из-за поспешности автора произведение, по оценкам критики, вышло не совсем целостным и завершенным.

Поэт очень любил детей, разговаривал с ними на их языке. И оставил детям поэтические сказки, которые учат добру и взаимопомощи. А взрослые получили его книги очерков, публицистики, литературной критики.

Трагический финал

6 декабря 1934 года Валерьян Полищук был арестован Харьковским управлением НКВД. Во время ареста у него изъяли записные книжки с ценными замечаниями. Из них видно, что писатель больно пережил разграбление села, названное коллективизацией («насильна колективізація обернулася нещастям міліонів», 12.05.1930), его угнетало самоубийство национал-коммунистов Мыколи Скрипника и Мыколы Хвылевого. Полищука обвинили в руководстве террористической группой, которая якобы готовила покушение на секретаря ЦК КП(б)У Павла Постышева. Как следствие - военная коллегия Верховного суда СССР приговорила писателя к десяти годам лишения свободы. И ненасытный молох репрессий на этом не успокоился. Приближалась 20-я годовщина большевистской революции. Коммунистическая власть решила принести этому событию бесценные жертвы - цвет украинской интеллигенции. В октябре 1937 года особая тройка УНКВД Ленинградской области приговорила Валерьяна Полищука к расстрелу. 3 ноября 1937 года в печально известном урочище Сандормох его вместе с Валерьяном Пидмогильным, Григорием Эпиком, Мыколой Кулишом, Лесем Курбасом и другими талантливыми украинцами расстрелял капитан Матвеев.

Возвращение в слове

Имя и творческое наследие Валерьяна Полищука украинскому народу возвращали в разные периоды. Но размер «порций возвращения» прямо зависел от развития демократических процессов. В 1960 году, во время хрущевской оттепели, в Киеве был издан томик избранных произведений поэта. Однако на периферии вельможи боялись открыто упоминать о своем земляке. Именно поэтому в 1964 году, когда писатель Евгений Шморгун приехал на родину Валерьяна Полищука, чтобы больше узнать о нем, его быстренько выпроводил из села Бильче колхозный парторг. В октябре 1982 года в праздновании 85-й годовщины со дня рождения поэта приняли участие второстепенные партийные лица. Поэт Мыкола Винграновский был единственным, кто тогда подчеркнул, что это имя достойно лучшей оценки. Только через пять лет, в зените горбачевской перестройки, издательство «Дніпро» выпустило уже более полный том «Вибраного». На рубеже 1980-1990-х годов в честь этого мастера слова в Украине начали активно устанавливать мемориальные доски, называть улицы его именем, издавать отдельные произведения.

Писатели, актеры, музыканты, да и все небезразличные люди, которые на днях собрались в Литературном музее Уласа Самчука в Ривном на «Свічу пам’яті», посвященную 115-й годовщине со дня рождения Валерьяна Полищука, были общего мнения: этот поэт подавал большие творческие надежды. И если бы энкавэдистская пуля не оборвала его жизнь, он стал бы классиком украинской и мировой литературы. А издание полного собрания сочинений было бы едва ли не самым достойным вкладом в сокровищницу памяти Валерьяна Полищука.